Более трех десятилетий отмечается праздник Международный день мира, провозглашенный 21 сентября в 1982 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Я покажу, как ветераны Великой Отечественной войны, жители Железнодорожного района, размышляли о мире.
Прежде всего, мир – это необыкновенная красота родной земли. Ветеран Великой Отечественной войны Валентина Ивановна Анкушина (в девичестве Королева) удивительно описывает свою малую Родину. «Правда или миф, но ходит молва, что давным-давно в одном из сел ушла, провалилась в землю церковь, и на этом месте образовалось большое озеро с хрустально-чистой пресной водой. Народ окрестил это озеро Святым, а красивое село, с аккуратными, утопающими в садах домиками назвали Свято. Здесь я и родилась 2 марта 1922 г. в семье крестьян Королевых» (1), «я до школьного возраста жила у бабушки в этом неописуемо сказочном месте» (2).
Для ветеранов Великой Отечественной войны мир – это доброта. Так, Петр Феоктистович Титов, который добровольцем ушел на фронт (3), закончил войну в Берлине, говорил: «Долго и трудно мы шли дорогами войны. Настал и наш час. Но советским людям чуждо злорадство. Встречая детей или престарелых немцев, мы кормили их, делясь своим пайком, им мы не мстили, как и пленным тоже. Такой гуманностью мы гордились. Началась мирная жизнь» (4).
Для ветеранов Великой Отечественной войны мир – это созидательный труд.
Евгений Георгиевич Барабанов вспоминал: «Война для нас началась непосредственно на крайней западной границе страны в 4 часа утра 22 июня 1941 г. Говоря нас, я имел в виду тех 102 новосибирцев, которые были призваны в конце 1939 года Кагановичевским райвоенкоматом для службы в пограничных войсках НКВД» (5). О мирной жизни после Великой Отечественной войны Евгений Георгиевич рассказывал: «В сентябре 1948 г. начался мой трудовой путь в отделе мостов Сибгипротранса, где я проработал 42 года» (6). Евгений Георгиевич отмечал; «Первые годы моей работы совпали с периодом развертывания в Сибири в больших масштабах железнодорожного строительства. Проектировались и строились такие железнодорожные линии, как Новокузнецк- Абакан, Кулунда-Барнаул, Артышта-Подобасс, Ачинск-Абалаково, Абакан-Тайшет. Работая инженером и старшим инженером, я участвовал в проектировании различных мостовых сооружений на этих железнодорожных линиях» (7), «для обеспечения строительства в Заполярье Хантайской ГЭС был запроектирован мост через реку Хантайку» (8), «я был автором и руководителем проекта одного из крупных мостов железнодорожной линии Абакан-Тайшет, через р.Тубу у станции Кошурниково» (9), «с 1968 по 1978 г. руководил проектированием Димитровского моста. Эта огромная работа была главным и наиболее интересным делом моей жизни» (10); за эту работу «в 1982 г. группе строителей, научных работников и проектировщиков, в числе которых был и я, было присуждено почетное звание «Лауреат премии Совета Министров СССР» (11). Евгений Георгиевич заключал; «Подводя жизненные итоги, сознаю, что были ошибки и просчеты, но больше запомнились счастливые дни, годы молодости и радостный увлеченный труд на благо нашей Родины!» (12).
Валентина Ивановна Анкушина. Фотография из МКУ МИРЖР КП НВФ2 – 1390
Петр Феоктистович Титов. Фотография из книги "Они вернулись с Победой", Т. 11. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2009. - С. 113.
Евгений Георгиевич Барабанов. Фотография из книги "Они вернулись с Победой", Т. 2. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005. - С. 88.
Примечания:
- Они вернулись с Победой. Т. 1. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005. - С. 277.
- Там же.
- Они вернулись с Победой. Т.11. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2009. - С. 111.
- Там же. С. 115.
- Они вернулись с Победой. Т. 2. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005. - С. 89.
- Там же. С. 90.
- Там же.
- Там же.
- Там же.
- Там же. С. 91
- Там же.
- Там же
- Котович Л.В., ведущий методист музея Железнодорожного района филиала МКУК «Музей города Новосибирска»
Комментарии
Очень интересная статья! Надо
Добавить комментарий