ЮЖНО-УРАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (ЮУЖД), филиал ОАО «Российские железные дороги», 2 из 5 отд-ний к-рого (Курганское, Петропавловское) обслуживают тер. Сибири. Ж. д., находящаяся под упр-нием Курганского отд-ния, явилась начальным звеном Транссибирской магистрали.
Стр-во ж. д. между Челябинском и Курганом началось в 1892. Осенью 1893 на ст. Шумиха произошла стыковка Челябинского и Курганского уч-ков, а 4 окт. в Курган прибыл 1-й поезд. Челябинск стал стыковочным пунктом Самаро-Златоустовской и Сибирской ж. д. В Зауралье в совр. границах Курганской обл. Транссиб прошел более 400 км с экон. влиянием по обе стороны дороги более 200 км. С окт. 1896 работала ст. Курган, куда входило паровоз. депо на 9 стойл – самое круп. депо на уч-ке. Станция имела пассажир. здание, товар. платформу, гидравлич. кран, пакгауз. В ночное время место остановки поезда на станции освещалось кострами. Позднее на перроне появились газовые и керосин. фонари. Перрон стал местом отдыха как железнодорожников, так и гор. жителей.
За время революции и Гражданской войны 60 % путевого хоз-ва Курганского отд-ния пришло в негодность. При сов. власти за короткий срок жизнедеят-ть дороги восстановилась. С 1934, в рамках воплощения гос. политики по разукрупнению ж. д., из состава Пермской ж. д. выделилась ЮУЖД. В предвоен. годы дорога получила вторые пути от Челябинска до Макушино, на всем гл. ходу от Кропачево до Макушино вступила в строй автоматич. блокировка. Ср. вес грузового поезда на дороге в 1940 по сравнению с 1917 вырос в 5 раз, среднесут. пробег паровоза увеличился со 145 до 231 км.
Резко увеличилась нагрузка на ж. д. в годы войны. С лета 1941 для пропуска большего кол-ва поездов вводился воинский график движения. В 1943 стахановец машинист И.П. Блинов первым осуществил скоростную кольцевую езду, обеспечив существ. экономию топлива, за что удостоился звания Героя Социалистического Труда.
Осн. содержанием послевоен. переоснащения ЮУЖД стала электрификация и переход с паровой тяги на тепловозную. К 1957 завершилась электрификация уч-ка Курган–Челябинск. В 1961 после присоединения к дороге Петропавловского отд-ния электрифицирован последний замыкающий уч-к Макушино–Исилькуль длиной 272 км. С 1967 началось внедрение ЭВМ; информ. переоснащение дороги продолжилось и в XXI в.
Лит.: Уральский исток Транссиба: История Южно-Уральской железной дороги. Челябинск, 2004.
Г.Г. Павлуцких, И.В. Скородумов