ЯКУТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Возникновение и начало распространения письменности на якутском яз. относится к кон. XVII в. и связано с деят-тью рус. миссионеров. Всего до 1917 на якутском яз. было издано более 40 книг. Решающую роль в возникновении якут. худ. лит. сыграла книга О.Н. Бётлингка «О языке якутов» (1851), в к-рой были опубликованы «Ахтыылар» («Воспоминания») А.Я. Уваровского (1800–61). Это автобиогр. соч. стало 1-м памятником худ. прозы народа саха: повествование о жизни автора включает лирич. отступления, рассказы о поездках по Якутии, пейзаж. и портрет. зарисовки. Язык «Воспоминаний» богат образными выражениями, почерпнутыми из якут. речи, их автор записал образцы фольклора, в частн. текст олонхо (героич. эпоса).
Издание О.Н. Бётлингка послужило толчком к собиранию фольклор. текстов на якут. яз.: начиная со 2-й пол. XIX в. появляется большое кол-во записей народ. песен и олонхо, хранящихся в архивах С.-Петербурга. Так, М.Н. Андросова-Ионова (1864–1941), признанная 1-й якут. поэтессой, не только записала образцы олонхо, но и в стиле народ. эпоса создала свое ориг. произведение, основанное на реальных событиях, – «Кµлкµл Бі±і Силирикээн эмээхсин икки» (Кюлкюл Беге и Силирикэн старуха).
Помимо фольклора, на становление якут. худ. словесности оказала влияние рус. лит., в частн. произведения писателей-декабристов, И.А. Гончарова, В.Г. Короленко, В. Серошевского и др. о жизни народа саха в XIX в.
К нач. ХХ в. относится начало творчества основоположников Я. л. – А.Е. Кулаковского, В.В. Никифорова, А.И. Софронова-Алампа, Н.Д. Неустроева (1895–1929). Выдающийся поэт и прозаик, фольклорист и этнограф А.Е. Кулаковский в это время создает свои гл. худ. произведения, показав образцы творч. использования фольклора. Им написано стихотворение «Благословение Баяная» (1900), признанное 1-м худ. произведением Я. л., поэма «Сновидения шамана» (1910), в форме шаман. пророчества выразившая соц. проблематику, др. соч., связанные с нац. фольклор. традициями и содержащие раздумья поэта над острыми проблемами современности и над судьбами своего народа («Портреты якутских женщин», 1904; «Дары реки», 1909; и др.). Произведения А.Е. Кулаковского распространялись в списках и уже в те годы снискали автору известность мастера слова (опубл. в 1924–25).
Драма В.В. Никифорова «Манчаары тµікµн» («Разбойник Манчары», 1906), опубликованная в 1912 и сразу переведенная на рус. яз., мн. годы затем ставилась на сценах Якутска и в улусах и оказала значит. влияние не только на драматургию, но и на все жанры Я. л. В этой пьесе впервые воплощен легендар. образ благород. разбойника, защитника бедноты Манчары, занявший впоследствии особое место в образной системе Я. л. В нач. ХХ в. популярностью пользовались и драмы А.И. Софронова: «ДьадаІы Дьаакып» («Бедный Яков», 1914), «Таптал» («Любовь», 1915–16), «Олох дьэбэрэтэ» («Тина жизни», 1919) и др. Следуя традициям А.Н. Островского, А.И. Софронов разработал осн. принципы якут. драматургии.
Н.Д. Неустроев первым в якут. драматургии обратился к жанровой форме комедии. К 1915 относится 1-й написанный им рассказ «Дикая жизнь». Этот и др. рассказы Неустроева пронизаны лиризмом и мягким юмором.
С 1917 начинается новый этап развития истории Я. л. Основоположником якут. сов. лит. стал выдающийся поэт, прозаик, драматург, фольклорист и лингвист П. Ойунский (П.А. Слепцов). Он создает ряд стихов рев. и лирич. содержания, нек-рые из них стали популяр. песнями («Власть Советам»), создает драм. поэму «Красный шаман» (1917, 2-я ред. 1925), разрабатывает силлабо-тоническую систему стихосложения применительно к якут. поэтич. яз. В поэзии и прозе П. Ойунского соединились фольклоризм, романтич. стилистика и острая соц. проблематика. Использование фольклор. форм в произведениях становится общей особенностью мн. произведений, созданных в 1920–30-е гг. Осн. тематикой поэзии, драматургии, прозы этих лет стало критич. осмысление дорев. прошлого, критика шаманизма и религ. взглядов, пропаганда образования, интернац. солидарности с др. народами, освещение событий Гражданской войны, прославление идей социализма. Произведения С.Р. Кулачикова-Элляя, А.А. Иванова-Кюндэ, А. Кудрина-Абагинского, С.С. Яковлева (Э. Эристин), К. Сокольникова, С.А. Саввина (К. Джирибинэ), Н.Е. Мординова, Н.Д. Неустроева составили ядро Я. л. Создание Союза советских писателей в 1934 повлияло на упрочение в творчестве писателей Якутии этих лет принципов «соц. реализма». В поэмах В.М. Новикова-Урастырова «Коммунист Семен» (1932), С.С. Васильева-Борогонского «Артель Романа» (1930), драмах А. Аччыгыйа «Человек» (1938), «От колонии к коммуне» (1932), произведениях П. Ойунского, П. Туласынова, И. Винокурова-Чагылгана, Д.К. Сивцева (С. Омоллон), С. Ефремова и др. создавались образы строителей социализма. В это время в связи с усилением идеологизации лит., характерным для СССР в целом, подверглась резкому гонению лирика.
В годы Великой Отечественной войны в поэзии возрождаются традиции устного народ. творчества, на лирику оказывают влияние фольклор. жанры благословения, проклятия. Поэты воспевают подвиги якут. героев войны снайпера Д.А. Гуляева, Героя Советского Союза Ф. Попова, эвена снайпера Кульбертинова и др. Стихотворения С.Р. Кулачикова-Элляя, К. Урастырова, М. Кузьмина-Хара, М. Тимофеева-Терешкина, Т. Сметанина, С. Васильева и др. пользовались огромной популярностью. Значит. достижениями прозы стали романы Э. Эристина (С.С. Яковлев) «Молодежь Марыкчана» (1942), А. Аччыгыйа «Весенняя пора» (1944, 1-й вариант). Теме войны посвящены очерки А. Аччыгыйа, С. Омоллона, рассказы С. Данилова, Н.Г. Золотарева (Н. Якутского) и др. Заметно оживилась публицистика, зарождается детектив. жанр (Дм. Таас «Золотой гроб», 1941–42).
Замет. явлением в драматургии воен. времени стали пьесы «Долг», «Враги» С. Ефремова, «Сайсары» (1943) С. Омоллоона, посвященные труду работников тыла. В. Протодьяконов-Кулантай в пьесе «Партизан Морозов» (1943) написал об участии саха Дапсырова в событиях войны вместе с сов. солдатами др. национальностей. Не все темы могли получить освещение в произведениях 1940-х гг.: описания фашист. концлагерей, факты массовой голодовки в тылу стали известны в подробностях и проникли на страницы печати лишь спустя десятилетия.
После войны якут. поэзия обогатилась новыми поэтич. сб. С. Данилова, К. Урастырова, С.Р. Кулачикова-Элляя, С. Васильева, И. Эртюкова и др. В поэзии преобладала тема прошедшей войны, судьба бывш. солдат. Появились повести Н. Якутского «Золотой ручей», С. Данилова «Твои друзья», Т. Сметанина «Егор Чэрин», Н. Мординова «Друзья», Н. Габышева «В далеком Амычане» и др. Тема восстановления народ. хоз-ва, возвращения к мирной жизни затронута в произведениях А. Абагинского, Л. Попова, Б. Хабырыыса, П. Тобурокова, И. Гоголева, М. Ефимова и др. Заметен интерес к сатир. поэзии, дет. литературе. Появились 1-е переводы произведений якут. писателей за рубежом. Большую известность получила драма Т. Сметанина «Лоокуут и Нюргусун» (1951), не сходящая со сцены до наших дней.
Для этого этапа характерно отрицание лит. наследия классиков Я. л., особенно репрессированных П. Ойунского, И. Арбиты и др.
В период хрущевской «оттепель» начинают издаваться собрания соч. А.Е. Кулаковского, А.И. Софронова, Н.Д. Неустроева, а после реабилитации П. Ойунского в 1955 выпущено 7 томов его произведений.
1960-е гг. стали этапом открытия Я. л. для общесоюз. читателя. Под рук-вом С. Данилова проводится актив. переводческая деят-ть с якут. на языки народов СССР, и произведений писателей др. народов страны на якут. яз. Появляются романы в стихах С. Васильева «Младший сын» (1961), И. Гоголева «Солнечная гора» (1962), Р. Багатайского «Сыновья и невестки» (1964); повести в стихах К. Урастырова, М. Тимофеева посвящены теме недалекого ист. прошлого: 1930-м, 1940–50-м гг. Теме развенчания культа личности И.В. Сталина посвящены произведения Р. Багатайского, Б. Хабырыыса. В романах И. Гоголева, Р. Багатайского заметно влияние романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Поэзия обогащается новыми формами коротких стихотворений, сонетами (И. Гоголев, Н. Герасимов-Айталын, М. Ефимов, В. Сивцев). Отточенностью формы отличаются произведения С. Руфова, сделавшего переводы сонетов В. Шекспира, «Витязя в тигровой шкуре» Ш. Руставели. Особым лиризмом отличаются стихи В. Потаповой, Н. Харлампьевой, Н. Михалевой-Сайа, О. Корякиной-Умсууры, В. Петровой-Венеры.
Гл. достижения в прозе 1960-х гг. связаны с именами Н. Якутского, С. Данилова, И. Гоголева, А. Сыромятниковой, В. Гаврильевой. В их произведениях обобщены образы представителей нового поколения, глубоко осмысляется ист. прошлое. Особенно заметно обогащение жанра рассказа, создаются миниатюр. юмор. произведения (Н. Габышев). Я. л. художественно отразила перемены во всех сферах обществ. жизни: в с. х. («На водоразделе рек» В. Яковлева, «Белый поток» якут. прозаика Н. Заболоцкого и др.), педагогике («Пока бьется сердце» С. Данилова). В 1970–80-е гг. появляются романы П. Аввакумова, В. Протодьяконова-Кулантая, В. Соловьева (Б. Боотур), Л. Попова; среди них – неск. дилогий, трилогий. Возникает жанр фантастики (Г. Угаров «Звезда Долбора», «Омертвевшие антенны»); Е. Неймохов, Н. Борисов-Уус развивают детектив. жанр.
Для драматургии 1960–70-х гг. характерен интерес к соц. процессам современности (реорганизация села, становление пром-ти). Соц. тематике посвящены пьесы Л. Габышева, Л. Попова, С. Ефремова, И. Гоголева, А. Аччыгыйа и др. Особенно популярны пьесы И. Гоголева. «Театр Гоголева» обогатил драматургию жанром пьесы-сказки, трагикомедией, драмой, притчей, сатир. комедией. До сих пор пользуется успехом его комедия «Наара Суох» (1964). На ист. темы созданы пьесы и драмы С. Данилова, Н. Лугинова, И. Дмитриева-Сиэн Чолбодук, С. Ермолаева (С. Екер), В. Васильева-Харысхал. Среди них остротой постановки вопросов отличаются пьесы С. Ермолаева.
Репертуар якут. театров часто включает инсценировки лит. произведений, среди них наиб. известной стала пьеса А.С. Борисова «Желанный голубой мой берег», написанная на основе повести Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря». Совр. якут. драматургия активно ищет новые сценич. формы, обращается к мифол. источникам, стремится отразить интерес к общечеловеч. проблемам и ценностям. В 1980–90-е гг. создаются киносценарии (С. Ермолаев, Е. Неймохов, А. Дойду), начали появляться якут. фильмы («Черная маска», «Журавли над Ильменем» по сценариям Е. Неймохова).
Заметными явлениями прозы последних десятилетий стали романы В. Яковлева-Далана «Тыгын Дархан» (1993), трилогия Н. Лугинова «По велению Чингис-хана» (1997–2005). В области документ. повести и романа создали новые произведения И. Федосеев, Г. Борисов, В. Яковлев-Далан. Роман И. Гоголева «Не отвергайте Богиню Милосердия» (1993) обозначил наступление нового этапа в Я. л., связанного с раскрытием суровой правды как прошлых лет, так и совр. действительности. Его роман «Третий глаз» (1999), отличающийся мифологизир. восприятием прошлого, в 2005 издан на нем. яз. По мнению исследователей, он совершил творч. прорыв в романном мышлении.
Лит.: Очерк истории якутской литературы. М., 1970; Сафронов Ф.Г., Иванов В.Ф. Письменность якутов. Якутск, 1992; Тобуроков Н.Н., Сыромятников Г.С., Габышев Н.А., Михайлова М.Г. История якутской литературы (середина XIX – начало ХХ века). Якутск, 1993. Т. 1; Литература Якутии ХХ века (историко-литературные очерки). Якутск, 2005.
Н.Н. Тобуроков