Имя архитектора Бориса Гордеева увековечат в памятной стеле на Заельцовском кладбище.
Свой окончательный облик Театр оперы и балета прибрёл благодаря проекту Бориса Гордеева и его группы.
Эта история похожа на остросюжетный детектив, главный герой которого давно уже не с нами. Борис Гордеев — один из самых ярких представителей новосибирского конструктивизма. Здания, построенные по его проектам в 1920—1930-е годы, сформировали облик Новосибирска на столетие вперёд. Но до сих пор в нашем городе нет ни улицы его имени, ни мемориальной доски, более того, нет памятного знака или могилы на кладбище, где похоронен архитектор.
В Новосибирск из Москвы он приехал в январе 1928 года, в 24 года, по приглашению автора генплана «Большой Новосибирск» Бориса Коршунова, его бывшего преподавателя по МВТУ. Здесь, в новосибирском Горкомхозе, Борис Гордеев организовал первую в Сибири проектную организацию, проектировал жилые кварталы и административные здания, в течение года был главным архитектором города, затем руководил архитектурным бюро одного из самых крупных застройщиков того времени — ПП ОГПУ, а в 1933-м принят главным архитектором на строительство Дома науки и культуры — ныне театр оперы и балета. За короткий период — всего десять лет — он разработал более 50 проектов для Новосибирска. С Гордеевым работали архитектор Сергей Тургенев (потомок писателя), инженер и будущий автор Останкинской башни Николай Никитин, а также многие другие архитекторы. По проектам Бориса Гордеева и его группы строились самые известные здания Новосибирска — Дом с часами, жилой комплекс кооператива «Кузбассуголь», Крайисполком и железнодорожный вокзал Новосибирска.
Архитектор чудом выжил во времена, когда конструктивизм и его последователи в угоду новому стилю оказались в опале. «Чудо» объясняется тем, что Борис Александрович был серьёзно болен — туберкулёз, подолгу находился на лечении, при этом продолжая работать. В 1939 году он вынужден был уволиться в связи с инвалидностью, вернулся в Москву, лечился в Институте туберкулёза. Судьба отмерила ему ещё пять лет жизни. В наш город он вернётся в 1943 году уже умирающим, из Красноярска, куда был направлен для работы в начале войны. Почему он приехал сюда? В наш город эвакуировали Институт туберкулёза. По воспоминаниям супруги Веры Николаевны Гордеевой, в Новосибирске Борис Александрович попросил сделать остановку на главной площади и долго смотрел на своё любимое творение — будущий театр. Огромное здание, выросшее на месте старой базарной площади, на время войны стало ковчегом для эвакуированных музеев Москвы, Ленинграда и других городов.
Борис Гордеев умер в мае того же 1943 года в возрасте 39 лет. В качестве надгробья на его могилу поставили большой гранитный валун со строительства театра. Через несколько дней умер хозяин дома на улице Бурлинской, в котором жили Гордеевы, — 80-летний Василий Антонович Печура, его похоронили рядом и поставили валун поменьше. В арматурных мастерских театра была изготовлена оригинальная ограда, вместившая оба захоронения. На этом слава и почёт закончились. Многие годы имя Гордеева тщательно вымарывалось из городской истории, как нивелировалось и само значение конструктивистского наследия Новосибирска.
В 1971 году вдова архитектора Вера Гордеева приезжала в наш город с Театром им. Вахтангова, в котором трудилась администратором. На Заельцовское кладбище посетить могилу мужа она отправилась в сопровождении архитектора Геннадия Гаврилова. Однако из-за зарослей и отсутствия дорожек поиски оказались безуспешными. Долгие годы могила Бориса Гордеева считалась утраченной. Это не давало покоя Геннадию Васильевичу, могилу с описанными приметами он обнаружил случайно, в 2013 году, когда приехал посетить могилы родителей. Два неподъёмных валуна, массивная ограда. Но в 1970-е годы поверх могил 1940-х годов были сделаны новые захоронения.
— Документального подтверждения, что это могила Бориса Гордеева, не обнаружено, по заявлению сотрудников кладбища, архивы 1940-х годов сгорели при пожаре. В 1970-е здесь были похоронены другие люди, но все приметы сошлись. Рядом, в том же квартале 29/28, сохранилась могила 1942 года, — рассказывает Вадим Капустин, архитектор, краевед, автор статьи о Борисе Гордееве в «Календаре памятных дат» 2013 года.
Работы участников конкурса «Конструктивизм в архитектуре Новосибирска» 2018 года — Валерии Мжельской и Марии Стебеняевой, ДХШ №2.
Краеведы и общественники долго пытались получить разрешение на установку памятного знака у квартала, в котором покоится архитектор. Не раз делала запросы в мэрию Лариса Добролюбова, дочь известного новосибирского архитектора Валентина Добролюбова, их семья до сих пор дружит с семьёй Гордеевых. Наконец, в мае этого года она получила ответ из департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска: установить точное место захоронения Бориса Гордеева невозможно, поэтому предлагаем рассмотреть вопрос установки кенотафа (надгробный памятник над местом, которое не содержит останков покойного) или «памятную стелу в непосредственной близости от вышеуказанного захоронения либо в любом другом месте на территории общественного кладбища города Новосибирска “Заельцовское”». Вот так спустя 76 лет появилась возможность «вернуть» Новосибирску имя его архитектора —Бориса Гордеева.
— Уже есть эскиз памятной стелы: основа её будет выполнена из светлого мрамора, а верхняя часть — портрет в виде барельефа — из мрамора чёрного цвета. В прошлом году к юбилейной дате — 115-летию со дня рождения архитектора — нам не удалось собрать необходимую сумму, и только в этом году нашлись спонсоры. Однако необходимо ещё 70 000 рублей. Будем рады, если новосибирцы внесут свой посильный вклад в это благородное дело, — говорит Татьяна Тайченачева, архитектор, член городского и областного общественных советов по сохранению культурного наследия.
Деятельность фонда «ЕА — Сити» связана с сохранением архитектурного наследия города: раз в два года организуются научные конференции; в 2018-м прошёл Открытый детский конкурс «Новосибирск — в авангарде», посвящённый двойному юбилею Бориса Гордеева; ещё раньше был получен грант на подготовку книги об архитекторе-конструктивисте. Среди изданий, вышедших под эгидой фонда, — книга Ивана Невзгодина «Конструктивизм в архитектуре Новосибирска».
Марина ШАБАНОВА | Фото Валерия ПАНОВА
НОМЕР 31(1704) 30.07.19
http://xn--b1aecnthebc1acj.xn--p1ai/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D0%B2%D1%80%D0%B0...
Добавить комментарий