УСИНСКИЙ ТРАКТ, магистральная автомоб. дорога Абакан–Кызыл протяж. 436 км. Построен в 1911–17 как гужевой тракт, с 1932 – автомоб. дорога. Назв. получил от р. Ус (приток Енисея), в долине к-рой проходит 85 км дороги.
Толчком к постройке дороги между Урянхайским кр. (совр. Тува) и Россией стало развитие хоз. связей. Первым в марте 1863 послал караван товаров в Урянхай купец Н.В. Веселков. В 1868 здесь побывало уже 7 рус. торг. караванов. В 1870–80-е гг. купцы стали открывать в Урянхае торг. фактории, прииски по добыче золота. Это привело к мысли о сооружении дороги через Саяны. Особенно активно отстаивал эту идею купец Г.П. Сафьянов.
В кон. XIX в. началось интенсив. переселение рус. крестьян в Урянхай. Они двигались по 4 верховым и пешим тропам через р. Ус и Саянские горы. В 1896 мест. рус. власти поставили вопрос о стр-ве дороги. В 1907–08 Иркутский дорожный отд. провел изыскания на предмет прокладки колесной дороги от дер. Григорьевки на р. Ус. 19 июня 1909 Государственная дума законодательно утвердила стр-во дороги за гос. счет, ассигновав на это 1,25 млн руб. После создания в 1910 Упр-ния усинской колесной дороги начались работы. Стр-во велось вручную с помощью кирок, таратаек, лопат, катков. От деревьев трассу расчищали топорами и пилами, после взрыва на скальных грунтах породу долбили кувалдами, возили на ручных тачках. Строители жили в бараках и палатках. Трудились в осн. крестьяне-переселенцы, каторж. и полит. ссыльные. Первый обоз по трассе прошел в нач. дек. 1914. В связи с рев. событиями стр-во приостановилось и возобновилось в 1922. 16 сент. 1932 СССР и Тувинская Народная Республика (ТНР) подписали соглашение о совмест. работе по орг-ции транспорта на тер. ТНР, было создано Минусинское АТП. В сер. 1936 строит. уч-ки заменили дорожно-эксплуатационными; упр-ние Строймосдорог перевели в подчинение Цудортрансу НКВД СССР. В 1937 Упр-ние стр-ва Усинского тракта переименовали в «Управление Усинского тракта Шоссдорог НКВД СССР».
После вхождения ТНР в состав СССР было создано мест. упр-ние дорожного стр-ва. С 1945 стало налаживаться автобусное сообщение Кызыл–Абакан. Возникла необходимость расширить тракт и покрыть его асфальтом. Эта работа началась в 1954, и к кон. ХХ в. автодорогу заасфальтировали. Построены новые мосты через таеж. реки и Енисей. В 1996 завершен обход опасного Веселого Косогора. У. т. соединил Россию и Туву, открыл для Тувы выход к Транссибирской магистрали, положил начало стр-ву автодорог внутри республики.
Лит.: Дороги Тувы. Кызыл, 1996.
С.М. Байыр-оол