ЯМЩИК, представитель обществ. группы, выделяемой по проф. (в широком смысле) либо сословному (в узком) признаку. Тюркское «ям» означало «почтовый двор». Изначально Я. – житель яма (почт. станции), обязанный на своем транспорте и своими силами доставлять в назначенное место казен. послания, грузы, должностных лиц. Т. о., в обязанностях Я. соединялись доставка почты и пассажир. перевозки.
За службу Я. получали жалованье и наделялись земел. наделом. Подобно крестьянам они занимались хлебопашеством и ремеслами, охотой и сбором кедровых орехов, гужевым извозом. В отличие от крестьян освобождались от гос. и земских налогов, не привлекались к натур. дорожным повинностям вне пределов своего проживания, до 1766 освобождались от рекрутской повинности. Составляли особую сословную группу.
В Сибири Я. появились на рубеже XVI–XVII вв. в связи с устройством ямов. Этим занимались спец. ямские устроители (обычно имевшие чин не ниже сына боярского). Осн. часть Я. сначала набрали из «охочих людей» в Европ. России; затем их ряды пополнялись мест. населением. В Европ. России содержанием ямов ведал Ямской приказ (с 1547), за Уралом все расходы ложились на Сибирский приказ. Ямы, действовавшие в Сибири: Верхотурский, Туринский, Тюменский, Тобольский, Самаровский и Демьянский, впоследствии Тарский.
Центром жизнедеят-ти яма служил ямской двор во главе с ямским старостой или управителем (аналог сел. старосты). Староста руководил приемкой и отправкой почты; разверстывал между ямщиками работы («наряды») в соотв. с распределением паев. В каждом сиб. яме числилось 50 паев (это самый круп. размер в гос-ве). Именно обладание паем обусловливало право пользования земел. наделом и обязанность выставлять опред. число лошадей. Ограничений относительно числа держателей 1 пая не существовало, поэтому нередко на пай приходилось неск. исполнителей ямской гоньбы. По вызову управителя они покидали свои хоз-ва (расположенные в самом яме или окрестных селениях) и являлись на ямской двор. Выполнив наряд, возвращались к делам своего хоз-ва. Наряд мог заключаться не только в гоньбе непосредственно от ямского двора, но и в дежурстве на подставах – расположенных между ямами дворами со сменными лошадьми. В отличие от ямов на подставах и рядом с ними не было постоянных поселений ямщиков.
Помимо земел. надела на каждый пай изначально выдавалось ден. жалованье – от 10 до 20 руб. в год. При Петре I жалованье Я. заменили прогонной платой (она взималась и с гос. служащих, к-рые возмещали эти деньги в казне). Размер получаемых Я. денег стал зависеть от объема выполненной им работы; при этом служба оставалась обязательной.
Ямская гоньба осуществлялась не только на лошадях, но и по воде (прежде всего в Самаровском и Демьянском ямах). Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе.
До 1723 Я. управлялись Ямским приказом, затем до 1780 – Ямской канцелярией, с 1780 – гражд. губернаторами и губ. казен. палатами с воеводскими канцеляриями тех уездов, где Я. проживали. С 1782 они перешли под попечение директора экономии, городничих и ниж. земских судов. Внутри ямов со времени их возникновения существовали ямские старосты, в 1723–82 – ямские управители. К 1824 Я. в Зап. Сибири числилось ок. 17 тыс. душ муж. пола. В 1825 они были объединены с гос. крестьянами. При этом им предоставили возможность перейти не в крест. сословие, а в мещанское или купеческое.
Однако понятие «ямщик» сохранилось. Оно стало обозначать любого человека, профессионально занимающегося извозом: наем. работника на почт. станции или частн. перевозчика (из крестьян, к-рые возили пассажиров независимо от казны). В этом же значении понятие «ямщик» и ранее использовалось восточнее Томска, где Я. как сослов. группа отсутствовали. Ямскую повинность там исполняли крестьяне (сначала натурой, затем наймом). Как проф. понятие слово «ямщик» имело хождение вплоть до нач. XX в.
Лит.: Гурлянд И.Я. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII в. Ярославль, 1900; Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII–XIX вв. Новосибирск, 2004.
О.Н. Катионов