15 декабря 2020 г. – 165 лет со дня рождения Бабиенского Эрнеста Андреевича (1855 – ?), начальника строительства первого участка Средне-Сибирской железной дороги.
Время уплотнило события ранней истории Новосибирска. Уже спустя несколько десятилетий трудно было отличить, где в его биографии правда, а где - вымысел. Самое печальное, что незаслуженно забытыми оказались имена многих первостроителей, пришедших в эти места, когда здесь не было ничего, кроме лесной чащи.
Не пощадила история и инженера путей сообщения Эрнеста Бобиенского, хотя именно он в начале 1893 г. руководил окончательными изысканиями и восстановлением железнодорожной линии от Оби на восток. Его рабочие делали просеки, устраивали земляное полотно, возводили первое жилье.
Что известно об этом человеке? Эрнест Андреевич (Генрихович) родился 15 декабря (ст.ст.) 1855 г. в семье штаб-офицера. По вероисповеданию - лютеранин. В 1880 г. окончил полный курс наук в Институте инженеров путей сообщения со званием гражданского инженера и правом производства строительных работ. На службу попал в Департамент шоссейных и водяных сообщений, откуда в феврале 1881 г. откомандирован в распоряжение генерал-губернатора Западной Сибири. Здесь, после почти столетнего проектирования, правительство приступало к устройству Обь-Енисейского канала, и Бобиенского назначили помощником начальника работ барона Аминова.
Ранней весной 1883 г. Эрнест Андреевич получил по телеграфу предписание нанять триста рабочих, запасти провиант и материалы и ехать в неведомый край, о котором он знал лишь понаслышке. Охотников до таких путешествий было немного, впрочем, как и пароходчиков, желавших рискнуть пароходом. После затянувшихся сборов поплыли вниз по Оби, далее по ее притоку Кети и выгрузились на устье реки Озерной. Тут предстояло расчистить речки для прохода судов, построить бараки, подготовиться к работам по прорытию канала через таежный водораздел рек Кеть и Малый Кас. До ближайшего жилья - 800 верст ("Река Кеть зело тосклива оттого, что жилья на ней нет," - замечал Н.Спафарий). Работали тяжело, по колено в воде, валили лес, разбирали заломы. Многие страдали от цинги. В августе уже падал снег...
На следующий год надо было привезти уже полторы тысячи рабочих, а где их взять, если золотопромышленники предлагают им гораздо большие задатки, чем могла дать казна? С первой капелью Бобиенский вновь колесит по южным округам Томской губернии (Колывань, Бердск, Барнаул), набирает бродяг, ссыльных, отставных чинов, кое-кого из крестьян, не очень-то умелых в земляных работах. И так дальше, из года в год.
Спустя 10 лет, когда потребовались тысячи рабочих рук на постройку Великой Сибирской железной дороги, пригодились, конечно, эти поднаторевшие в отхожем промысле мужики, многих из которых Бобиенский знал лично. По статистике на начало 1891 г. в Кривощековской волости работа по "прокопу" (так называли рытье канала) занимала первое место среди всех остальных промыслов: ею зарабатывали на жизнь 93 семейства (85 - извозом, 37 кормились с золотых приисков).
В марте 1885 г. "за отлично усердную службу" Бобиенского "всемилостивейше пожаловали" кавалером ордена Св. Станислава III степени. Потом были еще "Анна" III и II ст., "Станислав" II ст. (за Сибирскую дорогу)... Кто жаловал - царь или Отечество? ..
В декабре 1892 г. Эрнеста Андреевича вызвали из Томска в Петербург: решался вопрос, можно ли перевозить рельсы для постройки Сибирской железной дороги по Обь-Енисейскому каналу. В столице Бобиенского ждало новое назначение. По ходатайству начальника работ Средне-Сибирской дороги Н.П.Меженинова 2 марта 1893 г. Бобиенского утверждают во главе изыскательской партии, работавшей от Оби, а чуть позже здесь же - начальником постройки первого участка.
Место у Кривощекова было более обжитое, чем унылые болота на канале. Но хватало забот иного рода. На стройку Обского моста и железной дороги прихлынула масса рабочего люда, находившего отдохновение в беспробудном пьянстве и разгуле. Уже 11 августа 1893 года Бобиенский вместе с заведующим постройкой моста Г.М.Будаговым и начальником строительного участка на левобережье Оби А.С.Конопчинским телеграфировал томскому гебернатору о невозможном положении на стройке и в селе - крике, драках, грабежах; появились случаи заноса холеры. Губернатор отреагировал быстро: в Кривощековском были закрыты питейные заведения П.Н.Каймановича и братьев Ерофеевых, что, впрочем, не мешало тайной продаже вина.
Тем не менее, вопреки всем препятствиям, работа шла споро. В полдень 27 сентября 1893 г. от пристани к станции Обь прошел первый поезд, и Меженинов разрешил временное движение для укладки пути. К лету будущего года Бобиенский заведовал временным движением на 23 верстах магистрали от Оби к Красноярску.
Была у Эрнеста Андреевича, конечно, и личная жизнь: была жена - Эмилия Антоновна (дочь помещика), четверо детей (две дочери и два сына). Были свои семейные невзгоды. 27 января 1895 г. на станции Обь сгорела казарма, где была квартира Бобиенских, погибли документы, в том числе формулярный список сына Витольда, поступавшего в Томское реальное училище... Только в июле Эрнест Андреевич решился рапортовать о том по начальству. Великий путь не давал мешкать - рельсы уходили на восток со скоростью шесть верст в день. Да и у одного ли Бобиенского были проблемы в этом многолюдном Вавилоне, один ли он нес жертвы на общероссийский алтарь?
Летом 1896 г. Бобиенский заведует укладкой и балластировкой пути, а потом и временным движением поездов от Красноярска к Иркутску. В ноябре 1899-го его освобождают от должности "за сокращением штатов". Правда, к тому времени Транссиб дошел до Байкала, а Новониколаевский поселок вырос в большой город. И не последнюю роль сыграл в том плохо известный потомкам инженер Эрнест Бобиенский.
С. КАНН
Опубликовано в газете: Вечерний Новосибирск, 1992, 29 января (N 18), С.5.
http://www.prometeus.nsc.ru/works/fate.ssi
Добавить комментарий