Одной из основных задач образования является воспитание любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою малую родину.
Как и в любом другом крае, в сибирском есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю. Развить в детях патриотические чувства к родной земле призвана система работы по изучению и сохранению культурно-исторического наследия Новосибирска, охватывающая основное и дополнительное образование учеников МАОУ Гимназия № 10.
Преподавание школьных предметов изолировано от культуры и истории родного края, а учебники не учитывают местный (региональный) материал. Решению данной проблемы способствует максимальное приближение изучения учебных дисциплин (в данном случае – математики) к личному опыту учащихся, не просто расширение представления детей о Новосибирской области благодаря изученным фактам, но и предоставление им возможности почувствовать себя исследователем и автором задач краеведческого содержания. Использование в обучении математике системы прикладных задач с региональным содержанием способствует усилению практической направленности школьного курса математики.
Работа с картой НСО
Устный счет, организованный по материалам сборника
Решение задач регионального содержания
Учебное пособие «Новосибирск в задачах» создано в гимназии в поддержку реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Целью является пробуждение у школьников интереса к культуре и истории родного края через решения математических задач. Задачи составлены по темам курса математики 5-6 классов и позволяют организовать работу с учениками, имеющими разные уровни математической подготовки. Отличительной особенностью данного пособия является то, что основная часть задач составлена учениками гимназии.
Иллюстратор обложки Дандерфер Лилия, ученица 7 класса
Большая Золотая медаль УчСиб-2014
Материал, предложенный в задачах, очень разнообразен. Это задачи, позволяющие получить разностороннее представление о Новосибирске: об истории города, его географическом положении, улицах, растительном и животном мире, экологических проблемах, народонаселении, хозяйстве. При таком подходе усвоение и закрепление предметного содержания происходит в единстве с творческой деятельностью, формирует основы интеллектуального труда. Краеведческий материал является средством всестороннего развития учащихся.
Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Составляя задачи, ребята учатся находить, анализировать числовые данные, затем формулировать текст задачи, задавать вопрос, интерпретировать информацию, тем самым развивая такие познавательные универсальные учебные действия (далее – УУД), как осмысленное чтение и работу с информацией. Рассмотрим несколько условных этапов конструирования задач.
1 этап: выбор области интересов (история города, растительный и животный мир региона, экологические проблемы, народонаселение и т.д.), цели задачи, её тематику. На данном этапе формируются следующие УУД: умение выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.
2 этап: разработка структуры задачи (взаимосвязь обязательных и второстепенных элементов задачи). Необходимо выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов.
3 этап: формулирование вопроса задачи. Умение определять понятия, создавать обобщения, создавать аналогии.
4 этап: подбор числовых значений и установление связи между ними. Необходимо систематизировать, обобщать, интерпретировать информацию.
5 этап: составление математической модели. Формируются знаково-символические УУД.
6 этап: решение и оценка задачи. Проверка выполняемости условий, корректировка условия.
Примеры задач.
1) Сколько лет длилось строительство Дома офицеров, если начало строительства было в 1916 году, затем был перерыв 10 лет, а день рожденье было в праздник Красной Армии в 1928 году?
2) Вычислите год первого эфира новосибирской студии телевидения, если известно, что это четырёхзначное число, цифра десятков которого равна 5 и которое при перестановке цифры сотен с цифрой единиц уменьшается на 198.
3) Расстояние от Оперного Театра до Главного Железнодорожного Вокзала 1900 метров. На карте этот отрезок равен 28 см. Определи масштаб карты.
В пособие включены задания для устного счета. Устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений и играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, является одним из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления и личностных качеств ребенка. Существует множество видов устных упражнений: выполнение упражнений по цепочке, упражнения на нахождения ошибок, закодированные слова, задания на установления соответствия и т.д.
Например.
1) Расшифруй название городского мифологического героя, символизирующего индивидуальность Новосибирска, быстрорастущего города, придуманный В. Шамовым.
8 21 14 35 9
+ 9 -15 +18 : 7 ∙12
∙ 3 ∙ 6 : 8 ∙ 9 - 9
- 2 : 4 ∙ 15 +15 :11
: 7 +25 -37 : 10 + 6
К Р Д Ч О
72 54 7
-48 : 9 + 8
: 3 ∙14 ∙10
∙ 7 :21 -110
+14 ∙ 7 : 5
И В Г
8 15 34 15 23 15 28 70 6 15 7
2) 450 улиц, площадей, проспектов и переулков города Новосибирска названы именами людей, заслуживших признание мирового сообщества. 1/9 из них составляют улицы, названные именами ученых. Сколько улиц, названных именами ученых в городе?
3) В нашем городе 450 улиц, если взять 38/9 этих улиц, то мы узнаем дату рождения М. Лаврентьева.
Раздел «Мастерская» позволяет ученикам составлять самостоятельно задачи, используя интересные факты города Новосибирска.
Например, составьте задачу, используя информацию: Новосибирский метромост через реку Обь является самым длинным метромостом в мире, его длина 2145 м.
В повседневной работе учитель может готовиться к уроку по материалам учебника, а может проявить творчество и строить урок в интеграции с другими предметами, раскрытием прикладной сущности предмета «математика». Творчество учителя вознаграждается повышением творческих способностей его учеников, так как прочитанный материал о своём крае, а затем самостоятельно составленная и решённая математическая задача, представленная классу, не оставит без эмоций сверстников.
Применение регионального компонента в обучении математике позволяет «поглощать знания с аппетитом», видеть «живую математику», а не сухую бездушную науку. Поиск, творческая деятельность позволяют делать математическое содержание личностно-значимым для ученика.
Комментарии
Несмотря на содержание задач,
Добавить комментарий