ВЕЛИКИЙ СЕВЕРНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПУТЬ (ВСП), проект, предлагавшийся в 1915–32 А.А. Борисовым и В.М. Воблым.
Первой очередью стр-ва ВСП предусматривалось сооружение ж.-д. линии Обь–Котлас–Сорока (Беломорск)–Мурманск с целью обеспечить хлеб. и лес. торговлю морским сообщением с европ. рынком. В нояб. 1916 Особое межведомств. совещание по выработке плана ж.-д. стр-ва на пятилетие 1917–22 рекомендовало Обь-Мурманскую линию к реализации за пределами 5-летнего плана. Трасса 2-й очереди намечалась по сев. границе возможного развития земледелия: от Оби (Берёзов или с. Мужи) на Туруханск и Якутск, с дальнейшими выходами на Охотское побережье (Аян, Элькан) и Императорскую Гавань (с 1922 – Советская Гавань) и системой соединений с Транссибирской магистралью. Стр-во ж.-д. линии на восток от Оби обосновывалось необходимостью создания транспорт. предпосылок для масштаб. освоения богатых природ. ресурсов Севера.
Инициаторы проекта и финансировавший их деят-ть норвеж. предприниматель Э. Ганневиг в 1919 предлагали сов. пр-ву осуществить стр-во ВСП на концес. началах. Расходы на постройку они считали возможным окупить поставкой деловой древесины в Зап. Европу и добычей алмазов, на вероятность обнаружения к-рых указывал в 1840-х гг. англ. геолог Р. Мурчисон (в 1950-х гг. в р-нах, через к-рые предлагалось провести ВСП, действительно открыли кимберлит. трубки). Концес. заявление до 1934 изучалось Концескомом, обсуждалось науч. и инж. общественностью. В 1929–32 при газ. «Известия» существовал Комитет содействия стр-ву ВСП. В итоге идея ВСП трансформировалась в проект Байкало-Амурской магистрали. Ее сооружение, начавшееся в 1932, обосновывалось в первую очередь необходимостью дублирования Транссиба, проходящего в опасной близости от границы.
Лит: Борисов Н.П. Художник вечных льдов. Л., 1983; Сигалов М.Р., Ламин В.А. Железнодорожное строительство в практике хозяйственного освоения Сибири. Новосибирск, 1988.
В.В. Ламин