«Могло бы украсить любой европейский город»

90 лет назад в столице Сибири на Красном проспекте появилось здание Сибкрайсоюза.

Со второй половины 20-х годов Новосибирск развивается особенно бурно. В 1921году он становится политическим и административным центром Сибири. В1925 году ВЦИК утверждает постановление об образовании Сибирского края с краевым центром в Новосибирске. Один из авторов первого генплана профессор Коршунов отмечал, что «...вряд ли в истории городов СССР найдутся подобные примеры» безудержного роста города. 3а 22 года пройден путь от безуездного города до краевого центра.

Естественно, сибирской столице нужны были монументальные здания. В Новосибирске тогда было сосредоточено до одной трети всего монументального строительства в Сибири. Проектирование общественных зданий Сибревком в 1924 году поручает известному сибирскому архитектору Андрею Дмитриевичу Крячкову. Он проектирует и строит здания Планового института, Сибдальгосторга (ныне это здание консерватории), «Первого Совкино» (снесенного в связи с постройкой нового здания кинотеатра им. Маяковского), Госучреждений, Сибревкома.  

В 1926 году Крячков проектирует здание Сибкрайсоюза на Красном проспекте. Трехэтажное П-образное здание являлось частью ансамбля площади Ленина и было равно по длине расположенному напротив зданию Госучреждений. Конструктивная основа состояла из железобетонного монолитного каркаса с ограждающими его кирпичными стенами. Планировка этажей отличалась простотой и целесообразностью, интерьеры были просты, элегантны, пронизаны воздухом и светом.

В новом здании Сибкрайсоюза 16 декабря 1926 года открылся самый большой в городе универсальный магазин. Здесь же на первом этаже разместился товарный музей. На верхних – отделы Сибкрайсоюза и его правление, а также несколько жилых помещений.

Построенное как административно-торговый корпус Сибирского краевого союза кооператоров, здание являлось одним из крупнейших сооружений того времени. Его относили к «стилю рационального конструктивизма с легким уклоном в сторону строгих немецких принципов наибольшей утилизации площади». Считали, что «серая гранитная облицовка стен (толченый мрамор и цемент) помимо внушительного, чисто сибирского вида рассчитана на капризы сибирской погоды, вредно влияющей на обычную штукатурку».

Большинство построенных в те годы зданий имели такую же сдержанную серую цветовую гамму, что прослеживалось и в последующей застройке города. Сам Крячков считал, что штукатурка такого цвета не только практична, но и выразительна, что придает необходимый облик общественным сооружениям.

По поводу архитектуры Новосибирска в те годы было много споров среди архитекторов. Одни называли некоторые здания «грубыми, скверно выполненными, эклектическими сооружениями, замаскированными фразами о новой архитектуре в духе конструктивизма». По мнению других, в нашем городе было много сооружений, и среди них назывался Сибкрайсоюз, которые могли бы «быть украшением любого западноевропейского города с вековой историей строительства».  

В1928 году в Новосибирске побывал американский журналист Гайдус, который так отзывался о нашем городе: «Для меня Новосибирск особенно интересен как попытка пролетарского строительства городов. Ведь что хотят сделать нынешние новосибирские правители – это превратить большую деревню в современную столицу... Все новые постройки созданы для общественных целей. Эти здания представляют довольно внушительный вид нового строительства, чем в любом из городов России».

Приятно был удивлен и Анатолий Луначарский, побывавший в этом же году в нашем городе. Он назвал город «оригинальным... выросшим в двухсоттысячную столицу, неудержимо мчащимся вперед как настоящий сибирский Чикаго». А новые здания показались ему «положительно превосходными». Среди них было и здание Сибкрайсоюза. Оно и поныне является украшением Новосибирска. Жаль только, что отдельные его части были утрачены. Исчезли надписи на восточном аттике «Сибирский краевой союз кооператоров» (в две строки) и на южном – «Сибкрайсоюз». Не осталось полов на первом этаже из метлахской плитки, рельефов на картушах по фасаду, фонарных обелисков перед фасадом по Красному проспекту, переплетов оконных проемов, дверных полотен...

Людмила КУЗМЕНКИНА

 

Добавить комментарий

Target Image