ЯКУТЫ (назв. и самоназв.), корен. население Респ. Саха (Якутия). Самоназв. саха (мн. ч. сахаляр), сахаурянгхай. Этноним не идентифицируется, но предположительно восходит к более юж. территориям, где с VII по ХVII в. упоминаются народы саэки, сахэги, сайхачжэ, сахалянь. Существует мнение о собственно тюркском (кыпчакском) происхождении этого этнонима, восходящем к телесскому этнономикону. Вторая часть этнонима, урянгхай/урянхай, также была широко представлена в этнонимике тунгусо-маньчж., тюрк. и монг. народов. Этноним якут (екэ), предположительно, заимствован русскими от эвенков.
Я. имеют свою автономию, расселяются довольно широко в бас. р. Лена и по ее притокам (Алдан, Вилюй, Олёкма), а также по рекам бас. Северного Ледовитого океана (Анабара, Оленёк, Яна, Индигирка, Колыма). Числ. в РФ по переписям (тыс. чел.): 1939 – 241,9, 1959 – 236,1, 1970 – 295,2, 1979 – 326,5, 1989 – 380,2, 2002 – 443,9, в т. ч. в Якутии – 432,3.
В расовом отношении Я. являются представителями центр.-азиат. антропол. типа сев.-азиат. расы. По сравнению с др. тюркоязычными народами Сибири характеризуются наиболее сильным проявлением монголоид. комплекса, окончат. оформление к-рого происходило в сер. II тыс. н. э. уже на Лене в результате взаимодействия пришлого ценр.-азиат. и мест. байкал. компонентов. Говорят на якутском яз.
Православие распространилось в XVIII–XIX вв. Христиан. культ сочетался с верой в добрых и злых духов, духов умерших шаманов, духов-хозяев и др. Сохранились элементы тотемизма: род имел животного-покровителя, к-рого запрещалось убивать, называть по имени и др. Мир состоял из неск. ярусов, главой верхнего считался Юрюнг айы тойон, нижнего – Ала буурай тойон и др. Важным был культ жен. божества плодородия Айыысыт. Духам, живущим в верх. мире, приносили в жертву лошадей, в нижнем – коров. Гл. праздник – весенне-летний кумысный праздник (Ысыах), сопровождавшийся возлияниями кумыса из больших деревян. кубков (чороон), играми, спорт. состязаниями и др. Был развит шаманизм. Шаман. бубны (дюнгюр) близки к эвенкийским. В фольклоре был развит богатыр. эпос (олонхо), исполнявшийся речитативом особыми сказителями (олонхосут) при большом стечении народа; ист. предания, сказки, особенно сказки о животных, пословицы, песни. Традиц. музык. инструменты – варган (хомус), скрипка (кырыымпа), ударные. Из танцев распространены хороводный осуохай, игровые танцы и др.
Я. существенно отличаются от окружающих народов, что служит основанием для поиска истоков и места формирования их культуры. Ее основу составляет интеграция различ. этнокультур. традиций. Истоки якут. скот-ва прослеживаются в регион. культуре кочевников Центр. Азии и Юж. Сибири начиная со скиф. времени, а формирование ряда этноспецифич. элементов якут. культуры (язык, мифология, мировоззрение) происходило в древнетюркскую эпоху и связывается с телесскими племенами. След. этап формирования культуры Я. связан с прибайкал. курыканами, в составе к-рых присутствовала не только тюрк. основа, но и монг., а также тунгус. компоненты. Именно в среде курыкан происходит интеграция разноэтнических культур. традиций, заложивших основу якут. полуоседлому скот-ву, ряда элементов мат. культуры, антропол. особенностям Я. В Х–ХI вв. курыканы испытали сильное влияние монголоязычных соседей, что наглядно прослеживается в лексике якут. яз. Монголы повлияли и на последующее переселение предков Я. вниз по Лене.
К этому же времени относится вхождение в состав предков Я. кыпчакского компонента (этнонимика, язык, обрядность), что позволяет выделять в культуре Я. 2 тюрк. культурно-хронол. слоя; древнетюркский, имеющий соответствия в культуре сагайцев, бельтыров, тувинцев, и кыпчакский – отд. группы зап.-сиб. татар, сев. алтайцев, качинцев и кызыльцев. Последующее формирование собственно якут. культуры, основу к-рой составило полуоседлое скот-во высоких широт, происходило в бас. Ср. Лены. Здесь предки Я. появляются в кон. ХIII – нач. ХIV в. Археология этого региона иллюстрирует последующую эволюцию якут. культуры вплоть до ХVII–XVIII вв. Именно здесь складывается особая модель хоз-ва Я., сочетающая скот-во и экстенсив. виды промыслов (рыболовство и охота), мат. культура, адаптированная к суровому климату Вост. Сибири, отличающие Я. от их юж. соседей скотоводов, при сохранении мн. субстратных черт общетюрк. культур. традиции (мировоззрение, фольклор, орнамент, язык). Значит. влияние абориг. населения Вост. Сибири прослеживается в антропол. типе периферийных групп Я., у к-рых фиксируется палеосиб. (байкал.) комплекс, при общей оценке Я. как представителей центр.-азиат. антропол. типа. В процессе переселения в Вост. Сибирь Я. освоили не только относительно благоприятные для ведения скотовод. хоз-ва р-ны Ср. Лены, но и ее таеж. притоки (Вилюй, Алдан), а также бассейны сев. рек Анабары, Оленёка, Яны, Индигирки и Колымы. Здесь, в условиях Приполярья, сложилась особая группа Я.-оленеводов, адаптировавших сев. абориг. культуру. При числен. преобладании якут. компонента, что способствовало сохранению мн. элементов духов. культуры, сев. Я. корен. обр. изменили экон. основы жизни, мн. элементы мат. культуры. В то же время процесс адаптации абориг. и прежде всего тунгус. традиции не носил хар-ра простого копирования. Так, Я. модифицировали тунгус. оленеводство, в переходе от транспортной его функции к пище-сырьевой, создали тунгусо-якут. тип упряжного оленеводства, в зависимости от обстоятельств сев. Я. использовали различ. типы жилищ, одежды и т. п. В целом, в культуре сев. Я.-оленеводов отмечается доминирование тех эвенкийских элементов, к-рые связаны с промысл. деят-тью. Все это свидетельствует о сложном хар-ре взаимодействия якут. и эвенкийской культур, синтез к-рых и образует локал. специфику сев. Я.-оленеводов. В целом, эта группа якут. народа наследует осн. тенденции формирования его культуры – интеграцию в состав Я. различ. этнич. компонентов на протяжении более чем 2000-летней истории.
Осн. традиц. занятия – коневодство (в рус. документах XVII в. Я. назывались «конными людьми») и разведение круп. рог. скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рог. скотом – женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Сенокошение было известно до прихода русских. Якут. породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны.
Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в осн. летом, но также зимой в проруби; осенью устраивалась коллект. неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было осн. занятием (в документах XVII в. термин «рыболов» – балыксыт – употребляется в значении «бедняк»), на нем специализировались также нек-рые племена – т. н. пешие Я. – осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и др.
Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь осн. источник пропитания (песец, заяц, сев. олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц, птица и др.), в дальнейшем из-за снижения числ. зверей ее значение упало. Характерны специфич. приемы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.
Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутр. слой коры), заготавливавшейся на зиму в сушеном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.
Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в кон. XVII в., до сер. XIX в. было развито очень слабо; его распространению (особенно в Олёкминском окр.) способствовали рус. ссыльные поселенцы.
Была развита обработка дерева (худ. резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахмат. порядке, – коврики, из заячьего меха – одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось произв-во лепной керамики, выделявшей Я. среди др. народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товар. значение, плавка и чеканка серебра, меди и др., с XIX в. – резьба по мамонт. кости.
Передвигались в осн. верхом, грузы перевозили вьюком. Были известны лыжи, подбитые конским камусом, сани (силис сыарга, позднее – сани типа рус. дровен), запряженные обычно в быков, на севере – оленьи прямокопыльные нарты; типы лодок общие с эвенками – берестяная (тыы) или плоскодонная из досок; парусные суда-карбасы заимствованы у русских.
Якут. поселения ыал делились по сезонно-хоз. признаку на зимние и летние. Зимники располагались вблизи сенокосных угодий и водоемов. Летники ставились на местах, удобных для выпаса скота, и были более крупными, чем зимники. Якут. усадьба состояла из жилой постройки (балагана) и неск. хоз. построек – хотонов для содержания скота, амбаров и подвалов-ледников. В пределах усадьбы строились загоны для лошадей. Непременным атрибутом якут. усадьбы были коновязные столбы – cэргэ. Жилища Я. отличаются разнообразием. Наиб. распространенным типом традиц. стационар. жилища является балаган – каркас. постройка пирамид. формы, стены к-рой изготавливались из тонких бревен внакат и сверху покрывались корой и дерном. Крыша балагана плоская. Традиц. летним жилищем Я. в прошлом была ураса. Внешне она напоминает чум, но ее деревян. основа состоит из 2 конструктивных элементов. Во-первых, это цилиндр. часть, к-рую образуют вертикальные столбы, поставленные по окружности и соединенные вверху горизонт. планками. Во-вторых, конич. жердевая конструкция, к-рая опирается на цилиндр. часть урасы. Покрышки изготовлены из 2 слоев бересты. Внутри по периметру стен располагаются нары, очаг размещается в центре. Диаметр основания урасы ок. 5 м, высота – до 10 м. Проч. жилища являются временными (сезонными) и довольно сильно варьируют по конструкции. Сев. Я.-оленеводы в кач-ве жилища использовали «тунгусский» или «самодийский» чум. На тер. расселения Я. широко распространен регион. тип жилища – голомо.
Традиц. муж. и жен. одежда – короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебр. и медными бляшками.
Характерен жен. свадеб. меховой длинный кафтан (сангыйах). Сангыйах шился из меха тарбагана, вышивался шелком, бисером, серебр. нитью и был оторочен мехом бобра. Стоили такие шубы очень дорого и были доступны только богатым семьям. Сангыйах якут. женщины надевали только в искл. торжеств. случаях. В них они, напр., являлись на праздник Ысыах. Сангыях надевала невеста в день свадьбы. Обычно шубу дарила невесте свекровь, и часто сангыях передавалась из поколения в поколение, олицетворяя жен. часть социума. В сангыях одевали и покойницу перед погребением. Шуба представляла собой некую сакрал. ценность семьи и рода, отмечая особые этапы жизненного цикла женщины и олицетворяя мистич. связь живущих и предков. Об особом символизме этой одежды говорит и тот факт, что при кроплении кумысом на празднике Ысыах шаман надевал именно сангыях.
Нарядная жен. меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким сукон., бархат. или парчовым верхом с нашитыми на него серебр. бляхой (туосахта) и др. украшениями. Распространены жен. серебр. и зол. украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.
Осн. пища – молочная, особенно летом: из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлебка (бутугас). Рыбная пища играла гл. роль для бедняков и в сев. р-нах, где не было скота, мясо употреблялось в осн. богатыми. Особенно ценилась конина. В XIX в. входит в употребление ячмен. мука: из нее делали пресные лепешки, оладьи, похлебку-саламат. В Олёкминском окр. были известны овощи.
Семья малая (кэргэн, ыал). До XIX в. сохранялось многоженство, причем жены часто жили раздельно и вели каждая свое хоз-во. Калым состоял обычно из скота, часть его (курум) предназначалась для свадеб. пира. За невестой давали приданое, по ценности составлявшее ок. половины калыма, – в осн. предметами одежды и утвари.
Центр. место в сакрал. культуре якут. народа занимал народ. праздник Ысыах, связанный с наступлением лета и посвященный небесным божествам Айыы, духам Природы и Земли. Генетически Ысыах восходит к календар. обрядам (Новому году) и сохраняет в себе осн. черты праздника умирающей и воскресающей природы – разрушение и гибель старого мира/года и рождение/сотворение нового мира, возрождение природы и социума, возникновение новой небесной божеств. порождающей силы, плодородия, богатства и полноты жизни. Подготовка к самому празднику начиналась задолго до его наступления. Весен. обрядовый цикл предусматривал проведение целого комплекса ритуал. акций: развешивание жертвенной волосяной веревки (салама) духу-хозяйке Земли, жертвоприношение озеру, умилостивление духов местности. К празднику специально изготовлялись коновязные столбы и ритуал. предметы.
В сакрал. топографии ритуал. пространства праздника Ысыах чороны, наполненные 1-м кумысом, символизировали центр мироздания – источник божеств. созидающей энергии. Сосуды, как вместилища священного белого напитка, семантически соотносились с небесным молочным озером, на берегах к-рого обитает глава небожителей Юрунг-Айыы-тойон, в к-ром омывается небесная богиня, подательница жизни – Айыысыт. В контексте праздника сосуды с кумысом олицетворяли местопребывание этих божеств, выполняя функцию источника небесной благодати, через к-рый осуществлялось приобщение сообщества людей к сакрал. космич. началу.
Форма чоронов не имеет аналогов среди ритуал. утвари народов Сибири. Она восходит к традиции кочевых народов Великой степи и, прежде всего, древ. тюрок – далеких предков Я. Близкие по форме сосуды запечатлены на камен. древнетюрк. изваяниях, встречающихся на всем пространстве центр.-азиат. степей.
Лит.: Зыков М.Ф. Жилые и хозяйственные постройки якутов // Тр. Ин-та этнографии. 1952. Т. 18; Народы Восточной Азии. М.; Л., 1965; Народы Юго-Восточной Азии. М., 1966; Итс Р.Ф. Этническая история Юга восточной Азии. Л., 1972; Гоголев А.И. Поселения, жилые и хозяйственные постройки якутов. Новосибирск, 1986; Серошевский В.Л. Якуты (Проблемы этногенеза и формирования якутов). Якутск, 1993; Якуты. М., 1993.