ЮКАГИРЫ (тунгус., «говорящие невнятно», «ледяные старики»), вадул, одул (самоназв., «могучий, сильный), этал, этел (коряк., чукот.), омоки (устар. рус.), народ в РФ. Живут в Верхнеколымском (таеж. Ю., или одул) и Нижнеколымском (тундренные Ю., или вадул) р-нах Респ. Саха (Якутия), Алаиховском и Анадырском р-нах Магаданской обл. Числ. Ю. (тыс. чел.): кон. XVII в. – 2,5, 1-я пол. XVIII в. – ок. 1,5, 1897 – 0,9, 1926 – 0,4, 1959 – 0,4, 1970 – 0,6, 1979 – 0,8, 1989 – 1,1, 2002 – 1,5. Ю. относятся к байкальскому (палеосиб.) антропол. типу североазиат. расы. Говорят на юкагирском яз. Нек-рые лингвисты выделяют урало-юкагир. семью яз. Ю. разговаривают на таеж. и тундровом диалектах. Широкое распространение имеют русский, чукотский, эвенский и якутский яз. Письменность создана в 1970-х гг. на основе рус. графики и тундрового диалекта. До ХХ в. сохранялась пиктогр. письменность на бересте.
Большинство исследователей связывают Ю. с древ. населением Вост. Сибири 1 тыс. до н. э. В 1–2 тыс. н. э. в ходе расселения в Вост. Сибири тунгус. (эвенки, эвены) и тюрк. (якуты) народов произошло сокращение этнич. тер. Ю. и отчасти их ассимиляция. Пришедшие в сер. XVII в. русские застали Ю. на тер. от Лены до Анадыри. Притеснения со стороны казачьей администрации, воен. столкновения с соседними народами (якутами и др.) и эпидемии привели к сокращению числ. Ю. и изменению этнич. территории.
Ю. делились на 12 территор. групп («родов»), состоявших из более мелких подразделений – родов. Род возглавлялся старейшиной, часто выполнявшим функции шамана. Были также воен. лидеры. Вселенная представлялась разделенной на верх., ср. и ниж. миры, соединенные рекой. Традиц. верования – шаманизм, верховный небесный бог Хойл, культы духов, огня, предков, солнца, медвежий культ, жертвоприношения собак, промысл. обряды, праздник весны – Шахад-зибе. Совр. Ю. – православные. Семья большая патриархальная, преобладание матрилокальности, билинейная экзогамия, наследование патрилинейное, вытеснявшая матрилинейность. Существовали обычаи левирата, избегания (табу на общение отца с женатым сыном и невесткой и др.). С кон. XIX в. распространился институт калыма.
Традиц. занятия – полукочевая и кочевая охота на сев. оленя, транспорт. оленеводство (с XVI в.), рыболовство (подсоб. значение) у тундровых Ю.; охота на копыт. животных, рыболовство (удочки, сети, ловушки) и собирательство у таеж. Ю. Летом передвигались на оленях верхом, зимой – на дугокопыльных нартах. Тундр. Ю. использовали собачьи прямокопыльные нарты. По воде перемещались на берест., долбленых и дощатых лодках, треугольных плотах, по снегу – на ступательных подшитых камусом лыжах, голицах. Примитив. хар-р металлообработки: ковка, литье. Жилища – полуземлянки-чандалы, конич. шалаш из тонких бревен, крытых дерном, чум с корьевым или ровдужным покрытием. Во 2-й пол. XVIII в. распространяются срубные юрты и цилиндроконич. чумы, заимствованные соотв. у якутов и эвенов. В хоз. целях использовали лабазы.
Традиц. одежда во мн. аналогична эвенк. и эвенской. Носили распашной кафтан летом из ровдуги, а зимой из оленьих шкур. Сзади пришивали «хвосты» из тюленьих шкур: у мужчин – раздвоенные сзади, у женщин – по бокам. Мужчины носили пояс. Под кафтан надевали нагрудник, штаны: летом – кожаные, зимой – меховые. Особенностью костюма был воротник из беличьих хвостов – боа. Была распространена зимняя одежда из ровдуги, напоминающая чукот. камлейку и кухлянку. Летняя обувь была из ровдуги, с ноговицами, завязывающимися ремешками у бедра и щиколотки, зимой – высокие торбасы и чулки из меха. Жен. одежда отличалась легкостью и применением разноцвет. меха. Праздничная одежда украшалась оленьим волосом, мехом, аппликацией, бисером и т. д. Бытовали серебр., медные и желез. украшения.
Осн. пища – мясо (сушили, коптили и т. д.), рыба (вареная, вяленая, мороженная, ферментир.), грибы, корни, ягоды, жир и лепешки из икры. Рыбу хранили в виде юколы и употребляли с оленьей кровью. В кач-ве возбуждающего средства употребляли мухомор. Утварь деревян. и берест., в преданиях упоминается гончарство.
Осн. жанры фольклора – «вороний» эпос, предания, рассказы и сказки. Танцы – круговой (лонгдол) и парный подражательный («Лебедь»).
Совр. Ю. занимаются оленеводством, пушным промыслом, рыболовством. Создаются родовые общины, фольклор. ансамбли. В силу дисперсного расселения в многонац. поселках происходят ассимиляц. процессы.
Лит.: Юкагиры: Историко-этнографический очерк. Новосибирск, 1975; Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М., 1976; Туголуков В.А. Кто вы, юкагиры? М., 1979; Гоголев А.И. История Якутии (Обзор исторических событий до начала XX в.). Якутск, 1999; Иохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы. Новосибирск, 2005.
В.В. Николаев