Восточно-Сибирская железная дорога. Протяж. 3 820,5 км. Проходит по тер. Иркутской и Читинской обл., Респ. Бурятия и частично Респ. Саха (Якутия). Упр-ние находится в Иркутске. Дорога связывает р-ны Вост. Сибири, Забайкалья, Д. Востока, обслуживает круп. пром. р-ны добычи жел. руды и угля, нефтепереработки и обработки леса, предприятия энергет. и хим. пром-ти, машино- и станкостроения, цвет. металлургии и др., является одной из важнейших транзит. магистралей страны. Наиб. круп. станции отправления и прибытия грузов – Черемхово, Коршуниха-Ангарская, Иркутск-Сортировочный, Улан-Удэ, Лена, Братск, Тайшет.
Дорога проектировалась и строилась в составе Транссибирской магистрали. К 1895 закончилась прокладка линии от Челябинска до ст. Обь у пос. Новониколаевский (ныне – Новосибирск). 1-й поезд прибыл 6 дек. 1895 в Красноярск, к-рый стал в 1896–98 исходным пунктом стр-ва Вост.-Сиб. ж. д. В 1897 работы велись на уч-ках Иркутск–Байкальский, Мысовая–Сретенск; были построены здания вокзалов почти на всем протяжении дороги. В 1899 состоялось офиц. открытие движения по линии от Новониколаевска до Иркутска. До 1905 продолжалось сооружение Кругобайкальского уч-ка (между станциями Мысовая и Байкал), с окончанием стр-ва к-рого открылось непрерывное движение по всей дороге. Построенная ж. д. была вначале одноколейной. В 1907 приступили к стр-ву 2-й колеи, к-рое закончилось к 1916.
В 1934 Вост.-Сиб. ж. д. стала самостоятельной адм. и хоз. единицей с границами от ст. Мариинск до ст. Мысовая. Активно осуществлялись техн. реконструкция, обновление локомотив. и вагонного парков, стр-во новых линий через горные хребты Саян, Алатау, тайгу, болота, к месторождениям угля, жел. руды, лесным богатствам. В 1939 открылось движение поездов по линии Улан-Удэ–Наушки, что создало выход к Гусиноозерскому угольному месторождению.
Во время Великой Отечественной войны ж.-д. стр-во приостановилось, но развернулось с новой силой в послевоен. годы в связи с индустр. освоением р-нов бассейнов рек Ангары и Лены. В 1965 введен в эксплуатацию уч-к Абакан–Тайшет. В нач. 1970-х гг. завершилось стр-во сев. линии Тайшет–Усть-Илимск. В 1980-е гг. Вост.-Сиб. ж. д. обслуживала предприятия Ангаро-Енисейского и Ленского пром. комплексов, по ней ежегодно перевозили миллиарды тонн индустр. грузов. Практически все 221 ж.-д. станции, оснащенные совр. техникой и оборудованием, могут принимать поезда повышенного веса и длины. Проведенная в последние годы на дороге реорганизация упр-ния позволила перейти на безотделенческую структуру упр-ния, что значит. сократило числ. персонала и непроизводств. расходы. В 1976 дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Лит.: Железнодорожный транспорт. 1997. № 10; Большая энциклопедия транспорта. М., 2003. Т. 4.