Забайкальская железная дорога

Забайкальская железная дорога. Связующее звено между Восточно-Сибирской и Дальневосточной ж. д. Транссибирской магистрали. Протяж. 3 436 км. Состоит из 3 отд-ний: Читинского, Могочинского, Свободненского. Важнейшие сортировочные станции – Карымская, Уруша, Белогорск. Всего на дороге 191 станция, крайняя зап. – Петровский Завод, крайняя вост. – Архара. Осн. линия имеет ответвления, из них наиб. крупное – однопутная дорога юж. направления Тарская–Забайкальск (Кайдаловская ветка) с собств. боковыми ветками Борзя–Соловьевск и Харанор–Приаргунск (имеет доп. ответвление Урулюнгуй–Краснокаменск). От Забайкальска существует выход на ж. д. Китая, от Соловьевска – на ж. д. Монголии. По осн. линии З. ж. д. далее на восток действуют ветки Приисковая–Нерчинск, Куэнга–Сретенск, Укурей–Ареда, Чернышевск-Забайкальский–Букачача, Сковородино–Рейново, Белогорск–Благовещенск, Завитая–Поярково, Бурея–Райчихинск, а также серия малодеятельных веток.

Постройке дороги предшествовали изыскат. работы экспедиции О.П. Вяземского. Стр-во началось в мае 1895 под рук. инж. А.Н. Пушечникова. Этот уч-к Транссиба проходил через многочисл. реки, гористую местность, частично в зоне вечной мерзлоты, в условиях холодной зимы (до минус 55°С) и резких температур. перепадов летом (более 20°С в теч. суток). 3 июня 1899 состоялось открытие вр. движения на уч-ке Сретенск–Чита. В 1900 на вершине перевала через Яблоновый хр. установлена арка с эмблемой стр-ва (перекрещенные якорь и кирка) и словами «К Тихому океану». 1 июля 1900 состоялось офиц. открытие ежедневного движения поездов на уч-ке Иркутск–Сретенск. С этого времени З. ж. д. принята в эксплуатацию. В дорев. годы продолжалось стр-во осн. линии и вторых путей. В окт. 1905 открыто прямое ж.-д. сообщение С.-Петербург–Сретенск. В 1907 на ст. Мозгон построено первое в мире здание на вечной мерзлоте. Метод установки домов на вечномерзлом грунте использован затем не только в России, но и в Канаде, Гренландии, на Аляске.

С сент. 1920 по июль 1925 З. ж. д. была разделена на Забайкальскую с упр-нием в Иркутске и Читинскую с упр-нием в Чите; при их воссоединении упр-ние оставлено в Чите. В 1930-е гг. на дороге велось стр-во вторых путей, реконструкция существующих депо и сооружение новых. С 1961 по гл. ходу дороги начался переход на тепловозную тягу, в 1970-х гг. началась электрификация гл. хода, завершенная в 1994. В 1999 на дороге начато сооружение волоконно-оптич. связи. Дорога оборудована автоблокировкой, имеет систему централизации стрелок и сигналов. Техн. обслуживание подвижного состава осуществляется в 10 локомотивных и 13 вагонных депо.

В экон. р-н тяготения З. ж. д. входит примерно 1/3 часть тер. Респ. Бурятия, а также полностью Забайкальский кр. и Амурская обл., для которых дорога имеет системообразующее значение. Этот р-н в России один из важнейших по запасам полезных ископаемых, в освоении к-рых дорога играет определяющую роль. Среди месторождений мирового масштаба – Удоканское медное, Чинейское железно-титаново-ванадиевое, Катугинское редких металлов.

Осн. доля в грузообороте З. ж. д. приходится на транзит. перевозки. Наибольший объем достигнут в 1988: грузооборот 182 473 млн т/км, отправление грузов 41 057 тыс. т. В 2000 грузооборот дороги 103 592 млн т/км, отправлено грузов 18 703 тыс. т. Перевозки пассажиров в 2000 составили 4 246 млн пассажиро/км, в 2002 – 3 940 млн. В 1976 З. ж. д. награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Лит.: 100 лет Забайкальской железной дороге. Чита, 2000; Дорога – это жизнь. К 100-летию Забайкальской железной дороги. Чита, 2000.

М.В. Константинов, А.И. Тимошенко,

С.Б. Тюкавкина-Плотникова, Л.М. Ядыкин