Опубликовано: ВОПРОСЫ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ № 1 (53) 2020
В мае 2020 г. юбилейная дата – 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Благодарные потомки воздали должное величию солдата-освободителя, спасшего наше Отечество и весь мир от фашизма. Но с каждым днем редеют ряды ветеранов – участников боевых сражений. И мы все чаще стали обращать внимание на тех, кто ковал Победу в тылу. Создание и развитие оборонной промышленности в одном из крупнейших регионов Западной Сибири – Новосибирской области – в годы Великой Отечественной войны нашло отражение в работах Г. А. Докучаева [5], И. М. Савицкого [11], В. Н. Шумилова [19, 20], в очерках по истории промышленности г. Новосибирска [6]. Но подвиг тружеников тыла по большому счету до сих пор остается слабо раскрытым. Более того, многие бывшие заводские музеи, где десятилетиями бережно хранилась «простая» история трудового героизма народа, не дожили до наших дней. В «лихие» 1990-е гг. некоторая часть заводских материалов была передана на хранение в государственные архивы, но большая часть утрачена. В связи с этим весьма актуально отразить историю трудового подвига новосибирцев, внесших своими патриотическими инициативами и героическим трудом существенный вклад в Победу над врагом.
Новосибирск прославился трудовыми починами еще накануне войны. В январе 1940 г. здесь зародилось движение, о котором вскоре заговорила вся страна. Старший машинист Новосибирского паровозного депо Н. А. Лунин и его комсомольско-молодежная бригада (9 чел.) предложили принципиально новый метод эксплуатации паровозов серии «ФД-20», при котором бригада брала на себя обязательства выполнять текущий профилактический ремонт паровоза, постоянно следить за состоянием его рабочих узлов и деталей, тем самым увеличивая нормы пробегов и сокращая время планового ремонта локомотивов [15, с. 295]. В мае они поставили перед руководством депо «вопрос о переводе паровоза на хозрасчет, отказались от помощи слесарей комплексной бригады, весь ремонт стали проводить сами» [1, с. 112]. Новый метод эксплуатации паровозов получил наименование «лунинского» и начал активно применяться на железных дорогах страны. Этот почин вскоре получил широкое распространение не только на железнодорожном транспорте, но и в других отраслях промышленности. В начале 1941 г. Н. А. Лунин выступил с новой инициативой: предложил членам паровозных бригад овладевать ремонтными специальностями, чтобы гарантировать оперативный ремонт и обслуживание паровоза в пути следования, высвобождать слесарей-ремонтников для работы в депо. Лунинский метод был признан «оборонным резервом транспорта». Новый метод организации труда особенно пригодился в условиях военного времени, когда остро стала ощущаться нехватка рабочей силы, материалов и запасных частей. С 1 июля 1941 г., информировала газета «Советская Сибирь», весь коллектив Инского паровозного депо Томской железной дороги перешел на лунинские методы работы [14, 1941,12 июля].
С началом войны социалистическое соревнование становится одним из важнейших факторов ускорения перестройки экономики на военный лад, а также наращивания валового выпуска продукции в ведущих (в первую очередь оборонных) отраслях промышленности. Патриотические лозунги – «Замени мужей и братьев», «Трудиться за себя и ушедшего на фронт товарища», «Работать за двоих, за троих» – с первых дней войны становятся девизом на предприятиях промышленного и сельскохозяйственного производства. ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ стали ориентировать региональные комитеты партии и комсомола на распространение в среде трудящихся опыта двухсотников и многосотников. Особую важность это движение приобретало в условиях сокращения квалифицированной рабочей силы в связи со всеобщей воинской мобилизацией и уходом на фронт, необходимости скорейшего запуска оборудования эвакуированных заводов и предприятий. В Новосибирскую область, в состав которой в то время входили нынешние Кемеровская и Томская области, к концу 1941 г. было эвакуировано «около 140 предприятий различных наркоматов, в том числе в г. Новосибирск – 37 предприятий. К июню 1942 г. в городе уже функционировало 25 оборонных заводов, более 20 предприятий союзно-республиканского подчинения» [19, с. 29].
В Новосибирской области знамя движения двухсотников первым поднял коллектив завода № 153 (завод им. Чкалова) Наркомата авиационной промышленности [4, д. 658, л. 75]. Слесарь С. И. Левяков поместил над своим рабочим местом плакат: «С. И. Левяков встал на сталинскую вахту “За Родину”. Обязательство – 250 % к норме» [14, 1941, 9 авг.]. Фрезеровщик Макаров одним из первых подхватил лозунг «Работать за двоих» и в июле стал выполнять более трех норм выработки. По три-четыре нормы стали давать ежедневно токарь Королев и Терлецкий, револьверщик Беспутин. Так зародилось движение двухсотников. На заводском собрании решили, что почетное звание двухсотника присваивается тем рабочим, кто не в отдельные дни, а систематически, изо дня в день дает не менее двух норм [8].
Новосибирский обком ВЛКСМ 5 августа 1941 г. издал постановление «О распространении движения двухсотников среди комсомольцев и молодежи, не состоящей в комсомоле», согласно которому на предприятиях стали целенаправленно осуществляться мероприятия по распространению инициативы и опыта работы двухсотников. С августа 1941 г. в газете «Советская Сибирь» ввели целевую рубрику «Двухсотники – это стахановцы военного времени». «Их называют так потому, – писала «Советская Сибирь», – что они – слесари, токари, фрезеровщики – выполняют нормы на 200 %. Все больше и больше появляется в цехах людей, не желающих уходить с работы до тех пор, пока норма не будет перевыполнена вдвое» [14, 1941, 9 авг.]. В октябре 1941 г. городской комитет партии собрал совещание двухсотников предприятий Новосибирска. В докладе «Об опыте работы стахановцев-двухсотников» секретарь горкома ВКП(б) И. Д. Яковлев отметил, что вслед за чкаловцами к движению присоединились транспортники Новосибирского и Инского железнодорожных узлов, коллективы завода «Труд», комбината «Сибметаллстрой», обувной фабрики, молочного завода [14, 1941, 14 окт.].
В конце 1941 г. в Новосибирске в этом движении участвовало более 3,8 тыс. рабочих, выполнявших по две-три нормы за смену. С января по апрель 1942 г. число двухсотников только на заводе им. Чкалова увеличилось с 1 134 до 1 468 чел. [11, с. 214, 217]. В своем выступлении секретарь горкома И. Д. Яковлев также подчеркнул, что лунинские методы – это не только экономия людских и материальных средств, в условиях военного времени они гарантируют от всяких неожиданностей в пути следования поездов, вооружают железнодорожников умением быстро ликвидировать всякие повреждения и неисправности, когда поблизости нет ремонтной базы. 27 октября 1941 г. лунинская бригада рапортовала о новом трудовом рекорде – впервые осуществлен 100-тысячный пробег между подъемочными ремонтами [14, 1941, 28 окт.]. По действующим нормативам этот пробег должен составлять 42 тыс. км. Так лунинское движение обрело еще одно содержание – максимальный пробег паровозов без ремонта. В Новосибирском паровозном депо в марте 1942 г. насчитывалось 18 машинистов-стотысячников, в апреле – 30; в Инском паровозном депо – 0 и 12 соответственно [4, д. 658, л. 95, 97].
В декабре 1941 г., выполняя задание Наркомата путей сообщения СССР, комсомольско-молодежная бригада Н. А. Лунина двумя паровозами доставила для замерзающей Москвы 5 000 т угля (100 вагонов) при нормативе на одну машину 1 250 т. Затем тяжеловесные составы пошли на Урал, в Ленинград. Так на железной дороге зародилась новая инициатива – движение сверхтяжелых поездов. Наркомат путей сообщения СССР 7 января 1942 г. издал приказ «О развитии лунинского движения на железнодорожном транспорте в годы войны». В феврале 1943 г. на личные сбережения Н. А. Лунин приобрел 1 000 т кузбасского угля и с разрешения наркома Л. М. Когановича лично доставил эшелон в освобожденный Сталинград [1, с. 113].
На VI пленуме Новосибирского обкома партии (январь 1942 г.) была поставлена задача: «Добиваться массового внедрения лунинского метода в эксплуатации и ремонте механизмов и оборудования, обеспечить удлинение сроков безремонтной работы механизмов, станков и агрегатов, организовать ремонт механизмов силами обслуживающих работников» [4, д. 504, л. 11]. Пленум областного комитета партии потребовал от директоров заводов и комбинатов, управляющих трестами, партийных организаций заводов и строек, горкомов и райкомов ВКП(б) усиления партийно-массовой работы среди рабочих, резкого повышения производительности труда и выхода на работу, широкого развертывания стахановского движения и ударничества. Высокие темпы производственной деятельности рабочих в определенной степени компенсировали недостаточную организацию производства, тяжелые условия труда, низкий профессиональный уровень промышленного персонала.
В целях распространения передового опыта и морального стимулирования рабочих-стахановцев на ряде новосибирских предприятий стали ежедневно отмечать достигнутые производственные рекорды. Так, на заводе № 590 (ныне – завод «Электросигнал»), отмечено в партийно-производственной справке «Об итогах предмайского социалистического соревнования», 6 апреля 1942 г. на доску показателей было занесено 5 чел., причем «на пятом месте была тов. Чересова, давшая 250 % выполнения дневной нормы; 9 апреля на доске было записано 12 рекордов, и двенадцатое место занимала тов. Конякина, давшая 303 %; 25 апреля – на доске 13 рекордов, и последнее место занимает слесарь тов. Клеть, выполнивший в этот день норму на 420 %» [4, д. 658, л. 88]. Лучшие стахановцы, как отмечал в пояснительной записке директор завода К. Н. Мещеряков, «имеют преимущества перед остальными рабочими: многосотники получают бескарточные обеды, лучшим стахановцам в первую очередь отовариваются продуктовые и промтоварные карточки. Эти мероприятия имеют большое значение в вопросе роста числа стахановцев, подтягивания отстающих рабочих» [4, д. 658, л. 4]. На заводе № 605 Наркомата боеприпасов СССР выполнение производственной нормы отмечалось поднятием красной доски-семафора. За выполнение двух и более норм выдавалось поллитра молока. «Стахановцам, выполнившим более двух норм в ночную смену, выдается сметана или сливки» [2, д. 658, л. 4].
К началу 1942 г. на Томской железной дороге «профессией слесаря-ремонтника овладели 98 % машинистов, 94 % помощников машинистов, 63 % кочегаров [10, с. 549]. В первом квартале 1942 г. на железной дороге были организованы 338 стахановско-лунинских школ, которые охватили 2 158 железнодорожников. Для транспортников издали ряд брошюр, рассказывающих об опыте работы бригады Н. А. Лунина, о методике организации стахановско-лунинских школ, об инициативе машиниста Инского паровозного депо П. К. Гулюка, который взял шефство над молодыми рабочими и помог им освоить лунинские методы ухода за паровозом, приемы скоростного вождения поездов [4, д. 658, л. 81, 82].
На слете стахановцев оборонных предприятий и транспорта г. Новосибирска 11 мая 1942 г. первый секретарь обкома ВКП(б) М. В. Кулагин отметил: «Растет число лунинцев. Отправка бронепоездов на фронт, отправка на фронт новых железнодорожных формирований – все это есть заслуга наших железнодорожников» [4, д. 658, л. 78]. В 1942 г. на железных дорогах страны по лунинскому методу работало свыше 7,8 тыс. паровозных бригад. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 г. старшему машинисту паровозной бригады локомотивного депо Новосибирск Н. А. Лунину было присвоено звание Героя Социалистического Труда «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» [12, с. 132]. Среди 196 новосибирцев, удостоенных звания Героя Социалистического Труда, только два наших земляка – Н. А. Лунин и А. А. Трофимук (ученый-геолог) – получили это высокое звание в период Великой Отечественной войны.
В военные годы выдающиеся трудовые достижения были присущи не только труженикам железнодорожной магистрали. В октябре 1941 г. каменщик-орденоносец С. С. Максименко (комбинат № 179 «Сибметаллстрой»), работая с двумя подручными на одной из строек города, уложил за смену 12 800 кирпичей, что составило 1 020 % нормы [14, 1941, 30 окт.]. 26 апреля 1942 г., работая на постройке жилого дома, он установил новый мировой рекорд по кирпичной кладке, уложив за смену 44 тыс. кирпичей. Прежний мировой рекорд принадлежал американскому каменщику Голливуду, уложившему в 1934 г. за рабочий день 31 800 кирпичей [17, с. 91]. Таким образом, писала областная газета «Советская Сибирь», применяя поточно-конвейерный метод работы, тов. Максименко дал 3 140 %. По норме, чтобы уложить 44 тыс. кирпичей, потребовались бы 31 каменщик и 180 вспомогательных рабочих. Рекордсмен выполнил эту работу с 50 вспомогательными рабочими, причем каждый из них выполнил три с половиной нормы [14, 1942, 28 апр.]. Буквально через месяц каменщик стройконторы № 1 Сибстроймонтажтреста Народного комиссариата путей сообщения СССР (НКПС) В. М. Смирнов при кладке стен за 8 ч уложил 48 600 шт. кирпичей при норме 1 470 шт. Вместе со Смирновым работало 39 подсобных рабочих (вместо 120, предусмотренных планом), он выполнил работу 33 каменщиков (3 292 %). А 9 июня 1942 г. С. С. Максименко вновь вернул свой мировой рекорд – за смену он уложил 81 600 кирпичей, выполнив норму выработки на 5 550 %. «Для того, чтобы обеспечить возможность укладки такого количества кирпича, сообщал инженер П. Рувимский, было подготовлено два рядом стоящих корпуса. Трудоемкие работы были прекрасно организованы и механизированы» [14, 1942, 10 июня].
Зачинателем движения тысячников – «стахановцев военного времени» в СССР – стал фрезеровщик Нижнетагильского Уралвагонзавода Д. Ф. Босый, который изобрел приспособление, которое позволило применять набор фрез для одновременной обработки нескольких деталей на одном станке. За один рабочий день Д. Ф. Босый выполнил около 15 норм. 25 марта 1942 г. из передовицы газеты «Правда» его почин стал известен всей стране [13, с. 89].
Инициатором движения тысячников в Новосибирске стал токарь инструментального цеха комбината № 179 «Сибметаллстрой» (впоследствии – завод «Сибсельмаш») П. Е. Ширшов [18, с. 973]. Как сообщала 19 марта 1942 г. областная газета «Советская Сибирь», он увеличил скорость резания металла и выполнил за смену более 10 норм (1 090 %) [9, с. 90]. В пояснительной записке заведующего отделом обкома ВКП(б) отмечалось, что для «более быстрой установки матриц в патроне токарь Ширшов применил фиксирование кулачков и установку по индикатору, в результате чего установка стала занимать 1 минуту вместо 8 или 10 минут; заменил быстрорежущий резец победитовым и увеличил число оборотов; применил двойное сверление (диаметром 40 мм до половины глубины и второе 30–33 мм до конца); изменил способ крепления сверла: вместо крепления в резцодержателе супорта стал крепить в специальной державке, установленной в супорте, и ряд других новых приемов, которые дали большое увеличение производительности труда» [4, д. 658, л. 101]. Следует отметить, что к своему трудовому рекорду П. Е. Ширшов шел последовательными шагами: 363, 515, 727, 909 и 1090 % [4, д. 658, л. 118].
На «Сибметаллстрое» почин токаря-новатора поддержали рабочие П. Марцинкевич, Нестеров, Устинцев. В одну из ночных смен токарь-автоматчик Башкиров изготовил 1 640 деталей, что составляло девять довоенных норм. П. Е. Ширшов передал опыт своей работы сменщику И. А. Савельеву, который вскоре выполнил производственную норму на 2 210 %. Токарь Марцинкевич подготовил тысячников Т. Т. Нестерова – 2 400 %, Бондаренко – 1 127 %, Чуркина – 2 116 % [4, д. 658, л. 117]. Прекрасный пример обмена стахановским опытом показал токарь Сиротин. Он взялся обработать деталь другого цеха, чтобы доказать «наличные возможности появления тысячников в соседнем цехе. На этой детали Сиротин выполнил более 15 норм, и вслед за ним токарь Шилов, уже в своем цеху, дал более 10 норм на обработке этой же детали» [4, д. 658, л. 117]. Среди рабочей молодежи этого предприятия первым тысячником стал комсомолец В. А. Лопатько, который 10 апреля 1942 г. выработал норму на 1 809 % [11, с. 219]. В начале мая 1942 г. на комбинате № 179 производственное задание на 1 000 % и более выполняли уже 71 чел., в том числе: 18 токарей, 10 фрезеровщиков, 4 слесаря, 5 лекальщиков, 9 шлифовальщиков, 17 кузнецов, 4 хромировщика, 3 строгальщика, 1 стыкосварщик [4, д. 658, л. 116].
Первый тысячник завода № 153 им. Чкалова – фрезеровщик В. М. Уткин. Вначале он взял «высоту» в 1 000 %. Затем, не останавливаясь на достигнутом, В. М. Уткин «применил трехшпиндельную делительную головку с тремя оправками по 150 деталей, прорезая одновременно шлицы на трех рядах набором трех фрез», затратил, таким образом, 0,15 минут и выполнил норму за смену на 3 000 % [4, д. 658, л. 99–100]. Дюральщик этого же завода В. Е. Пашин 3 апреля 1942 г. выполнил норму на 1 004 %, токари М. Ф. Люнюшкин и Л. Я. Кудымов 10 апреля 1942 г. – на 1 487 %, слесарь-сборщик С. С. Тимофеев – на 1 118 %. В апреле 1942 г. на авиационном заводе насчитывалось 144 тысячника, в мае – 277 [11, с. 219]. В считанные месяцы последователями этого движения стали сотни рабочих разных предприятий г. Новосибирска. Активную роль в пропаганде новаторского движения сыграла пресса: «Тысячник – виртуоз своего дела, новатор, рационализатор. Он самоотверженно и беззаветно работает, не давая ни одной секунде своего и станочного времени теряться даром. Каждая минута его рабочего дня должна нести смерть врагу. Потеряешь минуту – и какая-то фашистская гадина, которая могла бы быть уничтожена твоей сталью, твоей пулей, осколком твоего снаряда, уцелеет, будет лишний день или лишний час поганить священную землю нашей Родины» [9, с. 89].
В апреле 1942 г. стахановцы-тысячники обратились к рабочим и инженерно-техническим работникам Новосибирской области с призывом поддержать их почин для увеличения выпуска военной продукции [14, 1942, 1 апр.]. По состоянию на 5 мая 1942 г. на 22 промышленных предприятиях Новосибирска насчитывалось 395 рабочих-тысячников, в том числе на комбинате № 179 – 71 чел., на заводе им. Чкалова – 180 чел., на заводе № 69 – 41, на заводе № 350 – 8 чел. [4, д. 658, л. 98].
В мае 1942 г. в Новосибирске появился первый десятитысячник. На заводе им. Чкалова токарь Б. Н. Зенков 1 мая выполнил 57 норм, а в ночь на 9 мая перекрыл задание на 10 202 %, т. е. дал более 102 норм, заработал за смену 990 р. [14, 1942, 10 мая]. Участники слета стахановцев оборонных предприятий и транспорта Новосибирска 11 мая 1942 г. горячо приветствовали 22-летнего токаря-рекордсмена. За профессиональное мастерство, инициативу и смекалку Б. Н. Зенков был награжден почетной грамотой Новосибирского областного Совета депутатов трудящихся. Успех окрылил молодого рабочего. 4 июня Б. Н. Зенков за 2 ч 20 мин изготовил 10 800 деталей и установил новый производственный рекорд – 57 143 %, заменив труд 571 токарей. Новое приспособление, сделанное при помощи мастера Яковлева и конструктора Зуева, полностью «оправдало себя с первых минут работы. С быстротой, напоминающей пулеметную очередь, сходили со станка готовые детали… Товарищи по работе горячо поздравили знатного 50-тысячника с небывалым рекордом» [14, 1942, 5 июня].
В мае 1942 г. областная газета «Советская Сибирь» информировала о выдающемся достижении фрезеровщика чкаловского завода И. И. Монакова, выполнившего за смену почти 150 норм. Выступая по радио, он говорил: «Я заказал специальные фрезы и многоместное приспособление, которое одновременно зажимало 24 детали. В течение смены я обработал 800 деталей, заменив 55 слесарей, 63 строгальщика, 15 разметчиков и 15 фрезеровщиков. Норма выполнена на 14 940 процентов» [14, 1942, 27 мая].
Не сдавал свои позиции и инициатор движения тысячников – токарь П. Е. Ширшов. Совместно с технологом и конструктором цеха они разработали новое приспособление, которое позволило значительно увеличить производительность труда. В ночную смену 2 июля 1942 г. он выполнил трудовую норму на 1 583 %, в последующем – на 1 818, 2 000, 2 364 % [18, с. 973]. Кроме того, писала о нем газета «Советская Сибирь», «работа по-новому дала возможность сэкономить около 50 процентов металла. Ценность приспособления еще в том, что его с успехом можно применять на 10–12 аналогичных по своей конструкции и трудоемкости номенклатурах» [14, 1942, 3 июля]. В 1943 г. «За образцовое выполнение задания для фронта» Президиум Верховного Совета СССР наградил первого тысячника Сибири П. Е. Ширшова орденом Ленина, а в 1945 г. – «За образцовое освоение новых видов боеприпасов» – орденом «Знак Почета» [13, с. 91].
На заводе № 230 (впоследствии – завод им. XVI партсъезда) первым тысячником стал слесарь-лекальщик З. Г. Никитин, который выполнил норму на 1 550 %. Он добился этого, отмечалось на совещании секретарей, заведующих отделами и инструкторов обкома партии по итогам работы промышленности за март 1942 г., «путем коренной ломки технологии, а ведь лекальщик – это кропотливая, одиночная, не массовая работа» [4, д. 658, л. 5]. Первой тысячницей инструментального завода стала лекальщица Т. В. Кузнецова. Этой сложной специальности, требующей особой точности и мастерства, она обучила несколько молодых работников. На этом же заводе токарь цеха № 13 В. Д. Варваринский стал вырабатывать по десять норм за смену, «его примеру последовали другие, и вскоре цех вышел в ряды передовиков» [6, с. 22–23]. Пример тысячников быстро воспринимался передовыми рабочими-стахановцами. Если в марте в Новосибирском и Инском паровозных депо тысячников вообще не было, то в апреле в Новосибирском паровозном депо их стало 13, а в Инском – 18.
Абсолютный рекорд по производительности труда в годы войны поставил слесарь-инструментальщик завода № 153 им. Чкалова тов. Таллалов. Он предложил простое, но весьма ценное приспособление для производства различных клейм. 30 мая рабочий-новатор изготовил 5 696 шт. изделия, что составило 21 200 % нормы. На следующий день слесарь П. Е. Лисенков, используя это же приспособление, выполнил норму на 42 926 % [14, 1942, 31 мая, 2 июня]. Доработав оснастку, усовершенствовав свое изобретение, позволяющее закладывать по 150 клейм за раз, 30 июня 1942 г. тов. Таллалов выдал за 15 минут 1 059 шт. годных двухзначных клейм, что составило 98 840 % нормы [14, 1942, 1 июля]. Буквально через день Таллалов установил новый рекорд: за одну минуту дал 138 двухзначных клейм: «Установленная норма для изготовления этого рода клейм, – писала «Советская Сибирь», – выполнена т. Таллаловым на 193 200 проц.» [14, 1942, 4 июля].
На совещании секретарей, заведующих отделами и инструкторов по итогам работы промышленности за март 1942 г. первый секретарь Новосибирского обкома ВКП(б) В. М. Кулагин сказал: «Когда на страницах печати появились “тысячники”, то в отношении двухсотников стали говорить, что будто 200 % – это уже недостаточно, а между тем двухсотник – это огромное дело. Поэтому в отношении двух-трех и четырехсотников надо вопрос рассматривать так, что это настоящие герои труда, люди, которые понимают необходимость именно так работать, работать самоотверженно и давать ежедневно по 2–3 и 4 нормы» [4, д. 658, л. 17].
В ряде исторических работ отмечено, что грандиозные производственные рекорды носили в основном эпизодический характер и после нескольких трудовых подвигов рабочие, как правило, существенно снижали свою производительность труда. Например, на заводе № 69 им. Ленина в мае 1942 г. насчитывалось 92 работника, выполнявших свыше 10 норм, в июне только 81 из них выполнили задания только на 100–300 % [11, с. 220]. Это вполне естественно. Люди трудились на грани возможного. Но главное, пример рабочих-новаторов играл мобилизующую роль, на который равнялись тысячи и тысячи тружеников тыла.
На многих заводах, отмечалось на VII пленуме Новосибирского обкома ВКП(б), в цехах вывешены «плакаты с технологическим описанием метода, пользуясь которым тысячники добивались рекордной выработки. В этих плакатах показана технологическая схема старого метода обработки, затем дано описание внесенного усовершенствования и нового метода обработки детали. Такие плакаты пользуются популярностью и способствуют выращиванию новых тысячников» [4, д. 520, л. 21]. По решению обкома ВКП(б) в 1942 г. массовым тиражом были изданы производственные очерки о тысячниках Сибири. В предисловии журналист В. Гейман писал: «Труд рабочего – тоже подвиг, как и труд солдатский. Умелый токарь, мастеровой работник угольной шахты гордо именуются “солдатами тыла”, а труд их полон поэзии – даже звенящий шум заводов представляется авторам тыловых очерков “грохочущей музыкой” производственных цехов» [3, с. 5].
За 1942 г. производство боеприпасов в Новосибирске увеличилось в восемь раз по сравнению с предшествующим периодом. В 1943 г. численность стахановцев по восьми заводам оборонной промышленности выросла с 12 543 до 18 532 чел., двадцатников по трем заводам (№ 69, 188, 350) – с 960 до 1 390, многостаночников по семи заводам – с 569 до 1 661 [17, с. 57]. В последующие военные годы движение тысячников получило новый импульс среди рабочей молодежи на многих предприятиях Сибирского региона [7, с. 130–131].
Следует отметить, что большую роль в развитии движения тысячников сыграл инженерно-технический персонал. Во-первых, инженеры- новаторы помогали рабочим оптимизировать и рационализировать существующий технологический процесс; во-вторых, запускали в производство новую оснастку, оборудование и станки, разработанные и изготовленные собственными силами. На комбинате № 179 творческая группа инженерно-технических работников «предложила новую технологию обработки снаряда, что позволило снизить время обработки изделия на 45 %, исключить термическую обработку, высвободить 138 станков, большое количество рабочих, производственную площадь, перепрофилировать два цеха [20, с. 55]. На заводе № 153 им. Чкалова внедрение поточных линий позволило снизить трудоемкость обработки изделий в 1943 г. на 36,5 %, общее сокращение грузопотока составило 38 %. В цехе № 3 после появления тысячников конструкторы разработали ряд оригинальных приспособлений, «дающих до 1 500 % выполнения норм» [4, д. 658, л. 106].
Выпуск продукции на заводе № 590 Наркомата электронной промышленности тормозился из-за неполучения одного из электроагрегатов. Эту задачу «разрешил молодой конструктор В. П. Дехтярев, предложивший схему объекта “Малютка” без этого агрегата» [4, д. 658, л. 109]. На заводе № 677 (ныне – завод «Луч») инженеры С. Е. Шварцман и М. И. Пичугин создали полуавтоматы (многопозиционные прессы) для механической обработки деталей, повысившие производительность труда в 10 раз. В 1943 г. они изготовили и запустили в действие «два новых конвейера, в результате чего длина пути детали сократилась с 530 до 160 метров, а производительность труда выросла на 25 %» [6, с. 359]. И подобных примеров в истории промышленности военного времени много, практически на каждом заводе, на каждом предприятии.
В июне 1943 г. в Новосибирске зародилось движение комсомольско-молодежных бригад за присвоение звания «Фронтовая бригада». Первой это звание завоевала бригада Шуры Калинкиной с завода им. Чкалова. К концу войны это почетное звание с гордостью носили 1 775 молодежных бригад Новосибирска [17, с. 92].
В октябре 1943 г. на заводе им. Кагановича (впоследствии – завод «Электроагрегат») создали первую молодежную бригаду слесарей-жестянщиков. Члены бригады выполняли по 2–3 нормы в день. К началу 1944 г. на заводе насчитывалось 54 комсомольско-молодежные бригады, из них 14 носили гордое звание фронтовых [7, с. 161].
В 1943 г. на Новосибирском инструментальном заводе зародилось соревнование «Рокоссовец», проводившееся в честь выдающегося советского военачальника. Звание «Рокоссовец» и «рокоссовский цех» присуждалось за высокие трудовые показатели и высокое качество продукции, в соревновании участвовали 90–95 % рабочих и инженерно-технических работников предприятия [6, с. 23]. На предприятии № 386 (завод «Искра») в 1943 г. широко развернулось соревнование за право называться гвардейцами тыла. Это звание рассматривалось как фронтовая награда и присваивалось лучшим из лучших. Среди молодежи широкий размах приобрело движение двухсотников, которые выполняли по две нормы под лозунгом «Работать за себя и за погибшего на фронте отца» [6, с. 435].
1943 г. стал переломным годом в работе оборонных предприятий Новосибирской области. Основные трудности, связанные с перестройкой промышленности на военный лад и организацией производства эвакуированных предприятий, были преодолены. Слаженное военное производство позволило руководству области и директорам предприятий ставить новые задачи, сосредоточить свои усилия на дальнейшем увеличении производства военной техники и вооружения, на улучшении качества продукции, освоении новых, более совершенных видов военной продукции. И в последующие военные годы акценты были смещены. На областном партийном активе 25 февраля 1944 г. секретарь обкома ВКП(б) М. В. Кулагин говорил: «Хозяйственным руководителям наших предприятий необходимо глубоко осознать, что дальнейший рост производства, которого от нас требует страна и фронт, сейчас возможен не за счет дополнительного увеличения рабочей силы и оборудования, а прежде всего, и больше всего, за счет лучшей организации производства и увеличения производительности труда. Для этого у нас есть неисчерпаемые возможности и огромные резервы» [4, д. 802, л. 8]. В то же время наметилась явная тенденция сокращения численности рабочей силы. Число рабочих в Новосибирске сократилось с 96 477 чел. в 1943 г., 91 099 чел. в 1944 г. до 87 011 чел. В первой половине 1945 г. [19, с. 49]. В этих условиях вопросы совмещения профессий, внедрения поточного метода производства, малой механизации, совершенствования технологии и укрепления трудовой дисциплины стали играть немаловажную роль.
В первом полугодии 1945 г. выпуск товарной продукции промышленностью Новосибирска вырос в девять раз по сравнению с первым полугодием 1941 г., производительность труда за это же время увеличилась в 3,5 раза, себестоимость выпускаемой продукции снизилась на 42 % [19, с. 58]. И в получении этих результатов рабочие-стахановцы, передовики и новаторы производства сыграли свою особую роль. Трудовые почины и рекорды новосибирцев улучшали работу производства за счет разнообразных технологических и организационных мероприятий, всемерно способствовали росту производительности труда и увеличению количества и качества выпускаемой продукции в военное время.
Библиографический список
1. Баяндин В. И. Лунин Николай Александрович // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2015 год. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. обл. науч. б-ки, 2014. 190 с.
2. Викторов П. Двухсотники // Советская Сибирь. 1941. 9 августа.
3. Гейман В. Тысячники Сибири: производственные очерки. Новосибирск: Новосиб. обл. гос. изд-во, 1942. 31 с.
4. Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. п-4. Оп. 7. Д. 490; Оп. 33. Д. 504, 520, 658, 802.
5. Докучаев Г. А. Сибирский тыл в годы Великой Отечественной войны. Новосибирск: Наука, 1968. 322 с.
6. История промышленности Новосибирска. Т. III (Второй фронт 1941–1945). Исторические очерки. Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2004. 735 с.
7. Комсомольцы – тысячники: [документы] // сб. документов и материалов по истории Новосибирской организации ВЛКСМ (1919–1978 гг.) / [Сост. Л. С. Быкова, И. П. Иконникова]. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1979. 287 с.
8. Милов А. Как родилось движение двухсотников // Советская Сибирь. 1942. 13 января.
9. Новосибирская область – 75 лет. Люди, события, факты. Новосибирск: Историческое наследие, 2012. 640 с.
10. Новосибирцы – Герои Отечества. Новосибирск: ОАО «НКИ», 2010. 768 с.
11. Савицкий И. М., Романов Р. Е. Рабочие, инженеры и техники оборонной промышленности Западной Сибири – фронту (1941–1945). Новосибирск: Сиб. кн. изд-во, 2014. 412 с.
12. Самые знаменитые железнодорожники России / авт.-сост. Т. Л. Пашкова, В. А. Михайлов. М.: Вече, 2005. 316 с.
13. Серегин О. В. Тысячники // Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2017 год. Новосибирск: Изд-во Новосиб. гос. обл. науч. б-ки, 2016. С. 89–91.
14. Советская Сибирь (Новосибирск). 1941–1944.
15. Тимошенко А. И. Лунинское движение // Историческая энциклопедия Сибири. В 3 т. Т. 2. Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2010. 807 с.
16. Цыплаков И. Ф. Имя на карте города. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2001. 272 с.
17. Цыплаков И. Ф. Краткая историческая энциклопедия Новосибирска. Новосибирск: Горница, 1997. 301 301 с.
18. Ширшов Павел Ефимович // Новосибирск: Энциклопедия. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 2003. С. 973.
19. Шумилов В. Н. Роль строительного комплекса в создании оборонной промышленности г. Новосибирска в 1941–1945 гг. Новосибирск: Изд-во СГУГиТ, 2018. 221 с.
20. Шумилов В. Н. Создание оборонной промышленности Новосибирской области (1941–1945 гг.). Новосибирск, 2000. 204 с.
Добавить комментарий