75 лет со дня открытия первой выставки.
23 июня 1941 года, уже на второй день Великой Отечественной, новосибирские писатели, объединив свои усилия с местными художниками, организовали, по примеру окон РосТА времён Гражданской войны, выпуск «Окон ТАСС» – агитационно-патриотических плакатов Телеграфного агентства Советского Союза.
На следующий день, 24 июня, в центре города была выставлена первая серия из четырёх плакатов. Интересно, что в Ленинграде, в витрине Елисеевского магазина на Невском проспекте, первый плакат военных «Окон» тоже появился 24 июня, а в Москве на Кузнецком мосту – только 27 июня 1941 года.
«Окна ТАСС» появлялись не только в витринах на улицах города. Плакаты и политические карикатуры печатались в газете «Советская Сибирь», были представлены на художественных выставках. «Окна» выходили со звучными лозунгами и призывами, стихами, песнями, частушками, злой сатирой, карикатурами на врага и были весьма популярны у новосибирцев. Плакаты информировали, агитировали, высмеивали врага, производя на зрителя необычайное воздействие. Современники говорили, что «эти плакаты разили, как снаряды».
Основными темами работ были единство фронта и тыла, солдатский долг, бережливость и экономия ресурсов в столь тяжёлый для страны период, отклик на особо важные события войны. Типичный лозунг – «Каждый собранный колос, каждое зерно – удар по врагу».
В тяжелейших условиях военной экономики, когда страна нуждалась в продовольствии и оружии, искусство часто рассматривалось как инструмент патриотической агитации и антигитлеровской пропаганды. Но далеко не все были согласны с таким положением вещей. Советский поэт и переводчик Николай Иванович Глазков (1919–1979), которому Евгений Евтушенко дал меткую характеристику «скоморох и богатырь», оставил жёсткий и однозначный поэтический отзыв по поводу агитационно-патриотического настроя «Окон ТАСС»: «Мне говорят, что „Окна ТАСС” / Моих стихов полезнее. / Полезен также унитаз, / Но это не поэзия».
Совершенно иной позиции придерживался, например, Михаил Иванович Калинин (1875–1946), известный государственный и партийный деятель советской эпохи. Интересно его мнение, высказанное на встрече с художниками «Окон ТАСС» в Кремле 19 декабря 1942 года. «Вопрос о том – искусство плакат или не искусство, по-моему, праздный. И сама постановка этого вопроса принципиально неправильная. Среди плакатов наших художников есть и мазня, но есть и шедевры […] Делая одно и то же дело, его можно делать и ремесленно, и как образец искусства. Так и плакат можно дать как хорошее искусство. Ремесленная работа – это работа по трафарету. Так в старину работали богомазы – они писали иконы по трафарету. Но даже среди этих людей были художники, поднимавшиеся до вершин искусства. […] Плакат – это тоже живопись, но живопись, имеющая свои особенности: рисунок должен бросаться в глаза, приковывать к себе внимание. Если позволительно такое сравнение, то я бы сказал, что картина – это пропаганда, а плакат – агитация. Но ведь агитация не менее важна, чем пропаганда, особенно в военное время».
В первой половине 1940-х «высокое» искусство часто оказывалось не у дел. Об этом красноречиво свидетельствует, например, Годовой отчёт Новосибирского кооперативного товарищества «Художник» за 1941 год. Из докладной записки к отчёту узнаём, что до войны Товарищество имело в своём составе следующие цеха: художественный, акварельный, плакатно-оформительский, скульптурный. «С момента начала войны Тов[арищест]ву пришлось ликвидировать, за отсутствием собственного помещения, художественный, акварельный и скульптурный цеха, оставив художников, работающих на дому, и плакатно-оформительский цех. Вся работа Тов[арищест]ва была перестроена и подчинена нуждам фронта». (ГАНО. Ф. Р-1743. Оп. 1. Д. 6. Л. 1) Единственный сохранившийся в составе Товарищества плакатно-оформительский цех и занимался выпуском «Окон ТАСС».
Согласно данным того же отчёта, в 1941 году количество художественно-графических работ, произведений творческой живописи и скульптуры, созданных членами Товарищества «Художник», было практически сведено к нулю. При этом выполнялись и даже были превышены планы по оформительским работам, созданию репродукций и производству «художественного ширпотреба». Об этом красноречиво свидетельствуют статистические данные к указанному отчёту и приложенная к нему Сальдовая ведомость готовой продукции по состоянию на 1 января 1942 г., где учтены также 486 «политкарикатурных» плакатов, изготовленных в течение 1941 г. на общую сумму 615 рублей 70 копеек.
В сложных условиях военного времени от живописи, литературы, музыки ожидали патриотических тем, жизнеутверждающих мотивов, эмоционального подъёма, карикатурности и искромётного юмора для поддержания боевого духа солдат и тружеников тыла. Агитационно-патриотические «Окна ТАСС» соответствовали этим требованиям.
Прошли годы, и быстротечное время наделило агитационные плакаты особой ценностью. Заглянув сейчас в эти «окна», мы становимся свидетелями отчаянных сражений на передовой, неистощимой стойкости и выдержки тружеников тыла. Военные «окна», наряду с книгами и брошюрами времён Великой Отечественной, обрели значимость, равную человеческой памяти. Теперь они заменяют нам рассказы очевидцев далёких событий, в том числе ветеранов, из которых в живых остались немногие.
Язвительные карикатуры на гитлеровских офицеров и солдат, незабываемые образы советских героев, стихи и лозунги, исполненные отваги и ненависти к врагу, побуждают современного зрителя не только вспомнить о Великой войне, но и задуматься над извечным вопросом об общественной пользе искусства или его «самостоянии», стремлении к независимости от политической ситуации, исторических и экономических условий.
С.М. Ермоленко
ИСТОЧНИКИ
ПЛАКАТ на фронте и в тылу : из собр. Науч. б-ки МГУ им. М.В. Ломоносова / сост. И. Великодная, П. Снопков, А. Шклярук ; авт. Текста Е.Л. Вартанова ; описание плакатов Е. Зименко. – М. : Контакт-Культура, 2010. – 127 с.
ГЛАЗКОВ Н.И. Избранное. – М. : Художеств. лит., 1989. – 540, [1] с., [1] л. портр. – Из содерж.: Скоморох и богатырь / Евг. Евтушенко. – С. 3–10; «Мне говорят, что «Окна ТАСС…». – С. 438.
КАЛИНИН М.И. Об искусстве плаката : сокр. стеногр. беседы М.И. Калинина с художниками «окон ТАСС» в Кремле 19 дек. 1942 г. // «Окна ТАСС» : сб. ст. – М., 1970. – С. 5–8.
ГАНО. Ф. Р-1743. Оп. 1. Д. 6. ЛЛ. 1–28. Годовой отчёт Новосибирского Кооперативного Товарищества «Художник» за 1941 год.
ЛИТЕРАТУРА
ЕРМОЛЕНКО С. Издано в Новосибирске, 1941–1945 / С. Ермоленко, С. Петунин, А. Юмина // Сиб. огни. – 2015. – № 7. – С. 146–183.
МУРАТОВ П.Д. Художественная жизнь Новосибирска. Если завтра война… // Идеи и идеалы. – 2011. – Т. 1, № 1 (7). – С. 152–164.
За помощь в подборе источников автор статьи благодарит Ю.Г. Мартынову, заместителя директора Государственного архива Новосибирской области, и А.Н. Юмину, главного библиографа МКУК «Централизованная библиотечная система города Новосибирска» им. П.П. Бажова.
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2016 г., с. 132-133
Добавить комментарий