ЯКУТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

ЯКУТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. Жанровая система традиц. Я. м. к. подчинена неск. фундамент. образованиям - певческим стилям, объединяющим разножанровые произведения. Среди таких стилей – дьиэрэтии ырыа, дэгэрэн ырыа и кутуруу. Дьиэрэтии ырыа (букв. протяжная, цветистая песня) - выс. стиль торжеств., праздничного пения. Ему свойственны специфич. тембровые краски, среди к-рых выделяется 1- или 2-кратная глоттализация (резкое сближение связок) кылыhах, импровизационность метроритмики, нетемперированные звукоряды с увеличивающ. интервалами между ступенями, обилие внутрислоговых распевов. Дэгэрэн ырыа (подвижная, размеренная песня) характеризуется отсутствием или редкостью украшений-кылыhах, ритмической формульностью, стабильн. звукорядами, меньшим кол-вом распевов. Кутуруу (шаманское пение) отличается обилием глиссандо и вибрато, контрастно-регистровым интонированием. Не исключено, что существуют и др. певческие стили.

Эпич. жанровую сферу представляют героич. эпос олонхо и сказки остуоруйа. С ней же связаны и песенно-поэтич. импровизации тойук. Героич. сказания олонхо - масштаб. произведения, содержащие от 6 до 30 тыс. и более поэтич. строк и исполняющиеся сказителями-олонхосутами в течение неск. вечеров. По структуре представляют собой чередование декламации и развернутых песен. эпизодов, занимающих ок. пол. объема сказания и передающих прямую речь героев. В стиле дьиэрэтии поют богатыри Сред. и Верх. миров, в стиле дэгэрэн - др. персонажи Сред. мира (мальчик-слуга, старуха-скотница, конь богатыря, стерх и т. д.), в стиле кутуруу - богатыри Ниж. мира. О хар-ре пения последних высказывалась, однако, и др. точка зрения. По мнению Г.Г. Алексеевой, они поют в особом стиле «пение наизнанку», пародирующем пение чужаков - в частн. тунгусов.

В остуоруйа речевое интонирование чередуется с мононапевными песен. эпизодами, исполняющимися в стиле дэгэрэн. Известны отд. образцы сказок, поющиеся почти целиком.

Тойуки - развернутые импровизации в стиле дьиэрэтии, исполняющиеся в торжеств. случаях. Содержание тойуков разнообразно. Это могут быть песни об устройстве мира, о родной земле, важных обществ. событиях и т. д.

Лирич. сферу составляют песни, в этнич. определениях к-рых отражаются разнохарактер. жанр. признаки. Это песни любовные - туойсуу ырыата, нёбные - тангалай ырыата, гортанные - хабарга ырыата, гнусавые - хонгсуо ырыата, колыбельные - биhик ырыата, балагурные скороговорки чабыргах и др., по существу, трудовые, бытовые, изредка лирич. песни. Для всех этих жанров характерен стиль дэгэрэн. С лирич. сферой связаны наигрыши на муз. инструментах - метал. дуговом варгане хомус и смычковой лютне кырыымпа.

Обряд. сфера Я. м. к. многообразна. До недавнего времени ее важную часть составляли шаман. песнопения. Они интонировались в стиле кутуруу и сопровождались звучанием бубна дюнгюр. Возможно, с шаман. традицией связаны также песни кликуш мэнэрик ырыата, ночные песни туул ырыата, песни-стоны энэлгэн ырыата, предсмерт. песни-стенания суланыы ырыата, обезболивающие песни когутуу ырыата. В 1970-е гг. Э.Е. Алексеев классифицировал эти жанры как камерный пласт дьиэрэтии ырыа, но о существовании особого шаман. стиля пения в то время не упоминалось.

Важную роль в семейных, скотовод., промысл. и др. обрядах играют алгыс - благопожелания и заклинания, исполняющиеся в стилях дьиэрэтии ырыа, а также, возможно, кутуруу.

С календар. циклом связаны круговые коллект. песни-танцы оhуохай, исполняющиеся во время летнего «кумысного» праздника Ыhыах. Оhуохай состоит из 3 разделов. Вступительный является приглашением к танцу и поется запевалой, как правило, в стиле дьиэрэтии. 2-й и 3-й разделы, соотв. танцу шагом и танцу прыжками, интонируются в стиле дэгэрэн. Они имеют 1-строчную респонсорную форму: каждую строку, спетую солистом, повторяют с высотными и метроритмич. изменениями все участники хоровода.

В послед. время в якут. муз. фольклоре выявлено неск. локальных традиций: центральная (приленская), вилюйская, олёкминская и северная. Каждая из них, при сохранении общих закономерностей, обладает своей спецификой, к-рая в наст. время активно изучается.

Муз. культура европ. типа в Якутии начинает формироваться в 1910-е гг. Развивается муз. самодеят-ть, возникают 1-е оркестры, хоры, в т. ч. при культ.-просвет. об-вах «Саха аймах» (1917–20), «Саха омук» (1920–28). В 1920-е гг. в Якутске существовали духовой оркестр, оркестры рус. и якут. (анс. хомусистов) народ. инструментов. Предпринимались попытки орг-ции симф. оркестра (в 1920 и 1933; рук. Д. Шимони). В кон. 1920-х гг. создана балет. студия О. Райковской.

Важную роль в становлении проф. Я. м. к. сыграл Якутский радиокомитет (1928), остававшийся одним из центров проф. муз. исполнительства до 1990-х гг. В 1943 здесь созданы хор (рук. В. Попов) и симф. оркестр (орг. и 1-й дирижер Г. Брагинский; см. Симфонические оркестры в Сибири). Действовала вокал. студия. Велась большая муз.-просвет. и концерт. деят-ть. В кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. поставлено неск. опер (нац. и рус.).

В 1944 открылась 1-я муз. школа (в нач. 1990-х гг. действовало св. 100 муз. школ), в 1948 – муз. училище. В сер. 1950-х гг. состоялись 1-е выпуски якут. оперной студии при Уральской гос. консерватории.

В развитии муз. театра бол. значение имело создание нац. якут. хора при Якутском драм. театре (1936–40; рук. М.Н. Жирков). В 1944 возник самостоят. муз. театр-студия (см. Якутский театр и драматургия). В 1940 поставлен 1-й нац. спектакль – муз. драма «Нюргун Боотур» (муз. М.Н. Жиркова); в 1947 – 1-е нац. опера «Нюргун Боотур» и балет «Полевой цветок» М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского. С сер. 1950-х гг. активизируется деят-ть муз. труппы Якутского муз.-драм. театра (1948–71). Формируется нац. репертуар (оперы и балеты Жиркова и Литинского, Г.А. Григоряна, Г.Н. Комракова и др.). 1-е классич. постановки – оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Алеко» С. Рахманинова, балеты «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева и «Лауренсия» А. Крейна. В 1960-е гг. ставятся произв. европ. композиторов (Верди, Леонкавалло, Россини). В 1971 на базе муз.-драм. театра создан Якутский муз. театр, преобразованный в нач. 1990-х гг. в театр оперы и балета (см. Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)).

Ведущую роль в становлении якут. проф. музыки сыграл композитор М.Н. Жирков – авт. популяр. песен и хоров, создатель 1-х нац. опер «Нюргун Боотур» и «Сыгый Кырынаастыыр» (1947; обе совм. с Г.И. Литинским) и балетов «Полевой цветок» (1947), «Алый платочек» (1949, пост в 1967; оба совм. с Литинским). В сер. 1940-х гг. созданы соч. на якут. материале моск. композиторами: М. Мильманом, Р. Роммом, М. Мееровичем, Ю. Крейном (камерно-инстр. соч.), Н. Пейко (сюита «Из якутских легенд»), Л. Белым (хор. миниатюры) и др. Большой вклад в развитие Я. м. к. внесли композиторы, приехавшие в республику в 1950–60-е гг., – Г.А. Григорян, Г.Н. Комраков, Н.С. Берестов, В.Г. Кац. Среди написанных ими произведений особо выделяются: оперы «Лоокут и Нюргусун» Григоряна (1959), «Песнь о Манчаары» Комракова и Э.Е. Алексеева (1967); оратория «Якутская праздничная» Григоряна (1955); кантата «Песня дерева Аал-Луук» В. Каца (1976), Концерт. импровизация для хомуса с оркестром (1972), оратория «Огни седого Вилюя» (1972) и Концерт для трубы с оркестром (1981) Берестова. В 1970-е гг. появляются композиторы-якуты – З.К. Степанов, В.В. Ксенофонтов, А. Созонов, А. Самойлов, К. Герасимов, П.Н. Иванова. Среди их соч. можно выделить оперы: «Сарыал» Ксенофонтова (1983), «Колыбельная песня» Степанова (1985), «Зелёное волшебство» П. Ивановой (1986); симфонию «Айл-Луук» Ксенофонтова, инструм. произведения Степанова.

В 1979 организованы Союз композиторов Якутии (см. Союзы композиторов), филармония, в 1980 – нац. ансамбль танца (см. Филармонии в Сибири).

В 1990-е гг. открыты Высшая школа музыки, Арктический гос. ин-т культуры и искусства, Республиканское хореогр. училище. Нек-рые муз. коллективы ликвидированы (симф. оркестр и хор гостелерадио, 1997), др. реорганизованы (на базе нац. ансамбля танца создан Гос. театр танца) и т. д. В 1991 в Алдане образован Гос. концерт. оркестр Якутии (рук. и гл. дир. – засл. деятель искусств РС(Я) Н.В. Базалева), ведущий актив. концерт. деят-ть. В репертуаре – классич. и нац. музыка. В составе оркестра – эстрадно-джаз. ансамбль «Ако-бэнд», муз. студия, квартет народ. инструментов «Алдан».

В 1980–90-е гг. интенсивно развивается фольклорно-этногр. направление в любит. и проф. творчестве. Создаются центры традиц. муз. культуры: Музей музыки и фольклора народов Якутии, Музей якут. муз. инструментов (орг. Н.С. Берестов), Международный центр хомусной (варганной) музыки и др. В муз. жизни участвуют многочисл. самодеят. коллективы фольклор., эстрад. и акад. (хоровые и балет. студии, инструм. ансамбли) направленности.

Среди музыкантов-исполнителей: дирижер, засл. деятель искусств РСФСР Г.М. Кривошапко, хормейстеры – засл. артисты России Ф.А. Баишева, В.Я. Птицын; певцы – народный артист СССР А.Е. Ильина, народные артисты России А.И. Егорова, М.М. Лобанов, И.П. Степанов, засл. артисты РФ А.М. Борисова, А.С. Адамова, народные артисты Якутии М.К. Попова, В.Н Яковлева, Н.Н Чигирёва; пианисты – засл. артистка РФ А.П. Решетникова, Ю. Упхолова, скрипач И. Литвинов, хомусисты – И.Е Алексеев, П. Оготоев и др.

В Респ. Саха (Якутия) работают (2006): Театр оперы и балета, Нац. театр танца, Гос. концерт. оркестр, Республиканский науч.-метод. центр народ. творчества и соц.-культ. деят-ти, Союз композиторов, Высшая школа музыки, Арктический гос. ин-т культуры и искусств, муз. училище, муз. школы.

Лит.: Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада. М., 1976; Жирков М.Н. Якутская народная музыка. Якутск, 1981; Кривошапко Г.М. Музыкальная культура якутского народа. Якутск, 1982; Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М., 1988; Кыыс Дэбилийэ: Якутский героический эпос. Новосибирск, 1993; Николаева Н. Эпос олонхо и якутская опера. Якутск, 1993; Алексеева Г.Г. От фольклора до профессиональной музыки. Якутск, 1994; Головнёва Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры. Новосибирск, 1994; Якутский героический эпос олонхо. Могучий Эр Соготох. Новосибирск, 1996.

Н.М. Кондратьева, А.М. Лесовиченко, В.В. Мазепус