УНИВЕРСИТЕТЫ СИБИРИ. Начало университет. науке и образованию на востоке России положено учреждением в 1878 Имп. Томского ун-та (ныне – Томский гос. ун-т, ТГУ). Открытый в 1888, ТГУ долгое время оставался единств. У. в Сибири. Лишь в 1918 возник 2-й сиб. У. – в Иркутске (ныне – Иркутский гос. ун-т, ИГУ). В 1920 У. образовались в Екатеринбурге (ныне – Уральский гос. ун-т, УрГУ) и Владивостоке (Дальневосточный гос. ун-т, ДВГУ).
Как и при создании У. в Томске, в орг-цию УрГУ большой вклад внесли ученые Москвы и Петрограда. В состав УрГУ вошли Политехнический, Медицинский, Сельскохозяйственный, Педагогический ин-ты, Ин-т общественных наук и рабфак. УрГУ получил часть уник. б-ки Александровского лицея, закрытого в 1917. У. во Владивостоке открылся в составе 2 фак-тов (ист.-филол. и юр.) и Восточного ин-та. В кон. 1922 он объединен с созданными незадолго до этого Педагогическим и Политехническим ин-тами. В 1923 ДВГУ расширился за счет перевода во Владивосток из Читы недолго просуществовавшего в Забайкалье Ин-та народного образования.
Открытию новых У. после окончания Гражданской войны способствовал ряд обстоятельств. Система высш. проф. образования, в т. ч. университет., стала одним из приоритетов новой власти, испытывавшей острый дефицит квалифицир. специалистов. В об-ве также сохранялась престижность университет. образования: оно воспринималось как эталонное. Массовый «исход» в годы Гражд. войны интеллигенции, в т. ч. акад., из центр. городов на периферию создавал необходимую критич. массу для быстрого старта новых У. в Сибири, на Урале и на Д. Востоке. В то же время при первых признаках стабилизации в об-ве мн. профессора вернулись в европ. часть страны, из-за чего в 1920-е гг. возникло немало трудностей для сиб. вузов. Напр., только в 1921–22 Томск покинули 10 проф., из Иркутска уехало 42 проф. и преподавателя. Мн. кафедры сиб. У. оставались недоукомплектованными до кон. 1920-х гг.
В 1-й пол. 1920-х гг. У. работали по старым учеб. программам. Сиб. У. не только обеспечивали подготовку специалистов с высш. образованием, но и являлись ведущими науч. учреждениями. Наука на востоке России в эти годы развивалась в У. и вокруг них. Крупнейшим в Сибири науч. центром был ТГУ. С ним связаны попытки формирования в регионе комплекс. науч. учреждения, призванного осуществлять не только исслед., но координац. функции – Института исследования Сибири (1919). В Вост. Сибири быстро увеличивался потенциал ИГУ. Именно при этом вузе и при Томском технологическом ин-те (ТТИ) в 1923 возникли первые за Уралом самостоят. НИИ в системе высш. школы – НИИ биологии ИГУ и НИИ прикладной физики ТТИ.
В дальнейшем У. вместе со всей высшей школой на востоке России пришлось пережить не одну масштаб. реорганизацию. Рубеж 1920–30-х гг. оказался переломным для развития университет. образования. Начавшаяся социалистич. реконструкция сопровождалась утверждением курса на приоритет. развитие отрасл. системы в высш. школе. Реформа, призванная обеспечить массовую подготовку специалистов для народ. хоз-ва, положила начало разукрупнению У. и орг-ции на их осн. узкопрофилир. институтов. У. признавались «архаичным», «отмирающим» и «отстающим от жизни» типом учеб. заведений. Из сиб. У. выделялись мед., пед. и общетехн. отд-ния, на базе к-рых образовывались самостоят. вузы. Такая реорг-ция обусловила фактич. расформирование и прекращение на нек-рое время деят-ти ИГУ и ДВГУ.
Вместе с тем профилирование У. и их «технологизация» способствовали быстрому развитию системы НИИ при вузах. Крупнейшие университет. НИИ сложились при ТГУ – сказалось наличие в этом вузе сформировавшихся науч. школ. В 1928 возник Сибирский физико-технический ин-т (СФТИ), в 1932 – НИИ математики и механики, в 1935 – Биологический ин-т. Основателем и дир. «Сибирского физтеха» – одного из ведущих в СССР НИИ в области физ. исслед-й – стал проф., впоследствии акад. В.Д. Кузнецов. В орг-ции СФТИ принимали актив. участие академики А.Ф. Иоффе и Н.Н. Семенов. В его состав вошел созданный ранее НИИ прикладной физики при ТТИ. Благодаря деят-ти СФТИ и др. НИИ, ТГУ уже в 1930-е гг. приобрел характерные черты исслед. У., соединившего подготовку специалистов с проведением науч. изысканий.
Неэффективность стратегии реформирования У. в отрасл. вузы и пагубность такой политики для состояния и перспектив высш. образования в стране вскоре оказались очевидными как для акад. сообщества, так и для властей. В 1932–33 университет. система реставрируется. Восстанавливаются осн. фак-ты сиб. У., но без гуманит. специальностей. Так, возобновивший после нек-рого перерыва работу УрГУ в Свердловске состоял теперь только из хим., физ., мех.-мат., геол. и астрономо-геодез. отд-ний. У. вновь обретают статус ведущих учеб.-науч. центров региона. Однако долго и остро ощущается дефицит учеб. площадей, лаборатор. оборудования, квалифицир. педагогов.
Гуманит. фак-ты в У. восстанавливаются во 2-й пол. 1930-х гг. В это же время вводятся новые правила приема абитуриентов, предусматривающие вступит. экзамены, реанимируются классич. формы орг-ции учеб. процесса: лекции, семинары и лаборатор. занятия, усиливается контроль над успеваемостью студентов. Большое внимание уделяется стимулированию н.-и. деят-ти преподавателей и повышению их квалификации через аспирантуру. У. и нек-рым др. круп. вузам региона предоставляется право приема к защите канд. и докт. дис. В сиб. У. формируются стабил. науч.-пед. коллективы.
К кон. 1930-х гг. острота проблемы дефицита кадров в высш. школе Сибири неск. ослабевает. Исключит. заслуга в этом принадлежит именно У. Так, в ТГУ с 1935 по 1941 защищены 73 дис., из них 57 – соискателями из др. вузов. Но, несмотря на структур. стабилизацию высш. школы, провинц. У. продолжают ощущать серьезные проблемы в области финансирования и мат.-техн. обеспечения. Значительны и кадр. потери в результате репрессий и регуляр. полит. «зачисток».
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в деят-ть сиб. У.: произошло резкое сокращение студ. и препод. контингента, закрылся ряд кафедр. Вместе с тем с эвакуацией в Сибирь вузов и н.-и. учреждений из центр. р-нов страны перед регион. У. открывались новые возможности. Сюда пришло немало круп. ученых из центр. вузов страны, что способствовало ускор. формированию на востоке России новых науч. школ и направлений. Усиливались связи У. с НИИ и пром. предприятиями круп. городов Сиб. региона. Не прекращалась в воен. годы и деят-ть специализир. науч. советов. За 1941–45 в ТГУ защищено 60 дис., в ИГУ – 45. По окончании войны положение сиб. У. оказалось более прочным, чем реэвакуир. вузов: ядро проф.-препод. коллективов им удалось сохранить лучше. У. возвращались учеб. корпуса и студ. общежития, хотя все это нуждалось в кап. ремонте и доукомплектовании.
В послевоен. время, как и ранее, периоды повышенного внимания властей к У. сменялись кампаниями в пользу приоритет. развития отрасл. вузов. В кон. 1950-х гг. развитие университет. образования в стране вновь было признано недостаточным. Рассматривая У. как наиб. эффектив. тип вуза при решении задач регион. и нац. стр-ва, пр-во стимулировало открытие новых У. в столицах авт. республик. В результате на карте Сибири возник Якутский гос. ун-т.
Во 2-й пол. 1950-х гг. усиливается внимание к проблеме н.-и. деят-ти в высш. школе. Эффектив. использование потенциала высш. школы рассматривается как средство ускорения науч.-техн. прогресса. С 1956 в вузах Сибири начинает складываться система отрасл. и проблем. н.-и. лабораторий. Одновр. новый импульс развития получают НИИ при вузах. Большая часть таких учреждений действует именно при У. В результате сиб. У. усиливают свою роль ведущих науч.-образоват. центров региона. Укрепляется потенциал и восстанавливаются структуры ранее созданных НИИ, формируются новые институты.
Крупнейшим вузов. НИИ на тер. от Урала до Д. Востока остается СФТИ при ТГУ. Продолжилась деят-ть Ботанического сада и Биологического ин-та ТГУ, позднее преобразованного в НИИ биологии и биофизики, а также Биологического ин-та в составе ИГУ. В 1963 в ходе проводимой в стране реформы акад. науки в состав ИГУ передан созданный в 1961 в рамках СО АН СССР НИИ нефте- и углехимического синтеза. В 1968 воссоздается НИИ прикладной математики и механики ТГУ. В 1969 начинает свою деят-ть НИИ прикладной физики ИГУ.
Эффективно развиваются связи ТГУ, ИГУ и др. У. региона с акад. сектором науки. ТГУ сыграл важную роль в развитии акад. науки в Сибири. В 1968 на осн. неск. лабораторий СФТИ создан 1-й в Томске акад. Ин-т оптики атмосферы СО АН СССР, положивший начало формированию Томского филиала СО АН СССР (ныне – Томский научный центр СО РАН).
Первые НИИ формируются и при крупнейших техн. вузах региона, к-рые уже в это время являлись, по сути, политехн. университетами. В 1958 возникает НИИ ядерной физики при Томском политехническом ин-те. В 1968 при этом же вузе создается НИИ интроскопии. В последующие годы 5 НИИ прикл. хар-ра образуются либо переводятся из ТГУ в состав Томского ин-та автоматики, систем управления и радиоэлектроники (ныне – Томский ун-т систем управления и радиоэлектроники).
Важнейшим событием в развитии системы университет. науки и образования в СССР стало открытие в 1959 Новосибирского гос. ун-та (НГУ) как органич. части Новосибирского научного центра (ННЦ) СО АН СССР. НГУ, созданный на осн. передовых образоват. технологий – «системы физтеха», – фактически стал 1-м в стране акад. университетом. С самого нач. своей истории он вошел в число наиб. престиж. отеч. вузов и получил широкую известность в мировом науч. сообществе.
В 1960-е гг. быстрый рост сети сиб. вузов вновь обострил кадр. проблему. В У. процент преподавателей, имеющих уч. степень, был выше, чем в др. вузах региона, но существенно уступал ср. показателям по РСФСР. Единств. вузом Сибири, в к-ром доля докт. и канд. наук оказалась выше ср. по России, оставался ТГУ. НГУ, где большая часть кафедр возглавлялась проф. и членами АН СССР, представлял собой особ. случай, поскольку абс. большинство его преподавателей имело осн. работу в институтах ННЦ.
В результате резко усилилось внимание к вопросам подготовки высококвалифицир. науч.-пед. кадров для вузов Сибири. В сер. 1960-х гг. ок. трети всех аспирантов высш. школы региона проходили обучение в аспирантурах У. Аспирантура ТГУ – одна из старейших в стране – оставалась крупнейшей среди У. Сиб. региона, осуществляя целевую подготовку кадров для мн. вузов и науч. учреждений республик, краев и областей Сибири. Важнейшую роль в подготовке высококвалифицир. кадров для вузов Сибири играли НГУ и СО АН СССР.
В 1970-е гг. университет. образование в Сибири развивалось быстрее, чем в стране в целом. В регионе открылись сразу 5 У. Одни из них возникли на базе мест. пед. институтов (напр., в Тюмени и Кемерове), др. – на осн. университет. филиалов (Красноярский ун-т вырос из филиала НГУ), третьи – на новом месте (Алтайский и Омский ун-ты). За 1966–75 кол-во студентов в сиб. У. выросло с 31,7 тыс. до 51 тыс. чел. (или на 60 %). С этого времени Зап. Сибирь стала единств. в стране регионом, где в каждой республике, области и крае имелись свои У. Инициаторами их открытия выступали, как правило, мест. власти. У. были призваны не только повышать имидж областного или краевого центра, но, прежде всего, способствовать комплекс. развитию региона. В силу этих причин мест. власти, как правило, оказывали мат. и полит. поддержку развитию молодых У.
Большую роль в становлении новых У. сыграли ведущие У. Сибири, заключавшие с ними долговр. договоры о «шефской помощи» и сотрудничестве. Содействие носило разнообраз. хар-р: помощь в подготовке высококвалифицир. кадров, обеспечение учеб.-лаборатор. оборудованием, лит. и т. д. Напр., за 1973–75 только из фондов б-ки ТГУ 5 У. Сибири передано 35,6 тыс. экз. науч. и учеб. литературы. Мн. кафедры молодых У. региона полностью комплектовались выпускниками ТГУ и НГУ.
Стремит. расширение сети регион. У., к-рое зачастую осуществлялось без должной предварит. подготовки, поставило У. в сложное положение. Ни один из них в нач. 1980-х гг. не имел достаточных учеб. площадей. Напр., в Алтайском, Кемеровском и Красноярском ун-тах на 1 студента днев. отд-ния приходилось менее 6 кв. м лаборатор. площадей при норме в 12 кв. м. Несмотря на возрастание объемов финансирования, состояние мат.-техн. базы сиб. У. не удалось радикально улучшить и к кон. 1980-х гг.
Вместе с тем к кон. 1980-х гг. заметно улучшился кадр. состав У. Сибири. Уд. вес преподавателей, имевших уч. степени канд. и докт. наук, вырос с 41,1 % в 1981 до 55,4 % в 1989. Но по-прежнему высокой оставалась текучесть кадров в препод. среде из-за отсутствия жилья, низкой заработ. платы, перегрузок в учеб.-воспитат. работе. Расширялось участие университетов региона в реализации совмест. с акад. институтами СО АН СССР, СО отрасл. академий круп. науч.-техн. программ и проектов, таких как «Сибирь», «Нефть и газ Сибири», «Человек на Севере», «Охрана окружающей среды» и др.
Распад СССР и тяжелый экон. кризис 1990-х гг. поставили науку и образование в стране на грань выживания. В этих условиях сиб. У. вместе с др. круп. вузами продемонстрировали гибкость, способность к самоорганизации, внутр. мобилизации и перестройке. Это позволило им не только сохранить, но и в ряде случаев расширить мат. базу, кадр. потенциал, объемы подготовки и переподготовки специалистов, освоить складывающиеся рынки образоват. услуг, создать систему многоканал. самофинансирования. В результате на исходе тысячелетия сеть У. на востоке страны не только не сократилась, а напротив, увеличилась за счет образования таких вузов во всех республиках Сибири.
В 1990-е гг. в России происходит массовое преобразование институтов в У. Это явление определялось не только и не столько интеграц. тенденциями в сфере образования, сколько заинтересованностью вузов в получения доп. бюджет. средств в связи с новым статусом, а также желанием повысить свою привлекательность для потенц. абитуриентов. Несмотря на эффективность стратегий отд. переименованных вузов на рынке образоват. услуг, «новые» У., за редким исключением, значит. уступали «старым» по своему науч. потенциалу.
В 2000-е гг. все большую роль при открытии У. начинают играть экон. потенциал и возможности отд. регионов. Наиб. динамично сектор высш. образования развивался в обладающей большими ресурсами нефти и газа Тюменской обл. и ее авт. округах: возникают У. в Сургуте, Новом Уренгое и др. городах Сиб. севера. Университет. система охватила практически все субъекты РФ на востоке. Часть из них (Свердловская, Иркутская, Новосибирская, Томская обл., Красноярский кр. и др.) входят в число ведущих с точки зрения развития высш. проф. образования регионов России (см. также Высшая школа на востоке России; Наука на востоке России).
Лит.: Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири. Новосибирск, 1981; Сводный отчет по группе вузов Сибири. Кемерово, 2001; Катровский А. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. М., 2003.
Е.Г. Водичев, Н.П. Коробкова