Вознесенскому Кафедральному собору исполнилось 100 лет

В 2013 году одному из старейших храмов Новосибирска, собору в честь Вознесения Господня, исполняется 100 лет. В соборе расположена кафедра Архиерея, управляющего Новосибирской епархией. Настоятелем Вознесенского кафедрального собора является митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов Леонид Григорьевич).

До 1913 года в Ново-Николаевске было шесть православных церквей: Александро-Невская, Покровская, Воскресенская, Казанская, Пророко-Данииловская и церковь 41-го Сибирского стрелкового полка в военном городке. 6 апреля 1913 г. благочинный градоновониколаевских церквей протоиерей Николай Завадовский освятил седьмую, Вознесенскую. Указом Святейшего Синода от 11 июня 1913 г. (№ 9191) при церкви был открыт самостоятельный приход «с причтом из священника и псаломщика»

Располагался новосооружённый храм на окраине Ново-Николаевска, наТурухановской площади, образованной улицами Турухановской (ныне не существует), Переселенческой (ныне улица 1905 года) и Кабинетской (ныне Советская). Вознесенская церковь (многие годы называлась также Турухановской) была однопрестольная, деревянная, в одной связке с колокольней, крытая железом.

Первым настоятелем храма был священник Гавриил Лебедев (выпускник Томской духовной семинарии 1909 г.). В 1915 г. назначен к церкви села Нижне-Чемское. Преемником по настоятельству стал священник Василий Курков.

Среди документов Новосибирского областного архива хранится доклад причта Вознесенской церкви (священник Василий Курков, диакон Александр Щербаков) городскому благочинному Завадовскому от 16 марта1915 г. В докладе было написано о крайне бедственном положении прихожан, дома которых в большей своей части состояли из «наскоро сколоченных маленьких лачужек». Среди жителей прихода было «много иноверцев и инославных, а главное, что печальнее всего, широко развито сектантство. Прихожане по своим занятиям в большинстве чернорабочие, мелкие ремесленники, перебивающиеся кое-как […] Ежедневная погоня за куском насущного хлеба, низкий уровень умственного развития, отсутствие необходимой сплочённости и солидарности в общеприходской жизни, а также религиозное шатание вследствие пропаганды сектантства – всё это, вместе взятое, направляет религиозную жизнь прихода на ложный путь, делая весьма затруднительной всеобщую попытку причта что-либо создать в этом новом и совершенно неустроенном приходе»

В 1924 году указом Святейшего Синода была образована Новониколаевская епархия. Первым её управляющим стал епископ Никифор (в миру Николай Петрович Асташевский, 1848–1937). Вознесенская церковь стала кафедральным собором епархии. Трудами первого архиерея в 1925 году к ней был сооружён придел во имя святого Николая Чудотворца.

Митрополит Никифор управлял епархией до 1935 года. Его преемником стал архиепископ Сергий (Николай Нилович Васильков, 1861–1937). Но уже через два года, 2 мая 1937 г., он совершил в Вознесенском соборе свое последнее, Пасхальное, богослужение. В ночь с 4 на 5 мая архиепископ был арестован по обвинению в руководстве церковно-монархическим контрреволюционным центром, организации диверсий и повстанческих групп, контрреволюционной агитации. Осуждённый Тройкой УНКВД по Запсибкраю, 29 июля расстрелян. Вместе с архипастырем арестовали и затем расстреляли группу мирян и священников. Среди них были Тихон Акимович Щукин, счетовод Вознесенской церкви, и протоиерей Василий Курков. После этого Вознесенская церковь была закрыта и приспособлена под зернохранилище.

26 июля 1943 года назначение на Новосибирскую кафедру получил архиепископ Можайский Варфоломей. Кафедральным храмом стала для него Успенская (кладбищенская) церковь, единственная из церквей Новосибирской области оставшаяся открытой.

Прибыв в Новосибирск, архиепископ стал хлопотать о возвращении Вознесенского храма Православной Церкви, и в апреле 1944 г., на Страстной Седьмице, состоялось освящение вновь открытого храма. В своём дневнике Владыка написал: «В марте месяце Господь помог нам получить для Новосибирска вторую церковь: Вознесенскую (Туруханскую); о ней хлопоты верующие давно начали, уже более двух лет […] В конце шестой недели Великого Поста получено было решение Совета по делам Русской Православной Церкви об отдаче верующим этого храма. Храм этот сравнительно большой, ремонта настоятельного не требовавший, иконостас, престолы, подсвечники прочее – всё оказалось в порядке; поэтому я, после того как церковь вымыли, вычистили, в Великую Среду вечером совершил малое освящение храма, и с Великого Четверга началась в нём служба – к великой радости всего народа; церковь за всеми службами была переполнена народом, а в Пасхальную ночь стоял в церкви такой гул от множества народа, что и служить было трудно; а когда мы вышли с крестным ходом из церкви, то увидели, что и вся обширная ограда была переполнена народом, ночь была тёплая, тихая, свечи у всех горели – картина умилительная. Все радовались и Светлому Христову Воскресению, и новооткрытому храму».

По инициативе и с благословения архиепископа Варфоломея православные жители Новосибирска и области активно участвовали в сборе пожертвований на укрепление армии и подарки воинам, на содержание госпиталей и детских домов. От Вознесенского собора с 1944 по 1945 год на нужды армии и фронта поступило 1 686 тысяч рублей.

30 августа 1946 г., подводя итоги этой работы и представляя к награждению медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» своих ближайших помощников – архимандрита Никандра (Вольянникова), секретаря Новосибирской епархии и благочинного церквей Новосибирской области, и протоиерея Николая Сырнева, Владыка писал уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Новосибирской области П. Созонёнку: «от двух церквей Новосибирска внесено на нужды военного времени 2 546 582 рубля».

В первые послевоенные годы храмы епархии продолжали участвовать в деле пополнения различных патриотических фондов. 7 февраля 1946 г. приходской общиной Вознесенской церкви в Фонд помощи инвалидам Отечественной войны (через горсобес) и в фонд помощи детям военнослужащих и погибших на фронте (через отделы гособеспечения) перечислено 100 тысяч рублей (в ознаменование дня выборов в Верховный Совет СССР).

В конце марта 1946 года на церковь Вознесения Господня были подняты колокола. Уполномоченный Совета по делам РПЦ П. Созонёнок писал об этом событии: «В марте с.г. церковным советом Вознесенской церкви на одном из заводов 179 комбината куплен находящийся на складе завода церковный колокол весом 21 пуд. Этот колокол и 6 колоколов малого размера в 8 килограмм и меньше в конце марта подняты на церковь и производится колокольный звон».

28 декабря 1947 года торжественно освятили придел в честь Преподобного Серафима Саровского, строившийся с 1946 г. Вознесенская церковь была произведена в чин собора.

В первые послевоенные годы количество молящихся в новосибирских храмах существенно возросло. Уполномоченный Совета по делам РПЦ Созонёнок в своих информационных докладах о состоянии и деятельности православной церкви в Новосибирской области на 15 декабря 1946 г. и за время с 1 апреля по 1 июля 1946 г. писал: «В обычные воскресные дни Вознесенскую церковь, где служит архиепископ, посещает до 900 человек […] в будние дни в Вознесенской бывает 250–300 человек […]». «В Пасху при освящении куличей Вознесенскую церковь посещают до 5000 чел., […] в Троицу […] до 4000 человек, […] в престольные праздники […] около 3000 чел.»

В отчётах уполномоченного по делам РПЦ сохранились сведения о Пасхе 1949 г. «В праздник Пасхи в этом году церкви города посетило значительное количество молящихся, больше, чем в прошлом году. Так, в Пасхальную всенощную в Вознесенском соборе было свыше 4500 человек, в Успенской церкви свыше1500 человек […]. Из числа посетивших пасхальную службу более одной трети – жители ближайших сельских населённых пунктов. Обе церкви не смогли вместить всех желающих, много верующих и просто любопытных были в церковных оградах»

Огромной популярностью среди православных новосибирцев пользовались беседы, устраиваемые Владыкой Варфоломеем в Вознесенском кафедральном соборе после чтения акафиста в четверг и в воскресенье вечером. Беседы эти привлекали не только верующих, но и молодёжь, почти ничего не знавшую о вере и Церкви. Внимание на эти беседы обратил уполномоченный Совета по делам Церкви, который обратился в Совет и получил указание запретить данные беседы. Однако Владыка до конца своей жизни, если позволяло состояние здоровья, старался проводить их.

Митрополит Варфоломей скончался 1 июня 1956 года, был погребён в любимом им Вознесенском храме, в Серафимовском приделе. По благословению митрополита Нестора, назначенного управлять епархией 18 июля 1956, над могилой Владыки Варфоломея было устроено надгробие.

В 1958 году Владыку Нестора сменил на Новосибирской кафедре епископ Донат. Его последователями по святительству в Новосибирске стали епископ Леонтий (с 1961 г.) и архиепископ Кассиан (с 1963 по 1964 г.). Они столкнулись с очень большими трудностями: «хрущёвская оттепель» не коснулась Русской Церкви. Наоборот, с 1956 года отношение государства к Церкви значительно ужесточилось. Усилилась атеистическая пропаганда, жизнь приходов подвергалась мельчайшей регламентации со стороны властей, всякая инициатива подавлялась, закрывались храмы. К 1961 году действующими в Новосибирской области остались 1 молитвенный дом и 5 церквей, в их числе – Вознесенский собор.

23 июня 1964 года архиепископом Новосибирским и Барнаульским был назначен Владыка Павел – один из образованнейших иерархов Русской Церкви послевоенного времени. Управлял епархией с 1964 по1972 г. В этот период церковная жизнь Новосибирска активизировалась. Стала появляться духовная литература. Несмотря на продолжающиеся запреты и ограничения, к Церкви потянулись молодые люди. Их было еще очень мало, но приход их в храмы епархии, и прежде всего в кафедральный собор, был заметным явлением.

При Владыке Павле в Вознесенском соборе появилась заметная группа монашествующих. Здесь же, в соборе, архиепископ Павел продолжил восходящую к митрополиту Варфоломею традицию совершения вечерних акафистов в четверг и воскресенье с произнесением обширных проповедей. Проводил катехизические беседы-лекции, в которых объяснял смысл богослужебных действий, давал толкование Священного Писания, рассказывал об истории Церкви. Интерес к акафистам и беседам был огромен, в том числе среди молодых новосибирцев.

Владыка заботился и о введении всенародного акафистного пения. На клиросе находились целые стопки тетрадей с переписанными от руки текстами, которые раздавались молящимся. Общеепение в церкви привлекало людей, в том числе молодежь. Большинство постоянных прихожан приносили на службы свои собственные рукописи, реже – машинописные тексты.

Трудами архиепископа Павла обветшавший деревянный крестильный храм кафедрального собора был заменён новым, каменным.

В феврале 1972 г. Владыку Павла на Новосибирской кафедре сменил епископ Гедеон. Он находился на новосибирской кафедре 18 лет – дольше всех других архиереев. С первых дней управления епархией непрестанно заботился о восстановлении и благоукрашении церквей, в том числе – Вознесенского собора, который, будучи деревянным, к 1970-м годам сильно обветшал. В 1971 г. рядом с ним был построен цирк. Храм, к счастью, не был в связи со строительством перенесён на другое место. Но соборная территория утратила один из двух выходов, а сам он оказался в низине. В 1974 г. западная часть здания была реконструирована, увеличен притвор, заменены колонны внутри собора. Новые кирпичные стены после возведения скрыли под деревянной обшивкой (чтобы сохранить общий вид деревянного храма).

В 1976 году стены всех трёх алтарей были поочерёдно разобраны и заменены кирпичными. При этом площадь алтарей увеличилась почти вдвое, несколько выше стала алтарная часть собора. К 1979 г. устроен нижний храм (придел) в честь святого благоверного князя Александра Невского и Святого праведного Гедеона Праотца.

Далее была проведена полная реконструкция кафедрального собора. Проект выполнил новосибирский архитектор В.П. Авксентюк. «Задача была непростая, вспоминает он, – реконструкция велась при эксплуатации здания. Мы, по существу, накрыли деревянное здание каменным, а потом его разобрали изнутри. Я старался сохранить характер старого здания, чтобы было ощущение, что оно таким и было, хотя оно совершенно другое».

Вся многолетняя работа по обновлению собора непрерывно контролировалась Преосвященным Гедеоном. Непосредственное руководство сложнейшей реконструкцией и украшением храма осуществлял протоиерей Дмитрий Будько. Прихожане самоотверженно помогали в строительстве . Даже самые старые из них хотели участвовать в воссоздании собора, поднося кирпичи строителям.

Окончание работ приурочили к празднованию 1000-летия Крещения Руси в августе1988 года, когда прежде скромное, деревянное, а теперь просторное, каменное здание, расписанное внутри и прекрасно украшенное снаружи, было освящено. Представленный на VII Всероссийский смотр лучших архитектурных произведений (1989), проект реконструкции Вознесенского собора был удостоен высшей награды – диплома первой степени и медали Союза архитекторов России.

Архитектура храма стройна, без излишеств. Теперь у собора не пять, а семь золочёных глав. Над входом с западной стороны вознесён крест. Просторная шатровая колокольня одноярусная, в плане квадратная с широкими проёмами, в которых висят малые и средние колокола. Всего на ярусе колокольни одиннадцать колоколов: большой, семь средних и три малых, зазвонных. Большой колокол – благовестный – определён в центр звонничной площадки. Он украшен изображениями Богоматери, святителя Николая Чудотворца, рядом шестикрылых серафимов, трафаретным растительным орнаментом, рельефными поясками. По нижней окружности колокол опоясывает литой текст: «Благовествую земли радость велию» и «Хвалите небес Божию славу». Колокол был изготовлен на заводе Оловянишниковых в Ярославле, о чём свидетельствует надпись «ЗАВОД П И ОЛОВЯНИШНИКОВА С-И»

В 1990-х годах благоустройство собора и прилегающей территории продолжилось. По проекту архитектора Б.А. Захарова были выстроены часовня во имя Всех Святых, в земле Сибирской просиявших (освящена вначале декабря 1997 г.), и административный корпус (1998). В 1999 году, к празднованию 75-летия епархии, отреставрирован и заново вызолочен главный иконостас храма.

В числе хранящихся в соборе чтимых икон и святынь – иконы святителя Николая Чудотворца с частицей мощей, икона Божией Матери «Умягчение злых сердец», икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей, ковчег с частицами мощей многих святых (в алтаре Серафимовского придела), икона святителя Иннокентия Московского с частицей мощей (в часовне), подаренная Святейшим Патриархом Алексием II.

В 2002 году Новосибирск стал центром празднования Дней славянской письменности и культуры . 23 и 24 мая богослужение в Вознесенском кафедральном соборе возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. За вечерним богослужением в соборе 23 мая состоялся чин прославления в лике святых двух священников Новосибирской епархии, пострадавших во время гонений на церковь в годы советской власти: протоиерея Николая Ермолова (1874–19372) и священника Иннокентия Кикина (1878–19373).

При храме действует (с 1986 г.) воскресная школа для детей и взрослых . Со взрослыми прихожанами в школе проводят беседы, здесь они изучают Священную историю, обучаются церковно-славянскому чтению, пению тропарей, акафистов, песнопению Божественной литургии и других молитв. Некоторые ученики стали преподавателями, многие продолжают свою совместную жизнь с воскресной школой и поют в молодёжном хоре, иные получают духовное образование в Новосибирском православном богословском институте.

В соборе имеется доступная для всех новосибирцев библиотека духовной литературы, её фонд составляет 10 тысяч томов. Кроме того, при храме размещена библиотека Новосибирского Свято-Макарьевского православного богословского института с фондом из 20 тысяч томов книг и более 140 наименований газет и журналов.

При храме действует Центр милосердия во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона; сестры милосердия ухаживают за пациентами больниц – областной клинической и городской клинической№ 1 –и за одинокими больными стариками на дому. В соборе собирают одежду и обувь, раздают нуждающимся.

В Вознесенском соборе есть хоры – архиерейский, детский (младшая группа и старшая)  и Свято-Макарьевский молодёжный. Организована православная видеостудия для своевременного освящения религиозной жизни города в средствах массовой информации.

Подготовила Е.Е. Лурье

Печатается по книге: Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2013 год.– Новосибирск: (Издательство Новосибирской государственной областной научной библиотеки), 2012.-254 с.

ИСТОЧНИКИ

НОВОСИБИРСКАЯ епархия: история и современность / сост. П.Ю. Гаврилов. – Новосибирск : Новинвестплюс, Новосиб. фил., 2006. – 255 с. : ил., портр. – Из содерж.: Новосибирская епархия: страницы истории. – С. 11–18; Новосибирские архипастыри. – С. 19–42; Визиты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – С. 43–52; Приходы Новосибирской епархии. – С. 53–126. См. с. 57–59 (глава «Кафедральный собор в честь Вознесения Господня»).

СВЕТ негасимый : православ. церковь в Новосибирске // История города. Новониколаевск-Новосибирск. – Новосибирск, 2005. – С. 295–348 : ил.,портр.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ кафедральный собор // Храмы Новосибирска : ист. путеводитель / Е.А. Шабунин. – Новосибирск, 2002. – С. 39–48 : ил., портр.

ПИВОВАРОВ Б. Обновление Вознесенского кафедрального собора // Убин. вестн. – Убинское, 1998. – С. 3.

ТОСИН С. Звонницы православных церквей Новосибирска // Дарование. – 1997. – № 2. –С. 72–75 : портр., табл., схемы. См. с. 72–74.

ОБРАЗОВАНИЕ и Православие [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Новосибирск : Обл. центр информ. технологий упр. Образования администрации Новосиб. обл., Новосиб. епархия, Отд. образования, [2012?]. – Режим доступа : http://www.orthedu.ru/. – Загл. с экрана (дата обращения 27.07.2012).

 

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Ссылочку на сайт не забудьте сделать. Ваши учителя тоже нас читают. Поймают - доклад аннулируют

Добавить комментарий

Target Image