Усть-Кут, город обл. подчинения в Иркутской обл., адм. центр одноим. р-на. Расположен у впадения р. Куты в р. Лену, в 610 км к сев.-востоку от Иркутска (воздушным путем). Через город проходит Байкало-Амурская магистраль. Здесь находятся круп. реч. порт, аэропорт, ж.-д. станция. С 1631 – Усть-Кутский острог, потом – с. Усть-Кут в составе Иркутской губ., статус города с 1954. Население (тыс. чел.): 1959 – 21,3; 1970 – 33,2; 1979 – 49,6; 1989 – 61,1; 1998 – 59,6; 2002 – 50,0; 2007 – 45,8.
Первые зимовья на «Ленском волоке» с р. Илим на р. Лену возникли во время похода В. Бугра в 1630. Первое зимовье в устье р. Куты на р. Лене поставлено енисейск. атаманом И. Галкиным в 1631 г. Впоследствии зимовье обнесено частоколом, в нач. 1640-х гг. поставлен острожек, к-рый в кон. XVII в. по чертежу С.У. Ремезова представлял собой четырехугольник, обнесенный острожной стеной длиной в 61 саж. с 1 проезжей башней, стоявшей на стыке вост. и зап. сторон. В остроге размещался двор приказчика и государевы амбары. Возле острога находились 10 дворов судовых плотников, 2 двора казаков и двор попа. В 1720-е гг. острог перестроен, по описанию 1736 он стоит над р. Кутой и имеет обветшалые укрепления кругом в 54 саж. В 1700 в деревнях Усть-Кутской вол. 55 дворов и 408 чел. В 1723 в самом У.-К. находилось 10 дворов и проживало 53 чел., в т. ч. 10 служилых людей и 36 судовых плотников. В 1740-е гг. в остроге жило 78 чел.
Острог поставлен для сбора ясака, но в сер. XVII в. являлся только важной ленской пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Илима и Верх. Лены. Это важный транзит. пункт по дороге в Якутск, где строились суда для сплава вниз. Сюда стекалось мн. торг. людей, ежегодно в сер. мая устраивалась ярмарка. В 1639 Е. Хабаров в 3 верстах от У.-К. основал солеваренный з-д, дававший в кон. века до 8 тыс. пуд. соли в год. По преданию старожилов, в У.-К. захоронен Е. Хабаров, вернувшийся сюда после отстройки Албазина.В 1633 в долине р. Лены основаны соляные варницы, в р-не к-рых и разместился будущий город. У.-К. стал круп. пристанью, через к-рую шли грузы с Ишима и Верх. Лены. С XVIII в. в окрестностях У.-К. начали добычу меди. В XIX в. основу экон. жизни У.-К. составляли хлебопашество, пушной и рыб. промыслы, добыча соли. К 1950 в У.-К. была проложена ж. д. В 1954 в результате слияния поселков Усть-Кут и Осетрово возник город У.-К. В 1962 открыта пристань Осетрово с реч. вокзалом. Практически вся жизнь города связана с обслуживанием порта. Здесь также действуют такие орг-ции, как Леналес, ЛЭП Усть-Илимская ГЭС–Коршуниха–Усть-Кут. Роль города возросла в связи с орг-цией Верхоленского ТПК. В У.-К. работают проф.-техн. училище, реч. училище (осн. в 1970), Краеведческий музей, Музей истории транспорта. В 3 км от города расположен курорт Усть-Кут (осн. в 1925).
Герб утвержден в 1974: в зеленом щите лазоревая перевязь слева, соединяемая в середине с правой лазоревой же полуперевязью. Левая перевязь обременена вверху серебр. якорем с расходящимися стилизованными серебр. же крыльями. Ниже правой полуперевязи черные цифры «1631 г.», в лев. ниж. углу щита сидящая куница натур. цвета.
Лит.: Бандо Е.Г. Предбайкалье: Города и районы. Иркутск, 1976; Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989; Бояркин В.М. География Иркутской области. Иркутск, 1995; Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика иркутской области. Иркутск, 1998.
Д.Я. Резун, Г.А. Цыкунов