ЯКУТСКАЯ И ВИЛЮЙСКАЯ (ЛЕНСКАЯ) ЕПАРХИЯ

ЯКУТСКАЯ И ВИЛЮЙСКАЯ (ЛЕНСКАЯ) ЕПАРХИЯ РПЦ. В XVII – нач. XVIII в. церкви и монастыри Вост. Сибири входили в состав Сибирской и Тобольской епархии. В вост. части епархии были образованы отд. церк. благочиния (десятины), подчиненные непосредственно митрополиту, в их числе и самое большое по площ. – Якутское. В 1731 по ходатайству иркут. еп. Иннокентия (Кульчицкого) Якутская десятина включена в состав Иркутской епархии на правах отд. Якутского заказа. По решению Синода в 1852 Якутская обл. вошла в состав созданной в 1840 Камчатской, Курильской и Алеутской епархии. В 1853 ее архиепископ Иннокентий (Вениаминов) перенес в Якутск архиепископскую кафедру, избрав местом жительства Якутский Спасский монастырь. По предложению архиепископа для облегчения миссионер. работы в 1858 указом Синода в составе Камчатской епархии образованы 2 викариатства: Новоархангельское на Аляске и Якутское. Кафедру архиепископа перенесли в Благовещенск, и духов. главой Якутии стал викарный епископ. Учреждение викариатства, значительно расширившего и укрепившего самостоятельность якут. духовенства, стало заключит. этапом на пути к основанию самостоят. епархии, учреждению к-рой способствовало и выделение в 1851 Якутии в отд. адм. единицу. В кач-ве причин для образования самостоят. епархии архиеп. Иннокентий (Вениаминов) указывал на обширность тер. Якутской обл. и наличие населения со своим языком. Он считал, что глава духовенства Якутии должен знать якут. яз. и проживать в области. В 1870 император подписал указ об образовании Якутской и Вилюйской епархии с кафедральным городом Якутском (кафедральный собор – Свято-Троицкий храм). Правосл. население Якутии в этот период составляло 234 624 чел., в области действовало 35 церквей (кроме монастырских) и 120 часовен, треть из к-рых можно считать приписными в связи с постоянным проживанием в них причтов.

К сер. XIX в. в осн. была закончена христианизация населения области. Гл. задачей РПЦ в Якутии становится укрепление православия. Якутская епархия в синодальном ведомстве всегда числилась на особом счету в связи с природ. и климат. условиями края, обширностью его территории, отдаленностью от Центра, разбросанностью нас. пунктов, низкой плотностью, особым менталитетом корен. населения, влиянием шаманизма, язык. особенностями, спецификой хозяйствования. Высш. церк. власти России, учитывая трудности проживания в Якутии, специфику распространения и утверждения здесь православия, проводили гибкую политику. Замена выборных церк. старост причтом (исполнявшим обязанности старост за ден. вознаграждение) с обязательством ведения им приход. делопроизв-ва – один из примеров признания особенностей Якутской епархии. С начала христианизации края ведущая роль в просвещении мест. населения принадлежала миссионерам. Тер. каждого прихода в Якутском кр. обычно составляла сотни или даже тысячи верст, а нас. пункты могли состоять из неск. юрт. Священники для исполнения своих обязанностей совершали длит. поездки. Своеобраз. условия пастыр. служения требовали и особой пастыр. практики, к-рая нашла выражение в создании походных церквей и станов. В 1844 в области учреждены 2 походные церкви – Николаевская и Благовещенская, в каждой по 2 священника и 2 причетника, и неск. позднее – Чукотская миссия. Причт Николаевской церкви был обязан совершать миссионер. поездки в сев.-вост. часть области, а походное духовенство Благовещенской церкви – в сев.-зап. часть. Походным священникам вменялось в обязанность вести журналы наблюдений и ежегодно предоставлять их в Синод. Т. о., они выступали и в роли первых исследователей Якутского кр. В одном из отчетов обер-прокурора Синода отмечалось, что в Якутской епархии миссионер. труды несет все приход. духовенство, а не одни миссионеры. Именно этим объясняется существование в области к 1870 большого кол-ва часовен (что позволяло в дальнейшем превращать их в церкви). Якут. часовни отличались от часовен Европ. России: во мн. из них имелся алтарь, наличие к-рого обязательно для церкви, т. к. алтарь позволяет служить литургию. Но и при отсутствии алтаря священнослужители, Камчатской и впоследствии Якутской епархии имели право служить литургию. Для этого необходимо было наличие антиминса (спец. алтарного покрова), но походного. Якут. священнослужителям в нек-рых случаях разрешалось совершать обряды венчания в запрещенные церковью дни, упрощался и сам обряд (без письм. заявления, оглашений и проч.).

Обеспечение духов. ведомства епархии складывалось из гос. содержания и поступлений из мест. источников. Духовенство Якутской епархии получало жалованье по высшим нормам. Суммы, выделяемые гос-вом на финансирование епархии, постоянно возрастали, что было связано как с увеличением кол-ва церквей и приходов, так и с пониманием роли духовенства в укреплении гос. строя в крае.

1-е священники-миссионеры, посетившие Якутский кр., заложили традицию изучения якут. яз. Архиеп. Иннокентий (Вениаминов) основал духовно-цензурный комитет якут. переводов и ввел практику проведения церк. служб на якут. яз. Священнослужителей к церквам назначали с учетом знания языка корен. населения. Об успехах деят-ти РПЦ в регионе в 1870–1919 свидетельствуют увеличение числ. якут. духовенства, умножение храмов с 37 до 134, расширение церк. землевладения, распространение в области рус. брачного права. Сформировалась разветвленная структура духов. ведомства Якутской епархии – консистория, благочиния, попечительство, ревизионный комитет, комитет миссионер. об-ва, церковно-миссионер. Братство Христа, училищный совет, училища, семинария, духов. школы, отдел Палестинского об-ва, духов. комиссии, редакция ж. «Якутские епархиальные ведомости», свечной и книжные склады. Духовенство взаимодействовало с органами упр-ния Якутской обл. – участвовало в работе различ. комиссий и комитетов, предоставляло светским органам и учреждениям данные о числ. населения и его состоянии, сотрудничало в проведении мед. мероприятий. Якут. население воспринимало нормы и обычаи православия как через христиан. обряды, так и через духов. суд, предоставлявший возможность офиц. расторжения брака. Церк. реформирование, начавшееся в России после революции 1905–1907, в Якутии, в силу ее отдаленности, остановилось на 1-й стадии: введенные вместо духов. консистории новые органы упр-ния – епархиальные советы – не успели себя реализовать из-за изменившейся в стране обстановки.

В годы сов. власти мн. представители духов. ведомства Якутии стали объектом репрессий, и епархия фактически перестала существовать. К 1936 на тер. Якутской АССР действовала одна Николаевская церковь в Якутске (обновленческая), в 1958 – 2 церкви РПЦ: Якутская Николаевская и Олёкминская, входившие в состав Якутского благочиния Иркутской епархии. В 1993 в связи с начавшимся возрождением РПЦ решением Свящ. Синода образована Якутская епархия РПЦ. На 1 янв. 2005 в епархии имелось 50 приходов и жен. монастырь (с 12 насельницами). В их числе 22 храма и 20 молитвенных домов. Духовную службу несут 32 чел.

Епископы Якутские, викарии Камчатской епархии: Павел (Попов; 6 марта 1860 – 9 нояб.1866), Петр (Екатериновский; 9 нояб. 1866 – 3 июля 1867), Дионисий (Хитров; 9 февр. 1868 – 12 дек. 1883) – епископ Якутский, викарий Камчатской епархии, затем епископ Якутский и Вилюйский; епископы Якутские и Вилюйские: Иаков (Домский; 8 янв. 1884 – 28 мая 1889), свт. Мелетий (Якимов; 5 июля 1889 – 14 окт. 1896), Никодим (Преображенский; 14 окт. 1896 – 27 сент. 1898), Никанор (Надеждин; 27 сент. 1898 – 17 янв. 1905), Макарий (Павлов; 17 янв. 1905 – 1 мая 1909), Иннокентий (Пустынский; 1 мая 1909–12), Мелетий (Заборовский; 23 февр. 1912 – 26 янв. 1916), Евфимий (Лапин; 26 янв. 1916–1920), Софроний (Арефьев; 1920–22), Иринарх (Синеоков-Андреевский; 1923–25), Софроний (Старков; 1926); епископы Колымские, викарии Якутской епархии: Синезий (Зарубин; 1927–28), Серафим (Виноградов; 1929–37), Венедикт (Пляскин) – епископ Хабаровский и Владивостокский, управляющий приходами Якутского и Читинского вик-ства Иркутской епархии, Герман (Моралин; 28 марта 1993 – 17 авг. 2004) – епископ Якутский и Вилюйский, затем архиепископ Якутский и Ленский, Зосима (Давыдов; с 27 сент. 2004) – епископ Якутский и Ленский.

Монастыри: Якутский Спасский мон-рь, муж. (1663–1920); Якутская Покровско-Нининская миссионерская община, жен. (1901–04); Свято-Покровский мон-рь, жен. (с 1996).

Лит.: Наумова О.Е. Иркутская епархия XVIII – первая половина XIX в. Иркутск, 1996; Сафронов Ф.Г. Православное христианство в Якутии. Мирный, 1997; Шишигин Е.С. Якутская епархия (краткий исторический очерк). Мирный, 1997; Юрганова И.И. Из истории миссионерства в Якутии // Якутский архив. 2002. № 3; Она же. История Якутской епархии. 1870–1919 гг. (Деятельность духовной консистории). Якутск, 2003.

И.И. Юрганова