Землевладение, пользование, владение и распоряжение землей на опред. правовых основаниях. С начала рос. колонизации аграрной Сибири наиб. общественно-значимым сегментом З. в регионе остается владение землями с.-х. назначения.
Вопрос о сути сиб. дореформенного З. является дискуссионным. Сторонники общей концепции З. в Сибири, основанной на тезисе о господстве здесь «феодального» или «государственно-феодального» строя, видели в сиб. крестьянине только «феодально-зависимого» (от гос-ва) пользователя земли. Между тем известны факты о наличии в Сибири до 1760-х гг. 2 видов частного З. – индивид. и корпоративно-привилегированного (т. е. с крепостным населением). Субъектами 1-го выступали рус. насельники, получавшие у представителей власти «данные» на землю, иногда в составе групп («вобче»), что не меняло индивид. сути З. Привилегир. корпорации были представлены монастырями, церквами и архиерейским домом. Оба типа землевладельцев совершали с объектом владения (землей) сделки любого хар-ра, утверждаемые властями.
Привилегир. З. ликвидировали в 1764 в ходе секуляризации. Монастыри и церкви стали частн. владельцами ненаселенных земель, условия их З. приблизились к частн. З. непривилегированных слоев – крестьян и гор. сословий. С сер. 1760-х гг. гос-во прекратило закрепление земли в частн. З. для податных сословий, а затем постепенно изъяло владельческие документы. Место частн. З. с 1780-х гг. заняло индивидуально-подворное, опосредованное коллективно-общинным вол. и сел. об-в. Сиб. мужик получал теперь от «государя» землю во владение не через воеводу (приказчика), а от «общества», состоявшего из ему подобных земледельцев. Община крестьянская стала владельцем исторически сложившегося вокруг нее комплекса земель, а ее члены (казенные/гос. крестьяне) получили право на владение уч-ком земли не менее 15 дес. на душу муж. пола и его хоз. использование. Проект межевания не был осуществлен, и в многоземел. р-нах семьи использовали землю в соотв. с труд. ресурсами, в малоземел. проводилось частич. поравнение владений за счет земель выморочных дворов. Полных земел. переделов дореформенная Сибирь не знала.
Кроме крестьянско-волостного существовало З. ясачных волостей и гор. об-в. Частное помещичье – феодальное – З. в Сибири существовало в ограниченных размерах, как и потенциально буржуазное – купеческое. Купцы покупали землю у казны, но по особым прошениям. По отношению к части территорий гос-во осуществляло непосредств. владение через гос. органы – воеводское упр-ние (государевой десятинной пашней в XVII – 1-й пол. XVIII в.), казен. палаты, Кабинет е. и. в. (см. Землевладение кабинетское), воен. ведомство (в т. ч. Сибирское и Забайкальское казачьи войска). Т. о., вся сиб. земля находилась в верховной юрисдикции гос-ва и делилась по владельческой принадлежности на казен., кабинетскую, казачью, крест., гор., ясачную и частновладельческую.
До кон. XIX в. существ. изменений в З. сиб. крестьян не произошло. Крест. община имела право хоз. использования закрепленного за ней надела, но не могла продавать землю, поскольку верховная собственность на нее принадлежала гос-ву. За пользование землей бывш. гос. крестьяне помимо общей для всех крестьян подушной подати платили в казну оброчные платежи. Крестьяне Алтайского горного окр. оброчные платежи вносили в Кабинет е. и. в. Нерчин. приписные крестьяне в нач. 1850-х гг. были переведены в казаки.
В 1886 гос. крестьяне европ. части страны перешли на положение бывш. помещичьих: каждая община получала свою надельную землю в собственность, однако прежде чем получить на нее право безусловного распоряжения, крестьяне должны были выплатить выкупные платежи. На Сибирь действие данной реформы не распространялось. Начатое в регионе в 1896 реформирование земел. отношений на казен. землях региона (закон от 23 мая) заключалось лишь в упорядочении землепользования: установление юридически закрепленных границ наделов каждой общины с учетом 15-десятинной нормы на душу муж. пола. Преобразования оброчных платежей для бывш. гос. крестьян в выкупные в Сибири не произошло, и они остались, по существу, лишь арендаторами казен. земли. На Алтае (закон от 31 мая 1899) и в Нерчинском окр. (закон от 5 июня 1900) одновр. с упорядочением крест. землепользования гос-во приступило к выкупу земли у императора. После завершения рассчитанных на 49 лет выкупных платежей Кабинет утрачивал право на распоряжение земел. фондом. Кроме этого, по закону от 18 янв. 1899 казна обязывалась вносить Кабинету плату за каждую десятину отводимой переселенцам земли, в обмен приобретая права на оброчные платежи.
Т. о., пр-во воздерживалось от введения в Сибири частн. крест. З. Эта политика сохранилась и во время столыпинской аграрной реформы. Участки, выделяемые в регионе под хутора и отруба, передавались не в част. собственность, как в европ. части России, а во владение. Разработка законопроекта о введении крест. частн. собственности на землю в регионе началась в 1908. В марте 1914 соотв. положение одобрила земел. подкомиссия Государственной думы IV созыва, но с нач. войны его принятие отложили.
В кон. XIX в. общий земел. фонд Сибири, Зауралья и Д. Востока исчислялся в 1 142,6 млн дес., из них 503 млн дес. было офиц. введено в хоз. оборот (учтено), в т. ч. в Сибири – 325 млн дес. Землевладение кабинетское охватывало территорию в 66 млн дес. Сибирское и Забайкальское казачьи войска владели в 1907 13,9 млн дес. До кон. 1860-х гг. казачьи земли находились во владении войска, с 21 апр. 1869 их распределили между станицами. Церкви в Сибири и на Д. Востоке к 1917 принадлежало всего 41,4 тыс. дес. Частное З., несмотря на ряд попыток его насаждения (см. Аграрно-колонизационная политика государства в кон. XVI – нач. XX в.), составляло лишь 582 тыс. дес. В пользовании крестьян находилось ок. 90 млн дес. Столыпинская аграрная реформа не изменила форм З. в Сибири, она повлияла лишь на землепользование, т. к. надельные крест. земли, хутора и отруба передавались хозяевам не в собственность, а в наследств. пользование. Закон о введении в регионе частн. собственности крестьян на землю так и не был принят Думой.
В принятом после Окт. революции Декрете о земле всякая частн. земел. собственность в России отменялась. Вся земля, в т. ч. кабинетская, церк., частновладельческая, казачья и крест., формально обращалась во всенарод. достояние. Фактическим ее собственником, единым и единств., становилось сов. гос-во. Владение землей осуществлялось на правах срочного или бессрочного пользования (см. Землепользование). Законодательно исключались купля-продажа, дарение и завещание земел. уч-ков.
В нач. 1990-х гг. монополия гос-ва на землю на тер. России была отменена. Закон РСФСР «О земельной реформе» от 23 нояб. 1990 восстановил частн. собственность на землю и провозгласил равенство всех форм З.: гос., колхозно-кооп., частной, коллективно-долевой. В течение последующих 15 лет осн. направлениями реформирования земел. отношений в стране являлись приватизация и расширение прав собственников. Собственники земел. уч-ков могут их продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, передавать в кач-ве взноса в уставные фонды (капиталы) АО, тов-в, кооперативов. В то же время в рос. законодат-ве закреплен принцип целевого использования земли, создающий препятствия для выведения земель с.-х. назначения из аграр. сектора экономики. Их использование для др. целей не допускается или ограничивается. В нач. XXI в. наиб. распространенной формой З. в Сиб. регионе и стране в целом стала частн. собственность граждан на земел. доли, на к-рые разделены бывш. колхозы и совхозы.
Лит.: Тюкавкин В.Г. Сибирская деревня накануне Октября. Иркутск, 1966; Горюшкин Л.М. Сибирское крестьянство на рубеже веков. Новосибирск, 1967; Быконя Г.Ф. Поземельные отношения русского населения Сибири в XVII–XVIII вв. Красноярск, 1979; Худяков В.Н. Аграрная политика царизма в Сибири в пореформенный период. Томск, 1986; Миненко Н.А. Развитие феодальных отношений и генезис капитализма в Сибири (конец XVI – первая половина XIX в.). Новосибирск, 1988; Земельный вопрос. М., 1999.
Т.С. Мамсик, Г.А. Ноздрин, В.А. Ильиных, Т.Н. Соболева