Земство в Сибири

ЗЕМСТВО в Сибири. Положения о губ. и уезд. земских учреждениях 1864, 1890 на Сибирь не распространялись вплоть до 1917 из-за неразвитости на ее территории элементов земства (отсутствие поместного дворянства, обширность территории, низкая плотность населения и т. д.). Актив. пропагандист. кампанию по формированию обществ. мнения о необходимости введения в регионе органов обществ. самоуправления развернула в период. печати мест. интеллигенция во главе с областниками. В 1902 в рамках деят-ти сиб. уезд. и губ. комитетов Особого совещания о нуждах с.-х. пром-ти этот вопрос получил дальнейшее развитие. Результатом стал проект, разработанный гласным Красноярской гор. думы Е.Г. Шольпом. Выступая за трехкуриальное земство, авт. проекта предлагал учредить вол. земские структуры, к-рые должны были заменить существовавшие вол. правления. Первым офиц. заявлением о необходимости введения З. со стороны представителей мест. властных структур можно считать пожелание иркут. генерал-губернатора А.Д. Горемыкина, сформулир. чиновником для особых поручений А.А. Корниловым (впоследствии одним из лидеров конституционно-демократической партии) и включенное во всеподданнейший отчет за 1898. В нем высказывалась мысль о том, что сиб. население вполне подготовлено к земской реформе, необходимой прежде всего для улучшения системы упр-ния.

В период революции 1905–1907 практич. обсуждение земского вопроса началось после опубл. рескрипта Николая II иркут. генерал-губернатору гр. П.И. Кутайсову от 3 апр. 1905 о необходимости введения З. на вост. окраинах империи. Членами Юридического об-ва при Томском ун-те во главе с Г.Н. Потаниным разрабатывается «Проект основных начал положения о земских учреждениях в Сибири», предлагавший создание наряду с губ., уезд. и вол., еще и обл. земского самоуправления, включавшего представителей Тобольской, Томской, Енисейской, Иркутской губ., Якутской и Забайкальской обл., Степного и Приамурского генерал-губернаторств. Оно наделялось широкими полномочиями (распоряжение всеми землями региона, заведование путями сообщений, обществ. безопасностью и пр.). Осн. источником земских доходов должна была стать собственность самоуправлений на землю, недра и леса, включая надельные земли Алтайского и Нерчинского окр. Кабинета е. и. в. Неск. позже формулируется предложение назвать высш. орган обл. самоуправления Сибирской областной думой. Этот документ с нек-рыми доработками утверждается в кач-ве «Основных положений Сибирского областного союза» на его съезде 28–29 авг. 1905 в Томске.

Иркут. областники и либералы, члены мест. «Союза союзов», в свою очередь, создали спец. комиссию по подготовке альтерн. проекта. По поручению комиссии его окончательно дорабатывал ред. газ. «Восточное обозрение» И.И. Попов. В отличие от томского этот проект предусмотрел орг-цию для каждой из частей Сибири отд. обл. дум, в принципе допуская в будущем создание на пространствах Сибири и Туркестана десятков авт. областей.

С 1906 обсуждение вопроса о сиб. З. связано с деят-тью сибирской парламентской группы в Гос. думе. В III Думе эта группа решила положить в основу законопроекта по данному вопросу положение 1890. На заседании ниж. палаты рос. парламента 19 нояб. 1908 состоялось обсуждение законодат. предложения 101 депутата о необходимости введения в сиб. губерниях и областях земского самоупр-ния. Предложение было одобрено, и кадетская фракция вместе с думской комиссией по мест. самоупр-нию создала спец. подкомиссию под пред. кн. А.Д. Голицына, к-рая в течение года занималась подработкой законопроекта применительно к земскому положению 1890, внеся в него лишь изменения, вызванные мест. особенностями Сибири. Они коснулись в осн. избират. системы. Поскольку в регионе отсутствовало поместное дворянство, подкомиссия предложила разделить сиб. избирателей на 2 курии – крестьянскую и частновладельческую. В уезд. земское собрание крест. курия должна была избирать по 1 гласному от волости. Полный ценз частновладельч. курии давали либо владение землей (80 дес. в Тобольской губ. и 150 – в любой др.), либо владение иной подлежащей земскому обложению недвижимостью стоящей не менее 7,5 тыс. руб., либо уплата торгово-пром. сборов соотв. размера. Законопроект был вынесен на обсуждение Думы и ею утвержден 30 янв. 1912. Однако 5 мая практически без обсуждения (рассмотрение продолжалось всего неск. минут) Гос. совет отклонил законодат. предложение о земском самоупр-нии в Сибири.

Вновь вопрос о З. поднимается во время Первой мировой войны. 8 авг. 1915 сиб. парламент. группа собрала под законодат. предложением, в осн. повторявшим отклоненный в 1912 законопроект, 72 подписи. К.-л. практич. шагов по обсуждению предложения Дума не успела предпринять. Однако, в противовес инициативе сиб. парламентариев, Мин-во внутр. дел 22 дек. 1916 выдало свой проект закона о земском самоуправлении в Тобольской и Томской губ., с одновр. выделением из последней Алтайской губ. Он предусматривал введение земских учреждений только в р-нах массового проживания рус. крест. населения. Предполагалось передать в их ведение, помимо перечисл. в Положении 1890, вопросы экон. (развитие зернового хоз-ва), транспорт. стр-ва и страхования. Бюджеты З. должны были формироваться за счет обложения земскими сборами недвижимого имущества (земля, леса, рыболов. уч-ки) по окладной системе. Избират. права получали крестьяне; владельцы обложенных сбором на земские повинности казен. земел. уч-ков в размере 300 дес. в Алтайской и Томской губ. и в пределах 475–300 дес. для Тобольской губ.; арендаторы (со сроком аренды не менее 12 лет); священнослужители христиан. исповеданий, гор. жители, имевшие избират. права по выборам органов гор. самоуправления. Переселенцы, освобожденные от уплаты земских сборов и налогов, лишались права участвовать в вол. сходах по выборам кандидатов в гласные. В целом проект МВД «Об управлении земским хозяйством в губерниях Алтайской, Тобольской и Томской» носил консерватив. хар-р и в сильно ухудшенном варианте повторял Положение 1890. При этом выборы земских гласных предполагалось провести только во 2-й пол. 1918, а реально собрания и управы могли начать работу не ранее 1919.

17 июня 1917 Временное пр-во приняло закон о введении З. по всей Сибири на основе всеобщего, тайного и равного избират. права. С авг. началась избират. кампания по формированию органов земского самоупр-ния. Она проходила в острой полит. борьбе на фоне низкой активности населения (общее кол-во принявших участие в выборах по региону не превышало 35 %) и сопровождалась многочисл. нарушениями закона о выборах. Орг-ции всех действовавших тогда полит. партий приняли участие в выборах, тем самым поддержав идею создания органов мест. самоупр-ния. До кон. года земские структуры оформились в Томской, частично в Алтайской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губ. В парт.-полит. отношении в них преобладали социалисты-революционеры и меньшевики. В компетенцию земских органов входили прод. дело, мед., учеб. и благотворит. учреждения, оказание помощи в развитии торговли, пром-ти и земледелия, раскладка и орг-ция поступления гос. и земских сборов, учет и призыв военнообзязанных, борьба с дезертирством, выборы мировых судей, выдача видов на жительство, регистрация сделок и договоров, страхование строений и т. д. По мере укрепления своих позиций земские структуры пытались сосредоточить в своих руках все функции упр-ния в рамках уездов и губерний.

После Окт. революции отношение большевист. власти к З. не было однозначным. Понимая, что советы не способны взять на себя хоз.-распорядит. функции земских органов, СНК на первых порах мирился с их существованием и даже увеличивал финансирование и расширял полномочия. Сиб. З. негативно отнеслись к захвату власти в Петрограде большевиками, выступив в защиту Учредит. собрания. В процессе советизации происходила ликвидация земских структур. В деревне их зачастую переименовали в советы.

После свержения сов. власти в регионе летом 1918 началась реанимация земских органов. Она затянулась до осени, когда стали действовать губ. и уезд. земские управы, в к-рых преобладали социалисты-революционеры. С приходом к власти на востоке России адм. А.В. Колчака формально власть на местах осуществляли органы самоуправления. Реально же вся ее полнота принадлежала управляющим губерний и уездов, к-рые активно вмешивались в деят-ть земских и муницип. органов, занимавшихся в осн. решением культ.-просвет. и хоз. проблем. Не обладавшие поддержкой населения, находившиеся в хронич. финанс. кризисе, не имевшие практич. опыта работы, безвластные, но амбициозные З. во главе с социалистами-революционерами превратились в течение 1919 в паразитарную структуру. Рук-во земских управ примкнуло к возглавляемой социалистами-революционерами оппозиции колчак. режиму. Так, на базе Иркутской губ. земской управы в кон. 1919 оформился Политический центр. С восстановлением сов. власти органы земского самоупр-ния ликвидировались.

Лит.: Попов И.И. Проект положения о земских учреждениях в Сибири. Иркутск, 1905; Альтшуллер М.И. Земство в Сибири. Томск, 1916; Мальцева Т.В. Земская «оппозиция» колчаковщине // Из истории интервенции и гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке 1917–1922. Новосибирск, 1985; Организация самоуправления в Тобольской губернии (вторая половина XIX – начало XX в.): Сб. документов и материалов. Тюмень, 1995; Лаврова М.В. Организация областных и уездных земств в Тобольской губернии // Тюменский ист. сб. Тюмень, 2000. Вып. 4; Шиловский М.В. Проект МВД о введении земского самоуправления в Сибири (декабрь 1916 г.) // Проблемы истории местного управления Сибири XVI–XXI вв. Новосибирск, 2003. Ч. 3.

М.В. Шиловский