ВЫСШАЯ ШКОЛА НА ВОСТОКЕ РОССИИ. Формирование системы высш. образования на востоке страны начинается с Имп. Томского ун-та. Впервые вопрос об открытии в азиат. части России высш. учеб. заведения возник в нач. XIX в. при имп. Александре I. На основании «Предварительных правил народного просвещения» (1803) намечалось учредить в числе прочих университет в Тобольске, в то время адм. центре Сибири. Планы орг-ции университетов в перифер. р-нах страны получили поддержку в рос. об-ве. Урал. промышленник П.Г. Демидов пожертвовал на создание университетов в Киеве и Тобольске огромную по тем временам сумму в 100 тыс. руб. Подготовит. период решения вопроса об орг-ции университета в Сибири затянулся более чем на 80 лет. Во 2-й пол. XIX в. большой вклад в популяризацию концепции сиб. университета внесли лидеры движения областничества (Н.М. Ядринцев, Г.Н. Потанин, С.С. Шашков и др.), сделавшие «университетскую идею» одной из центральных в своей программе по борьбе с колониальным положением Сибири.
16 мая 1878 имп. Александр II подписал указ об учреждении сиб. университета в Томске. В марте 1880 создан Строительный комитет, а 26 авг. того же года состоялась торжественная закладка корпуса университета. Лишь 22 июля 1888 Имп. Томский ун-т (в дальнейшем – Томский государственный университет, ТГУ) в составе 1 (медицинского) фак-та был открыт для проведения занятий. Его первыми профессорами стали выходцы из Московского, С.-Петербургского, Казанского, Киевского, Харьковского, Варшавского и Дерптского (Юрьевского) ун-тов, а также С.-Петербургской медико-хирургической академии. В 1893 состоялся 1-й выпуск: дипломы врачей получили 34 чел. В дальнейшем структура университета неоднократно изменялась.
На рубеже XIX–XX вв. почти одновременно в Сибири и на Д. Востоке возникло еще 2 вуза. В 1899 во Владивостоке открылся Восточный институт – учеб. заведение гуманит. профиля для «подготовки учащихся в нем лиц к службе в административных и торгово-промышленных учреждениях Восточно-Азиатской России и прилегающих к ней государств». В 1896 основан, а в 1900 открыт для обучения студентов Томский технологический ин-т (в дальнейшем – Томский политехнический ин-т, Томский гос. технический ун-т). Кроме этого в 1907–09 в Томске действовали частные Историко-философские курсы П.В. Сергеевой, на к-рых преподавали профессора университета. В 1910 там же открыты Сибирские высшие женские курсы, сначала в составе естеств., а с 1911 и матем. отд-ния физ.-мат. фак-та. Они работали вплоть до 1920, когда были включены в состав физ.-мат. фак-та университета. Этот единств. на востоке России жен. вуз существовал на частные средства. Томск надолго стал образоват. столицей Сибири.
Высш. образование на востоке страны получило значит. импульс развития в годы Гражданской войны. В 1917 в Омске открыт Коммерческий ин-т в составе 2 отд-ний – экон. и коммерч., в марте 1918 переименованный в Политехнический ин-т. Вскоре к созданным ранее отд-ниям добавились 3 новых фак-та: хим., мех. и инж.-строит. В февр. 1918 в Омске возник Сельскохозяйственный ин-т – вначале как частное учеб. заведение, а затем как гос. вуз. В составе института работало 5 фак-тов: агроном., лесной, вет., кооперации и биотех. экономики. В авг. 1918 учрежден, а 27 окт. открыт Иркутский университет в составе ист.-филол. и юр. фак-тов – 1-е высш. учеб. заведение в Вост. Сибири. В 1918 во Владивостоке создан Политехникум (Политехнический ин-т). 17 апр. 1920 Приморская областная земская управа издала пост. об открытии на базе Восточного ин-та Дальневосточного гос. ун-та (ДВГУ). В его состав вошли вост., юр., экон. фак-ты и фак-т обществ. наук. Политехнический ин-т прекратил свое существование. В окт. 1920 в Екатеринбурге созданы Уральский гос. ун-т и Политехнический ин-т, ставшие впоследствии крупнейшими вузами на востоке страны. В годы Гражд. войны при белых пр-вах в Томск были эвакуированы и работали там вплоть до 1920 Казанский и Пермский ун-ты, а также Академия Генерального штаба. В итоге к нач. 1921 в вост. регионах страны, исключая Урал, действовало 9 высш. учеб. заведений, в к-рых обучалось свыше 10 тыс. студентов.
После окончания Гражд. войны в Сибири стали быстро возникать новые вузы, а система высш. образования все более диверсифицировалась. Так, вет. фак-т Омского сельскохозяйственного ин-та был преобразован в Сибирский ветеринарно-зоотехнический ин-т, при к-ром открывалось мед. отд-ние. В авг. 1921 оно преобразовано в самостоят. Омский медицинский ин-т. Здесь же в 1922 начала работу Сибирская сельскохозяйственная академия. Во Владивостоке, Чите, Иркутске и Красноярске открылись институты народ. образования – прообраз пед. вузов, однако не все из них оказались жизнеспособными. Так, пед. ин-т в Чите в 1923 вошел в состав ДВГУ. Нек-рые др. вузы вскоре были реорганизованы в ср. проф. учеб. заведения. К 1923 на востоке России осталось лишь 7 высш. учеб. заведений: 3 университета – в Томске, Иркутске и Владивостоке, Сибирский ин-т сельского хозяйства и лесоводства, Ветеринарный ин-т и Медицинский ин-т в Омске, Сибирский (Томский) технологический ин-т. В таком виде система высш. проф. образования просуществовала до нач. 1-й пятилетки.
Последовавшая затем реструктуризация сети сиб. вузов сопровождалась изменением сроков обучения, а также содержания учеб. программ и методов подготовки. Стремясь ускорить подготовку специалистов, Наркомат просвещения РСФСР в 1924 сократил срок обучения в вузах с 4–5 до 3 лет. Это делалось за счет исключения из программ общеобразоват. и общетеор. дисциплин. Лекционную систему предполагалось заменить «активными» формами обучения, в основу к-рых был положен бригадно-лаборатор. метод. Наряду с этим отменялись подготовка и защита студентами курсовых и дипломных работ. Для профессоров вузов было очевидно, что в таких условиях готовить фундаментально образованных и готовых к разнообраз. проф. деят-ти специалистов – дело крайне затруднительное. Проф.-препод. состав высш. школы активно сопротивлялся внедрению подобных нововведений, и это приносило свои плоды. В 1926 сроки обучения в вузах вновь возросли до 5 лет, бригадно-лаборатор. метод был отменен, и высш. школа вернулась к традиц. формам преподавания: лекциям, семинарам и практич. занятиям. Восстанавливались курсовые и дипломные работы. Др. метод. нововведения оказались более удачными и закрепились в высш. школе надолго. В их числе – переход от предметной к курсовой системе обучения, осуществленный в нач. 1920-х гг., и введение в учеб. процесс производств. практики. В вузах также была начата воен. подготовка студентов.
Параллельно с восполнением острейшего дефицита кадров в вузах решалась задача подготовки лоял. к режиму специалистов. С целью пролетаризации системы высш. образования прием студентов стал осуществляться на основе классового подхода: выходцам из раб. и крест. среды поступление в вузы существенно облегчалось. В 1920 были отменены требования о представлении документов об образовании, а также вступит. экзамены в вузы. С 1922 в вузах Сибири стал практиковаться набор студентов по направлениям от парт., комсомол. органов и обществ. орг-ций. Напр., в Томский ун-т в нач. 1920-х гг. по таким путевкам принималось до 50 % от общей массы студентов. Начиная с 1924 акад. критерии приема студентов в вузы вновь стали ужесточаться, однако классовый подход к набору усиливался. В этом году во мн. вузах страны, в т. ч. и в Томском ун-те, проводились «академические чистки», в ходе к-рых из университета отчислялись неуспевающие студенты. Вскоре правила приема претерпели дальнейшие изменения: отменялись путевки, вводились вступит. собеседования с целью установления уровня общей грамотности абитуриентов. Для подготовки рабоче-крест. молодежи в вузах создавались т. н. рабочие факультеты (рабфаки). В Сибири рабфаки были организованы в Омске, Томске, Иркутске, Владивостоке и Анжеро-Судженске. Такие принципы приема в вузы сохранялись вплоть до нач. 1930-х гг. Расширялось преподавание обществ.-полит. дисциплин. Политико-воспит. функцию выполняли парт. и комсомол. орг-ции. Представители «пролетарского студенчества» вводились в органы упр-ния вузами, а также в предмет. комиссии (структуры, образованные вместо кафедр для разработки учеб. планов) в равном кол-ве с представителями проф.-препод. коллегии.
Отношения власти с профессурой складывались непросто. Вскоре после установления сов. власти в Сибири из высш. школы были изгнаны преподаватели, сотрудничавшие с антибольшевист. режимами. Так, из Томского ун-та уволили ведущих профессоров-юристов, что наряду с отъездом из города в Европ. Россию значит. части сотрудников резко обострило дефицит кадров и привело к фактич. закрытию юр. фак-та ТГУ. Однако в течение 1920-х гг. задачу обеспечения лояльности проф.-препод. состава вузов Сибири к новой власти в целом удалось решить.
На рубеже 1920–30-х гг. в связи с нач. форсированной индустриализации и возросшей потребностью в специалистах в вузов. системе Сибири резко обострилась кадровая проблема. Программа дальнейшего развития высш. школы предполагала ускорен. рост кол-ва вузов, а также отводила гл. роль в подготовке специалистов отрасл. вузам с ярко выраженным практич. уклоном. В регионе вновь началась реорганизация круп. университетов и институтов, приведшая к их дроблению. В частности, к 1931 на базе соответствующих фак-тов ТГУ возникли Томский педагогический и Томский медицинский ин-ты. Хим. и геол. отд-ния ТГУ и Сибирского технологического ин-та (Томск) стали основой для формирования Химико-технологического и Геолого-разведочного ин-тов. На базе др. отд-ний Технологического ин-та открылись Механический, Инженерно-строительный, Металлургический ин-ты (последний позднее переименован в Сибирский ин-т черных металлов и переведен в Сталинск), Угольный ин-т, а также Ин-т сельскохозяйственного машиностроения и Ин-т инженеров транспорта (Новосибирск).
Иркутский ун-т послужил основой для орг-ции Медицинского, Педагогического ин-тов, а также Ин-та советского строительства (впоследствии переведен в Свердловск). Бурятское отд-ние пед. фак-та Иркутского ун-та преобразовано в Бурятский педагогический ин-т. В 1930 на базе Омского сельскохозяйственного ин-та открыто 4 вуза: Красноярский лесотехнический ин-т, Омский ин-т молочного хозяйства, Омский ин-т организации территории и Омский ин-т зернового хозяйства. Различ. фак-ты ДВГУ стали основой возникновения 4 новых вузов на Д. Востоке: Сельскохозяйственного, Лесного, Технического и Педагогического ин-тов.
Наряду с вузами, «отпочковавшимися» от университетов и круп. институтов, создавались и новые высш. учеб. заведения. Так, в Омске в 1929 открыты Сибирский автодорожный ин-т, Ин-т железнодорожного транспорта, Педагогический ин-т, Транспортный ин-т, в 1932 – Сибирский астрономо-геодезический ин-т. В Новосибирске и Хабаровске в 1929 появились институты народ. хоз-ва. В Новосибирске также были созданы Товароведный и Урало-Сибирский плановый ин-ты, в Красноярске – Педагогический ин-т, в Иркутске – Ин-т инженеров железнодорожного транспорта. В Томске, Иркутске и Хабаровске открывались пром. академии. На базе переведенного в Томск Московского ин-та технологии зерна и муки был образован Мукомольно-элеваторный учеб. комбинат, к-рый в дальнейшем стал именоваться Томским ин-том технологии зерна и муки. В Анжеро-Судженске появился Горный ин-т. Ряд вузов был организован также в др. городах региона.
Вскоре разукрупнению подверглась и часть недавно открытых вузов. Так, Сибирский ин-т инженеров транспорта, созданный на базе транспорт. специальностей строит. и механ. фак-тов Сибирского технологического ин-та, был разделен на 3 самостоят. вуза: Новосибирский путейско-строительный ин-т (вскоре переименованный в Новосибирский путейский ин-т инженеров транспорта), Томский электромеханический ин-т, Томский ин-т инженеров водного транспорта. На базе строит. фак-та Сибирского технологического ин-та формировался Сибирский строительный ин-т, к-рый в 1933 переведен из Томска в Новосибирск. Созданный в 1929 в Новосибирске Сибирский ин-т народного хозяйства также разделен на 3 ин-та. Новосибирск, быстро растущий пром. гигант, ставший адм. центром Сиб. края, все больше концентрировал в своих границах техн. вузы, готовившие специалистов для различ. отраслей произв-ва.
Однако стремление сформировать на востоке страны обширную сеть отрасл. вузов за счет разукрупнения сильных институтов привело не столько к удовлетворению потребности экономики в квалифицир. специалистах, сколько к общей деградации учеб.-науч. базы вузов, росту дефицита проф.-препод. кадров, снижению качества подготовки выпускников. После осознания этой проблемы часть «карликовых» учеб. заведений ликвидировали. В частности, в Сибири закрыли Томский ин-т водного транспорта, Омский транспортный ин-т и Омский механический ин-т инженеров транспорта, Омский геодезический ин-т, Анжеро-Судженский горный ин-т и мн. др. вузы. Нек-рые вузы укрупняли путем слияния родствен. и смежных учеб. заведений. Напр., в 1934 Горный, Машиностроительный и Химико-технологический ин-ты Томска, объединившись, создали Томский индустриальный ин-т. В 1935 Новосибирский товароведный и Урало-Сибирский плановый ин-ты объединились в Урало-Сибирский ин-т народного хозяйства. Сибирский металлургический ин-т в Сталинске значительно укрепился в результате слияния с Сибирским НИИ металлов. Аналогичной реорганизации подверглись и омские вузы с.-х. направления. Так, Ин-т зернового хозяйства, Ин-т молочного хозяйства и Ин-т организации территории были объединены в Сибирский ин-т сельского хозяйства, к-рый вскоре превратился в один из крупнейших в СССР науч. центров аграр. исслед-й.
Кафедры вузов восстанавливались как осн. формы организации учеб. процесса. С 1934 появились стабильные гос. учеб. планы. В 1932 введены вступит. экзамены, а с 1935 формально отменен классовый подход при наборе студентов: к этому времени большая часть студенчества уже была представлена выходцами из рабоче-крест. среды. Так, в вузах Томска их доля достигала 65 %, а в вузах Новосибирска – 75 %. Среди студентов значительно возросла доля женщин, приблизившись к 50 %.
Вузы Сибири не избежали репрессий. Напр., в ТГУ в ходе массовых репрессий во 2-й пол. 1930-х гг. погибло свыше 12 % сотрудников. Из-за резкого сокращения проф.-препод. состава был закрыт Урало-Сибирский ин-т народного хозяйства в Новосибирске, под угрозой закрытия оказался Томский педагогический ин-т.
В 1930-е гг. в вост. регионах страны продолжала увеличиваться сеть пед. институтов, призванная компенсировать острую нехватку учителей. Учит. институты открылись в Чите и Барнауле, практически при всех институтах создавались вечер. и заоч. отд-ния. В 1935 начал работать вечерний пед. институт в Новосибирске, первоначально финансировавшийся из бюджета города. Сохранявшийся в регионе дефицит врачей предполагалось преодолеть благодаря открытию в 1935 Новосибирского медицинского ин-та. Расширялась сеть аграр. вузов: с.-х. институты организовывались в Новосибирске, Иркутске и Улан-Удэ.
Несмотря на то что развитие сиб. высш. школы осуществлялось в более сложных мат., финанс. и кадр. условиях, чем в центре страны, темпы развития сети вузов в вост. регионах в довоен. период были выше, чем в среднем по СССР. Ускорен. развитие сиб. вузов было призвано компенсировать прежнее отставание региона в сфере подготовки проф. кадров. Оно определялось бурным развитием регион. народнохоз. комплекса в условиях осуществления индустриализационных планов 1930-х гг., в к-рых Сибири отводилась особая роль – на востоке страны формировалась 2-я пром. база, что предъявляло высокий спрос на квалифицир. специалистов.
К рубежу 1930–40-х гг. в вост. регионах (исключая Урал) функционировало 50 вузов. Из них 27 относились к сфере просвещения и народ. образования (в это число входили и учит. институты, к-рые обеспечивали подготовку учителей по сокращенной программе), 10 вузов были техническими, в их числе 3 института готовили специалистов для отраслей транспорта и связи. В регионе действовало 7 мед. и 5 с.-х. институтов и всего 1 вуз соц.-экон. профиля. На тер. Зап. Сибири в 1940 работало 26 ин-тов (включая учительские). Проф.-препод. корпус этих институтов насчитывал ок. 1 500 чел. Узлами концентрации учреждений высш. школы оставались Томск, Новосибирск и Омск. Крупнейший в Сибири, Томский ун-т состоял из 7 фак-тов, 51 кафедры, 36 кабинетов и 34 лаборатории. В структуру университета входили также 3 НИИ и Ботанический сад.
Намного меньше вузов находилось в Вост. Сибири и на Д. Востоке. К тому же в этих регионах в общем составе вузов существенно выше был уд. вес учит. институтов – наиболее слабого звена системы высш. образования. Вузов. центром Вост. Сибири оставался Иркутск, где функционировали университет, а также Горно-металлургический, Педагогический, Сельскохозяйственный, Финансово-экономический, Медицинский и Стоматологический ин-ты. Именно в Иркутском ун-те были сосредоточены наиболее квалифицир. кадры преподавателей. В целом в регионе продолжал сохраняться острый дефицит квалифицир. преподавателей. Напр., доктора наук состояли в штате лишь 2 иркут. вузов, а 80 % вузов. персонала в этом городе составляли ассистенты. Чем дальше на восток, тем острее ощущался недостаток высококвалифицир. специалистов на кафедрах высш. учеб. заведений. На Урале ведущим вузов. центром являлся Свердловск, на Д. Востоке – Хабаровск (ДВГУ во Владивостоке в 1938 был закрыт ввиду «напряженной международной обстановки»).
Великая Отечественная война серьезно осложнила деят-ть вузов на востоке страны. Резко сократилось кол-во студентов и преподавателей. Несмотря на действовавшие отсрочки от службы в армии, только до кон. 1941 на фронт ушли 69 преподавателей ТГУ. Особенно заметно уменьшилось число сотрудников в мед. учеб. заведениях. Напр., из Томского медицинского ин-та в армию призвали 230 науч. работников и преподавателей, из Омского – 152 чел. В 5 крупнейших вузах Новосибирска в 1942/43 уч. г. числ. преподавателей по сравнению с 1940/41 уч. г. сократилась на 31,8 %, что, однако, неск. меньше, чем по стране в целом.
Большую роль в дальнейшем развитии высш. школы Сибири сыграла эвакуация в регион значит. числа вузов из центр. и зап. регионов России. Только в Зап. Сибирь было эвакуировано свыше 30 вузов. На тер. Новосиб. обл. разместились такие моск. вузы, как Инженерно-строительный ин-т, Электромеханический ин-т инженеров транспорта, Ин-т инженеров коммунального строительства, Ин-т стали, Авиационно-технологический ин-т. Из Ленинграда в Новосибирск эвакуированы Театральный ин-т, Ин-т точной механики и оптики, Ин-т инженеров железнодорожного транспорта, из Днепропетровска – Ин-т инженеров транспорта и Химико-технологический ин-т, а также др. вузы. В Омске располагался 2-й Московский медицинский ин-т, Ворошиловградский машиностроительный ин-т. В Алтайском крае – Мичуринский плодовоовощной ин-т, 2 пед. вуза из Москвы, Химико-технологический и Сельскохозяйственный ин-ты из Ленинграда. Нек-рые вузы перемещались еще дальше в глубь Сибири: в Иркутске разместился Ленинградский горный ин-т и часть Медицинского ин-та, в Красноярске – Воронежский медицинский ин-т и 2 мед. вуза из Ленинграда.
На базе эвакуир. институтов в годы войны возникло неск. новых вузов, к-рые затем получили в регионе постоян. прописку. Напр., на базе Запорожского машиностроительного ин-та и Пушкинского сельскохозяйственного ин-та в 1942 образованы соответственно Алтайский машиностроительный и Сельскохозяйственный ин-ты в Барнауле. На основе 3 эвакуир. мед. вузов создан Красноярский медицинский ин-т и т. д.
Вскоре после эвакуации на восток ряда вузов их преподаватели стали в массовом порядке замещать должности ушедших в действующую армию штат. сотрудников сиб. учеб. ин-тов. Благодаря этим ученым на время существенно повысился квалификац. уровень преподавателей в сиб. вузах, значительно возросла доля докт. и канд. наук. Мн. из них возглавили кафедры, продолжили в новых условиях свои науч. исслед-я, начали готовить высококвалифицир. кадры из мест. специалистов.
Однако период этот оказался недолгим, т. к. уже с сер. 1942 начался обратный процесс – реэвакуация вузов на запад. Начиная с 1943 в сиб. вузах резко сокращается число преподавателей, снижается квалификац. уровень проф.-препод. состава. В течение 1943 лишь из Новосибирска выбыло 17 профессоров, 29 доцентов и 48 ассистентов. В результате к осени этого года на кафедрах вузов города появились 43 вакансии профессоров, 54 – доцентов и 99 – преподавателей и ассистентов. В особо сложном положении оказались вновь созданные вузы, только что проведшие набор студентов. Для предотвращения закрытия в нек-рых из этих институтов, напр. в Красноярском медицинском, в вузах Алтайского края, возвращение преподавателей на прежние места жительства откладывалось до конца войны.
Война скорректировала планы науч. исслед-й вузов. работников, переориентировав их на нужды обороны. Сотрудники вузов Урала, Сибири и Д. Востока активно работали в Комитетах ученых (см. Комитеты ученых в Сибири в годы Великой Отечественной войны), ставших новой формой территор. координации исслед-й для целей обороны, возникшей в результате обществ. инициативы. Особенно заметной была деят-ть Томского комитета, в состав к-рого входили прежде всего сотрудники вузов.
Тяготы воен. времени в полной мере распространялись на институты Сибири, их преподавателей и студентов. Эвакуация резко ухудшила мат.-тех. базу вузов на востоке страны. Часть помещений учеб. институтов передавалась оборон. предприятиям и госпиталям. Напр., в ведении Сибирского лесотехнического ин-та в Красноярске оставалось лишь 14 % довоен. учеб. площадей. Резко сокращались и общие затраты на содержание высш. школы в гос. бюджете. В таких условиях типичными становились решения об объединении однопрофил. вузов, в т. ч. мест. и эвакуир. в регион из центра страны. В то же время война стимулировала развитие системы высш. образования на востоке России. Возникновение здесь на короткий срок высокой концентрации крупнейших ученых и высококвалифицир. преподавателей не прошло для сиб. вузов бесследно. За воен. годы в высш. школе сформировались новые специальности, были подготовлены высококвалифицир. кадры, в Сибири и на Урале создан целый ряд вузов. Часть эвакуир. специалистов работала в сиб. городах достаточно долго, успев передать региону свой опыт и знания. Сложнейшие задачи перед высш. образованием были поставлены и многочисл. предприятиями оборон. комплекса, сформированными в Сибири в воен. годы.
После окончания Великой Отеч. войны темпы восстановления и развития соц.-экон. комплекса страны во мн. зависели от решения кадр. проблемы. Острейший дефицит высококвалифицир. специалистов испытывали все отрасли экономики. Экон. потребности настоятельно требовали ускорен. развития высш. школы в вост. регионах России.
В 1945/46 уч. г. высш. школа Сибири объединяла 53 учеб. заведения, включая учит. институты. Студенческий контингент составлял почти 37 тыс. чел., из них ок. 30 тыс. учились на днев. отд-ниях. На Урале работали 43 вуза, на Д. Востоке – 12 вузов. Большинство сиб. вузов располагалось в Зап. Сибири (32), в них обучалось свыше 25,5 тыс. студентов. Круп. вузов. центрами Сибири оставались Томск, Омск, Новосибирск, Иркутск. На Урале большинство вузов было сосредоточено в Свердлов., Перм., Челяб. обл., на Д. Востоке – в Хабаровске. Отрасл. структура сиб. высш. школы и ее территор. размещение испытывали влияние меняющихся экон. и соц.-культур. потребностей региона.
Место конкрет. вуза или группы вузов в системе высш. образования страны определялось профилем, масштабами и качеством подготовки специалистов. В этом плане по-прежнему выделялись ведущие центры образования и науки – классич. университеты в Томске и Иркутске, а также Томский политехнический ин-т (ТПИ) – прообраз тех. университета. На Урале аналогич. место занимали Уральский гос. ун-т и Уральский политехнический ин-т в Свердловске. Одной из самых значит. в Сибири оставалась группа втузов, сосредоточивших наиб. контингент студентов. Кроме ТПИ, остальные тех. институты региона являлись отраслевыми. С.-х. вузы были невелики по своим размерам и достаточно рационально размещены в р-нах с аграр. специализацией. Самой многочисл. в Сибири являлась группа пед. и учит. институтов, как правило, совсем небольших учеб. заведений, хуже др. обеспеченных квалифицир. преподавателями и мат. ресурсами. Напротив, мед. институты располагали необходимой мат. базой и обладали наиболее квалифицир. препод. составом. Заоч. и вечер. образование в первые послевоен. годы развивалось весьма слабо. Напр., в Зап. Сибири только 9 из 32 вузов вели заоч. подготовку и 4 – вечернюю. Подготовка без отрыва от произв-ва осуществлялась в осн. пед. институтами. В дальнейшем эта ситуация изменилась.
В целом отрасл. структура вузов отражала хоз. специализацию края, сложившуюся к сер. 1940-х гг. Однако регион. система высш. образования оказывалась не в состоянии удовлетворить стремительно растущий спрос на специалистов со стороны как традиц., так и новых отраслей экономики. Самыми трудными для вузов. системы вост. регионов стали первые послевоен. годы, когда осн. часть средств направлялась на восстановление экономики и культуры освобожден. р-нов.
Большую роль в упорядочении деят-ти вузов сыграла реформа орг-ции управления высш. школой. В 1946 действовавший в стране Всесоюзный гос. комитет по делам высш. школы реформирован в союзно-республик. Мин-во высш. образования, в ведение к-рого перешли все университеты и осн. часть тех. вузов. С этого времени в образоват. политике гос-ва усиливается регион. аспект. Организованное мин-во начинает масштаб. работу по упорядочению отрасл. сети вузов и более равномерному их размещению по тер. страны. Предполагается укрепить мат.-тех. основу работы вузов, восстановить систему подготовки высококвалифицир. науч.-пед. кадров, закрыть слабые и открыть новые, востребованные институты, факультеты и специальности. Эти задачи решаются по мере восстановления экономики. Постепенно укрепляется мат. база вузов, увеличивается контингент студентов, организуются новые институты. В 1950 открыт Кемеровский горный ин-т, в 1953 – Томский инженерно-строительный ин-т, Новосибирский электротехнический ин-т и Новосибирский электротехнический ин-т связи (НЭИС). Увеличивается число учит. институтов.
В сер. 1950-х гг. на фоне происходивших в стране больших полит. событий перед высш. школой Сибири открываются хорошие перспективы. Они вытекают из нового курса экон. и науч.-тех. политики гос-ва и усиления ее регионализации. Провозглашенная в нач. 1950-х гг. и акцентированная на XX съезде КПСС ориентация на ускорен. развитие экон. потенциала вост. регионов страны способствовала бурному развитию здесь вузов. сети. Требовались специалисты совершенно иного уровня, способные работать с новой техникой и передовыми технологиями. С этого времени в стране взят курс на приоритет. развитие вузов на востоке России. Только в 1956–58 Минвуз СССР увеличил долю затрат на стр-во высш. учеб. заведений на востоке до 23 % от общего объема капиталовложений, направляемых на соответствующие цели, против 15 % в 1951–55. В 1950–60-е гг. централизованно проводилась работа по упорядочению сети вузов в стране. Наряду с нек-рыми нежизнеспособными вузами закрывались и учит. институты как исполнившие свою задачу; большая их часть влилась в пед. институты.
Одновременно предпринимались попытки перемещения части вузов из Центра на периферию. Эта задача, однако, оказалась трудновыполнимой. Перемещенные на восток вузы долго вставали на ноги. Так было, напр., с Ин-том цветных металлов, перебазированным из Москвы в Красноярск. Гораздо легче проходила адаптация перемещенного вуза к новым условиям, если это происходило в пределах одного региона, хотя и в таких случаях данный процесс был сопряжен с многочисл. сложностями.
В 1955–56 Минвуз СССР впервые получил от мин-в и ведомств данные о потребностях каждого экон. р-на в специалистах высокой квалификации и внес коррективы в планы их подготовки по перспектив. специальностям. Большое внимание уделялось развитию университет. образования. Круп. событием для страны стало открытие в 1959 Новосибирского государственного университета (НГУ), принципиально нового типа учеб. заведения, действовавшего на стыке совр. образования и науки, представленной комплексом учреждений СО АН СССР (см. Сибирское отделение Российской академии наук).
Ускорение пром. развития Сибири оказало непосредственное влияние на состояние высш. техн. образования в регионе. Сеть вузов динамично развивалась. Только в Зап. Сибири к кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. она увеличилась на 150 %, тогда как в целом по стране – на 115 %. В 1960 в Хабаровске открывается Политехнический ин-т, в Красноярске – Ин-т космической техники. В эти годы отчетливо проявилась тенденция к политехнизации образования. Во втузах возникают новые специальности и фак-ты. Напр., в Томском политехническом ин-те число фак-тов увеличилось с 6 (в 1945/46 уч. г.) до 11 (в кон. 1950-х гг.).
Отрасл. структура высш. тех. школы Сибири все более приближалась к регион. профилю производит. сил, что позволяло лучше удовлетворять кадр. потребности пром-ти. Уже с сер. 1950-х гг. высш. тех. образование становится доминирующим в регион. системе высш. школы. И все же, хотя темпы роста сиб. техн. вузов обгоняли общесоюз. показатели, по ряду перспектив. направлений науки и произв-ва подготовка кадров в 1960-х гг. существенно отставала от потребностей экономики.
Начало целинных и залежных земель освоения в вост. р-нах страны дало толчок к развитию высш. аграр. образования. Восстанавливались или открывались новые с.-х. институты в Красноярске, Тюмени, Уссурийске и др. городах на востоке России. Как и во втузах, здесь осуществлялся переход к подготовке специалистов широкого профиля.
В 1950–60-х гг. заметно выросла сеть мед. и пед. институтов. Мед. вузы действовали теперь почти во всех обл. и кр. центрах Сибири. Доля пед. вузов в структуре регион. высш. школы сократилась из-за ликвидации учит. институтов. Появились вузы нового профиля. Напр., в Новосибирске, ставшем за послевоен. годы крупнейшим вузовским центром, были открыты Гос. консерватория и Ин-т советской кооперативной торговли.
В те же годы быстрыми темпами развивалось заоч. и вечер. образование, особенно в высш. тех. школе. Мн. вечер. и заоч. отд-ния переросли в фак-ты, отрасл. спектр подготовки специалистов непрерывно расширялся. Одновременно в сиб. городах открывались учеб.-консультатив. пункты всесоюз. заоч. институтов. Большинство из них функционировало на базе круп. з-дов. Со 2-й пол. 1950-х гг. и особенно в 1960-е гг. заоч. образование становится одной из ведущих форм массовой подготовки специалистов с высш. образованием, что позволяет быстрей и дешевле решать проблему кадр. дефицита.
Начиная со 2-й пол. 1950-х гг. в стране прилагаются усилия, направленные на повышение эффективности использования науч. потенциала вузов. В это время в вузах работало больше специалистов, обладавших уч. степенями и званиями, чем в науч. учреждениях. В 1956 принимается решение открыть при ведущих вузах, где сложились сильные науч. школы, проблем. и отрасл. науч. лаборатории. Они должны были стать осн. формой орг-ции науч. деят-ти в высш. школе. При сиб. вузах предполагалось сформировать 17 н.-и. лабораторий. С этого времени кол-во специализир. НИУ в вузах региона быстро возрастает. Уже к 1961 в Сибири организовано 28 НИУ при вузах. Из них абс. большинство (22) – в вузах Зап. Сибири, гл. обр. при ТГУ и ТПИ. При этих вузах, а также при Иркутском ун-те действовали и круп. НИИ, в т. ч. широко изв. в стране Сибирский физико-технический ин-т в Томске. Ярким примером взаимодействия большой науки и высш. школы стало сотрудничество НГУ и ННЦ СО АН СССР (см. Новосибирский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук). Это обеспечивало высокий уровень фундамент. подготовки студентов.
В послевоен. период серьез. проблемой оставалось слабое кадр. обеспечение учреждений высш. школы, особенно небольших отрасл. институтов или вновь организованных вузов. Острее всего кадр. дефицит ощущался по перспектив. направлениям развития науки и техники. В 1950–60-х гг. высоким потенциалом обладали учеб. комплексы Томска, Омска, Новосибирска, Иркутска, в меньшей степени – Кемерова. Свыше четверти всех докт. наук трудились в учеб. заведениях Томска. Значит. часть докт. наук работала в вузах Новосибирска, Иркутска, Омска. Распределение канд. наук по вузам региона было более равномерно. Самыми слабыми в этом отношении оставались учеб. институты Тюмени, Бурятии и Тувы.
Снижение уд. веса специалистов со степенями и званиями в вузах и НИИ на фоне быстрого роста кол-ва науч. учреждений характерно для всей страны. Однако на востоке России, где всегда имелся дефицит высококвалифицир. кадров, оно ощущалась особенно остро. Чтобы укрепить вузы, были предприняты большие усилия, направленные на ускорен. развитие в регионе аспирантуры и докторантуры. Кол-во аспирантов в вузах Сибири возрастало более чем в 2 раза быстрее, чем в вузах страны в целом, однако быстро решить проблему дефицита преподавателей это не помогло. К нач. 1970-х гг. рост числ. науч.-пед. кадров в Сибири удалось ускорить, но по насыщенности докт. и канд. наук сиб. вузы все еще существенно отставали от общесоюз. уровня. Форсированное наращивание кадр. потенциала высш. школы привело к ухудшению его качеств. состава. Уд. вес канд. наук в сиб. вузах возрос почти повсеместно, однако доля докт. наук в большинстве вузов. центров значительно снизилась. Это особенно заметно в Омске, Томске, Иркутске, где ранее уд. вес докторов среди проф.-препод. состава был достаточно высок.
Актуальной для всех сиб. вузов оставалась проблема мат. обеспечения. Еще трудней решались вопросы стр-ва учеб. и лаборатор. корпусов как для уже действовавших, так и для только что созданных институтов. В сер. 1950-х гг. мат. база сиб. вузов все еще не достигла довоен. уровня. Острые затруднения в связи с нехваткой учеб. и лаборатор. площадей испытывали почти все вузы Сибири.
К сер. 1960-х гг. в стране оформились регион. пропорции в распределении сети высш. учеб. заведений, сохранявшиеся на протяжении всей 2-й пол. XX в. В 1965 на Урале действовало 10 % от общего кол-ва высш. учеб. заведений России, при этом в них обучалось 9,2 % всего рос. студенчества. Доля Сибири составляла 14,1 % по кол-ву вузов и 12,9 % по числу студентов. При этом почти 2/3 вузов находились на тер. Зап. Сибири: в них обучалось свыше 2/3 сиб. студентов. Доля вузов Д. Востока была еще меньше – 5,1 %, а уд. вес студентов, обучавшихся в дальневост. вузах, не превышал 3,5 %. Для сравнения – уд. вес Москвы по кол-ву вузов составлял 17 %, по числ. студентов – 25,6 %, Ленинграда – 10 и 11,5 % соответственно.
1970-е гг. характеризуются актив. поисками новых форм подготовки специалистов. Пересматриваются учеб. планы, большое внимание уделяется упорядочению и расширению производств. практики. В 1960–70-х гг. в высш. школе активно внедряются новые тех. средства обучения, в т. ч. автоматизир. системы – информационные (АИС), управляющие (АСУ) и обучающие (АСО). В ведущих учеб. заведениях широко практикуются новые прогрессив. методы и формы обучения с применением ЭВМ. Вузы Сибири накапливают положит. опыт рационализации учеб. процесса. С 1969 при значит. части институтов региона организуются подготовит. отд-ния для раб. молодежи. Нек-рые вузы осуществляют функцию не только подготовки специалистов, но и повышения квалификации преподавателей.
К нач. 1970-х гг. в Сибири действовало 70 вузов, где обучалось почти 380 тыс. студентов. Из них на днев. отд-ниях – 215 тыс., на заоч. – 121 тыс. и на вечер. – 43 тыс. студентов. Внутрирегион. пропорции в размещении сиб. вузов остались почти неизменными: вузы были сосредоточены преим. в Зап. Сибири. Число их в этом регионе возросло с 32 (в 1945/46 уч. г.) до 46 (в 1970/71 уч. г.), что превышало по темпам и абс. показателям рост кол-ва вузов в Вост. Сибири и на Д. Востоке.
Степень равномерности в расположении учеб. институтов постепенно повышалась, что отражало проводившуюся в сфере высш. образования регион. политику. В Зап. Сибири это происходило за счет снижения уд. веса вузов Томска, Омска и быстрого роста новых, набирающих силу вузов. центров – Кемерова и Тюмени. Лидерство в регионе оставалось за Новосибирском, сосредоточившим к нач. 1970-х гг. 1/5 всех сиб. вузов. Его быстро догонял по числу вузов Красноярск, оспаривавший у Иркутска роль крупнейшего вузов. центра в Вост. Сибири. Возрастало кол-во институтов в Приморском крае.
Положит. сдвиги произошли и в отрасл. распределении вузов. Повысился и приблизился к среднестат. по стране показателям уд. вес сиб. втузов, университетов и снизился – пед. институтов. Преимуществен. рост техн. вузов при явной нехватке экон. и юр. учеб. заведений свидетельствовал о сохранении утвердившегося со времен индустриализации технократич. подхода к развитию регион. системы высш. образования. Несмотря на высокие темпы развития, высш. школа Сибири не успевала за ростом экон. потенциала региона. В политике гос-ва в этой сфере порой отсутствовал систем. подход.
На рубеже 1960–70-х гг. в Сибири организуются сразу неск. новых университетов. Одни из них создаются на базе пед. институтов (Тюмень, Кемерово), др. преобразуются из филиалов вузов (Красноярск), третьи открываются на «ровном месте» (Барнаул, Омск). Формирование новых университетов иногда носит «кампанейский» хар-р, сказывается влияние амбиций мест. властей. Большую роль в их кадр. укреплении играют «десанты» науч.-пед. сил из ведущих университетов Сибири – ТГУ и НГУ и науч. центров СО АН СССР.
В 1970-е гг. в регионе созданы вузы, обеспечивающие подготовку по «дефицитным» для востока России специальностям, в т. ч. институты культуры в Улан-Удэ, Кемерове, Барнауле, Красноярске. Разработка круп. регион. комплексных программ в 1970–80-х гг. привела к открытию вузов в новых хоз. центрах. Напр., в связи с началом актив. освоения зоны Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в 1975 создается Технологический ин-т в Благовещенске. В итоге к 1980/81 уч. г. на востоке страны, исключая Урал, функционировало 8 университетов, 18 пед., 23 тех., 7 с.-х., 2 экон., 9 мед. институтов, а также неск. институтов транспорта, торговли, культуры и консерватория (всего 80 учеб. заведений). В них обучалось 464 тыс. студентов, в т. ч. на днев. отд-ниях 288 тыс. и на заоч. – 138 тыс. студентов.
В интересах ускорения науч.-тех. прогресса в 1970–80-х гг. на базе пром. предприятий, ведущих науч. учреждений и акад. институтов стали формироваться учеб.-производств. комплексы и объединения, создаваться специализир. кафедры. В силу того что по действовавшему законодательству предприятия и орг-ции были лишены возможности «напрямую» финансировать подготовку специалистов нужного профиля, данный процесс шел весьма сложно. Уже в 1980-х гг. в Сибири избыток выпускников традиц. специальностей сочетался с их дефицитом по новым направлениям науки и техники. С сер. 1980-х гг. происходит сокращение общей числ. студентов. Эта тенденция, обусловленная тяжелейшим экон. и полит. кризисом, носила повсемест. хар-р и прослеживалась в стране и регионе до сер. след. десятилетия.
По мере расширения сети вузов увеличивалась и числ. проф.-препод. состава. Только за период с 1975/76 по 1980/81 уч. г. она возросла в регионе с 26,7 тыс. до 30,8 тыс. чел., в т. ч. в Зап. Сибири – с 17 тыс. до 19,8 тыс., в Вост. Сибири – с 9,4 тыс. до 10,9 тыс. чел. Кол-во докт. и канд. наук увеличивалось медленнее. В 1975/76 уч. г. в вузах Сибири работал 561 докт. наук и 9 276 канд. наук, в 1980/81 уч. г. – 626 докт. наук и 11 576 канд. наук соответственно. Уд. вес преподавателей с уч. степенями и званиями в вузах Сибири и в 1980-х гг. был значит. ниже, чем в ср. по РСФСР. В это время в Сибири еще встречались учеб. заведения, где не работало ни одного доктора наук или профессора. Проблема обеспечения высококвалифицир. кадрами оставалась для региона весьма актуальной.
К кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. высш. школа Сибири обладала развитой отрасл. и территор. структурой, она характеризовалась высокой долей отрасл. вузов и значит. концентрацией вузов в больших городах. Ряд мегаполисов в азиат. части России – Свердловск (Екатеринбург), Новосибирск, Красноярск, Иркутск, в каждом из к-рых работало более 10 учреждений высш. школы, относился к числу крупнейших вузов. центров страны. Сохранял свою традиц. роль и Томск: в сер. 1990-х гг. в нем функционировало 6 вузов.
Однако перекосы в территор. размещении вузов и их кадр. потенциала между центр. и вост. регионами страны не были преодолены: показатель локализации учеб. институтов в центре оставался намного выше, чем в Сибири. Территор. диспропорции сохранялись и внутри региона: между Зап. Сибирью (где концентрировался осн. науч.-образоват. потенциал), Вост. Сибирью и Д. Востоком. Вузов. система региона в целом по-прежнему отставала от потребностей развития его соц.-экон. комплекса. Открытие вузов сопровождало формирование на востоке России соответствующих отраслей экономики, а не предшествовало ему. Исключением стало открытие в Тюмени еще в 1963, в канун начала пром. добычи нефти в Зап. Сибири, Индустриального ин-та, специализированного на подготовке кадров для нефтяной и газовой пром-ти. Подобная конфигурация учреждений высш. образования продолжала негативно сказываться на обеспечении кадрами р-нов перспектив. хоз. освоения. В этих условиях назревала необходимость очередной реформы отрасл. и территор. структуры высш. образования. Контуры ее оформились к кон. 1980-х гг., однако обострение кризиса в стране остановило реформу. И все же, несмотря на трудности «перестроечного» времени, на востоке открывались новые учеб. заведения, в т. ч. в самых отдален. регионах. В 1987 в Петропавловске-Камчатском на базе филиала Дальневосточного технического ин-та рыбной промышленности создается самостоят. вуз – Высшее мореходное училище; в 1989 начинает работу 1-й самостоят. вуз в Биробиджане – Педагогический ин-т.
После распада СССР глубокие изменения, происходившие в рос. об-ве, отразились на системе высш. образования. Сохранялись и прежние проблемы: в нач. 1990-х гг. по числу студентов на 10 тыс. населения перифер. р-ны уступали районам-лидерам в 5–7 раз. Среди отстающих оказались Сахалинская, Читинская, Камчатская обл., а также Чукотский АО, Республики Тыва и Саха (Якутия), хотя темпы роста числ. студенческого контингента в этих р-нах одни из самых высоких в регионе. Динамика роста вузов и числ. студентов в 1-й пол. 1990-х гг. свидетельствует об актив. процессе дальнейшей регионализации высш. образования. В 1992 в Зап. Сибири функционировало 55 вузов с контингентом студентов 270,5 тыс. чел., в Вост. Сибири – 32 вуза с 155,4 тыс. студентов, на Д. Востоке – 32 вуза с 115,8 тыс. студентов. К 1994 кол-во высш. учеб. заведений в Зап. Сибири увеличилось до 59, на Д. Востоке – до 34.
Одновременно в 1990-е гг. началась экспансия в регион многочисл. филиалов центр. вузов. Однако такие структуры не выдерживали проверку временем: большая часть филиалов прекратила свое существование спустя неск. лет. Лишь нек-рые, наиболее круп. филиалы столич. вузов превратились в самостоят. учреждения, примером чему является Алтайская академия экономики и права. Др. особенностью развития системы проф. образования в Сибири, как и во всей России, было формирование верт. отрасл. структур, своеобразных учеб.-науч.-производств. комплексов. В состав вузов стали включаться в качестве структур. подразделений ср. учеб. заведения (колледжи).
В 1-й пол. 1990-х гг. высш. школа находилась на грани выживания из-за резко сократившегося гос. финансирования. Однако к рубежу тысячелетий ситуация в регион. образоват. комплексе неск. стабилизировалась. Причинами этого стали возросшая доля расходов гос-ва на высш. образование, а также частичная децентрализация и демократизация упр-ния, предоставление учеб. заведениям самостоятельности в решении своих задач в сфере образования и науки, что позволило вузам сформировать индивид. стратегии выживания и развития.
1990-е гг. отмечены новой волной «университезации»: происходил процесс преобразования мн. политех. и отрасл. институтов в университеты. Университеты открылись в Сургуте, Горно-Алтайске, Улан-Удэ, Кызыле и др. городах. В момент создания «новые» университеты сильно уступали «старым» по своему науч. потенциалу. В связи с открытием в тех. вузах гуманит. фак-тов и реорг-цией политехн. институтов в тех. университеты стали стираться различия между тех. и классич. университетами. Возникло немало академий. Особое место среди них заняли академии гос. службы, осуществляющие подготовку кадров гос. чиновников. Они открылись гл. обр. на базе высш. парт. школ. На востоке России такие академии действуют в Новосибирске и Екатеринбурге и располагают широкой сетью филиалов и представительств в др. регионах Урала, Сибири и Д. Востока.
Важнейшей тенденцией, изменившей структуру высш. образования, стало возникновение в нач. 1990-х гг. негос. образоват. учреждений. Развитию негос. сектора высш. образования способствовали трудности с финансированием гос. вузов, неудовлетворенный спрос части населения на образоват. услуги, большая гибкость негос. вузов, использование ими новых технологий обучения. Част. вузы появились практически во всех круп. городах на востоке страны.
В 1990-е – нач. 2000-х гг. резко расширились возможности междунар. контактов сиб. вузов. Практически все круп. вузы Сибири сотрудничают с ведущими амер., европ. и азиат. университетами. Еще до подписания Россией в 2003 конвенции о присоединении к Болонскому процессу мн. из них перешли на принятые на Западе программы обучения по системе «бакалавриат – магистратура», сохранив, однако, и традиц. дипломы специалистов. Ряд сиб. университетов работает ныне на основе соглашений, подписанных с заруб. вузами, что дает студентам возможность закончить вузы в России, получая одновременно дипломы университетов-партнеров.
В высш. школу активно вторгаются рыночные отношения. Увеличение платного набора студентов позволяет вузам самостоятельно решать проблемы мат.-тех. обеспечения. Недостаток гос. финансирования побуждает институты строить свою деят-ть на коммерч. началах, активно бороться за гос. заказы и заказы част. фирм.
В результате действия разновекторных процессов за 1990-е гг. общее кол-во высш. учеб. заведений и контингент студентов на востоке страны существенно увеличились. К нач. 2003 в Сибири (в границах Сибирского федерального окр. (СФО)) работало 114 вузов (обучалось свыше 820 тыс. студентов), на Урале (в Уральском федеральном окр. (УФО)) – 75 вузов (ок. 500 тыс. студентов), на Д. Востоке (в Дальневосточном федеральном окр. (ДВФО)) – 60 вузов (ок. 280 тыс. студентов). Однако темпы развития системы высш. образования в центре страны были еще выше. В итоге уд. вес СФО по кол-ву вузов составил 11,1 %, УФО – 7,2 и ДВФО – 5,8 % от общерос., т. е. неск. снизился по сравнению с нач. 1990-х гг. Доля Москвы, напротив, еще более возросла, составив к 2003 10,7 %. В системе высш. образования вновь возникла тенденция опережающего развития в центре страны по сравнению с ее вост. окраинами.
Т. о., несмотря на относительно короткий по ист. меркам срок формирования и развития, система высш. образования на Урале, в Сибири и на Д. Востоке сложилась в одну из профил. отраслей регион. соц.-экон. комплекса. Во мн. городах – Екатеринбург, Томск, Новосибирск, Иркутск, Красноярск и др. – высш. образование входит в число ведущих отраслей специализации. Дальнейшее укрепление системы вузов при их интеграции с бизнесом, с учреждениями и предприятиями науч.-техн. и производств. сферы положено в основу перспектив. регион. и муниципальных стратегий (см. также Университеты Сибири).
Лит.: Очерки истории высшего и среднего специального образования в Сибири (1917–1980). Новосибирск, 1986; Водичев Е.Г. Путь на Восток: формирование и развитие научного потенциала Сибири. Середина 1950-х – 1960-е гг. Новосибирск, 1994; Осташко Т.Н. Наука и ученые в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск, 2002; Катровский А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России. М., 2003; Энциклопедия образования в Западной Сибири. Барнаул, 2003. Т. 1.
Е.Г. Водичев, Н.П. Коробкова, А.В. Литвинов