ЯКУТСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ. Первый этап (1906–17) Я. н. д. связан с борьбой за нац. государственность в форме земского самоупр-ния и нац.-культур. самоопределение. 1-я нац. полит. орг-ция «Союз якутов» (4–19 янв. 1906) во главе с В.В. Никифоровым объединила тойонат, интеллигенцию, купечество. Ее члены выдвинули задачи – введение земства, предоставление якутам права иметь своего депутата в Государственной думе, закрепление земель, находившихся в пользовании «инородцев», но принадлежавших гос-ву, в собственность якутов. Их требования были отвергнуты мест. администрацией, а руководящий состав арестован.
В 1912 по инициативе В.В. Никифорова и С.А. Новгородова состоялся Инородческий съезд в Якутске, где были поставлены вопросы о представительстве якутов в Гос. думе, введении земства, отмене ссылки в Якутию, развитии образования и культуры. Съезд избрал делегацию в составе П.Н. Сокольникова и Д.И. Слепцова, к-рая должна была присутствовать в 1913 в С.-Петербурге на праздновании 300-летнего юбилея правления династии Романовых и представить принятые на съезде предложения министру внутр. дел Н.А. Маклакову.
По инициативе В.В. Никифорова, Г.В. Ксенофонтова и С.А. Новгородова возник «Якутский трудовой союз федералистов» (июнь 1917 – 15 дек. 1919). Союз имел печат. орган – газ. «Якутский голос». Федералисты (1,2 тыс. чел.) требовали для Якутии права самостоят. распоряжения всеми землями в области с их лесами, водами и недрами, уравнит. распределения земли, свободы личности, слова, печати, собраний, вероисповедания. Они поддерживали Временное пр-во и занимались выборами в Учредит. собрание и земства, отрицали наличие в якут. об-ве классового неравенства, установили связи с областниками. С.А. Новгородова избрали чл. исполкома Сибирского областного совета, а Г.В. Ксенофонтова и И.Н. Эверстова – во вр. Сибирскую областную думу.
Культ.-просвет. об-во «Саха аймах» («Якутское племя») (июнь 1917 – авг. 1920) образовалось «в целях всестороннего изучения Якутской области и пробуждения в аборигенах ее культурного самосознания». Члены об-ва (более 50 чел.) под рук. С.А. Новгородова занимались образоват., просвет., краевед. деят-тью, распространением идей кооперации и др.
В полит. блок «Объединенная демократия Якутской области» (сент. 1917 – дек. 1919) вошли Якутский комитет обществ. безопасности (ЯКОБ), Союз федералистов, эсеров, об-во «Саха аймах» и др. орг-ции. Он координировал деят-ть всех нац. орг-ций и оценил Окт. революцию как попытку «врагов отечества и революции» сорвать созыв Учредит. собрания. Его офиц. органы – газеты «Якутское обозрение» и «Вестник ЯКОБ».
2-й этап (1920–28) Я. н. д. ознаменовался борьбой за государственность в форме автономии. Причиной повстанч. движения 1921–22 стала политика «военного коммунизма», проводившаяся рук-вом Якутии во главе с Г.И. Лебедевым. В антисов. мятеже участвовали до 10 тыс. чел. из числа якут. хамначчитов (батраков) под рук. белых офицеров, интеллигенции и купечества. Лидерами повстанч. движения были В.А. Коробейников, П.А. Куликовский, В. Бочкарев, А.И. Сентяпов, Г.С. Ефимов, Д.Т. Борисов, И. Яныгин и др. Они образовали Временное обл. якутское народ. упр-ние, к-рое ставило перед собой цели: объединение антибольшевист. сил для свержения власти красных, проведение выборов народ. собрания без коммунистов, разработка Конституции обл. самоуправления, введение многопартийности, обеспечение прав и свобод граждан.
Якут. большевики П.А. Слепцов, М.К. Аммосов, И.Н. Барахов, С.М. Аржаков, М.В. Мегежекский и др. избрали т. н. гуманный воен.-полит. курс и устанавливали новую власть под флагом автономии. В течение длит. времени они боролись в Центре за предоставление Якутии прав авт. республики, а не области или края. Декретом ВЦИК от 22 апр. 1922 была образована Якутская АССР.
Культур. автономию народа саха обеспечивало культ.-просвет. об-во «Саха омук» («Якутский народ») (5 сент. 1922 – 19 июня 1928) во главе с В.Н. Леонтьевым, в к-рое входило более 1,1 тыс. чл. Офиц. орган – лит. ж. «Чолбон» («Звезда»). Об-во внесло огромный вклад в развитие нац. образования, лит., театр. искусства, физ. культуры и краеведения. При нем действовали филос., правовой, шахматно-шашечный, писательский и др. кружки. Чл. об-ва участвовали в ликвидации повстанч. движений 1920-х гг. на тер. Якутии, в борьбе с шаманизмом, занимались внедрением здорового образа жизни. Об-во было ликвидировано в связи с движением конфедералистов.
Террор против эвенков, проводившийся рук-вом Охотского побережья, вызвал тунгус. мятеж 1924–25. В мятеже участвовало 350 повстанцев из числа охотников, рыболовов, представителей якут. интеллигенции. Его лидерами стали учитель-якут М.К. Артемьев и эвенк. князец П.В. Карамзин. Мятежники приняли решение создать авт. образование и войти в состав ЯАССР, восстановить тракты Якутск–Охотск и Якутск–Аян, выйти на внеш. рынки, развивать экономику и культуру. Лидеры мятежа под флагом нац. лозунгов добивались прекращения террора и решения назревших соц.-экон. проблем. Этот конфликт власть урегулировала мирным путем.
В 1927–28 в Якутии произошло вооруж. выступление конфедералистов во главе с П.В. Ксенофонтовым, М.К. Артемьевым, И.Г. Кирилловым, П.Г. Оморусовым, С.Н. Даниловым. Повстанцы (более 600 чел.) боролись за предоставление Якутии союзного статуса, юр. закрепление за республикой прав на землю, недра, воды, леса. Для гарантии прав личности, свободы слова, собраний, печати предлагали обособить законодат., исполнит. и судеб. ветви власти. Выступали против ущемления интересов мест. населения при заселении республики. Они опасались предоставления в Якутии концессий иностранцам. Требовали формирования нац. воинских частей. Первоначально конфедералисты пытались мирным путем внести изменения в Конституцию ЯАССР, но им это не удалось. Тогда они провели «военную демонстрацию». Но поскольку мятежники не имели соц. базы среди населения, их авантюрное выступление было подавлено вооруж. путем.
3-й этап Я. н. д. начался с массовых выступлений в апр. 1986, во время к-рых якут. студенты выразили возмущение фактич. неравенством наций. В 1990 образовался союз «Саха омук» под рук. А.С. Борисова, объединивший широкий круг гор. населения из числа якутов. Его члены боролись за укрепление гос. суверенитета республики и занимались культ.-просвет. деят-тью. После провозглашения суверенитета и принятия Конституции Якутии этот союз распался.
Объединение «Саха кэскилэ» («Якутское будущее») во главе с Л.А. Афанасьевым-Тэрис возникло в 1993 и проводило работу в улусах республики. Его члены добивались увеличения этнополит. статуса якутов в регионе. Во 2-й пол. 1990-х гг. они отказались от этой цели и целиком сосредоточились на культурно-духов. деят-ти: устанавливали этнокультур. контакты с тюрк. народами, реконструировали основы якут. религии «Учение Айыы» и проводили культ.-просвет. работу.
Нац. объединениям в Якутии удавалось сплотить широкие слои общественности лишь в переломные моменты истории и на короткий период. В остальное время они отличались малочисленностью и неустойчивостью. Попытки выдвижения этнорадикал. целей отд. лицами не находили соц. поддержки среди населения. В 1990-е гг. нац.-культур. возрождение фактически осуществлялось рук-вом Респ. Саха (Якутия).
Лит.: Малькова А. Василий Никифоров. События. Судьбы. Воспоминания. Якутск, 1994; Ковлеков С.И. В.В. Никифоров и съезд якутов 1912 г. Якутск, 1996; Алексеев Е.Е История национального вопроса в РС(Я) (февраль 1917–1941 гг.). Якутск, 1998; Антонов Е.П. Культурно-просветительное общество «Саха омук». Новосибирск, 1998; Он же. Интеллигенция Якутии (1922–1938 гг.). Якутск, 1998; Макаров Г.Г. Северо-Восток России в 1921–1922 гг. Якутск, 1998; Игнатьева В.Б. Республика Саха (Якутия): Ретроспектива этнополитической истории. Новосибирск, 1999; Клиорина И.С. История без флера. Последнее десятилетие в жизни Кюлюмнюра (1918–1928 гг.). Якутск, 1999; Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия). Новосибирск, 2000; Народ саха от века к веку: очерки истории. Новосибирск, 2003.
Е.П. Антонов