Новыми находками, которые рассказывают о судьбе знаковой для нашего края личности, делится «Алтайка» со своими читателями. Александр Адольфович Лесневский… Межевой инженер, глава чертежной Алтайского округа, «наблюдатель Типо-Литографии», общественный деятель, руководитель барнаульского кружка любителей драматического искусства. Городской голова, наконец. Казалось бы, фигура знаковая для столицы региона, следовательно, белых пятен в его биографии быть не должно. Ан нет! Оказывается, до сих пор не только какие-то вехи судьбы этого выдающегося человека были неизвестны – мы и в лицо-то его знали лишь по единственному портрету (вероятно, еще студенческому). Но даже спустя сто пятьдесят лет со дня рождения героя можно сделать – не побоюсь этого слова! – открытия.
Дом
Дочь кухарки и кучера, крестница Лесневских, вспоминала, что ее мать начищала самовар и другую кухонную утварь на пруду: на его берегу стоял хозяйский дом. Вода в том пруду была настолько прозрачной, что виден был чистый песок на дне… Давно уж нет того водоема, а дом сменил свой статус.
«Дом А.А. Лесневского», начало XX века… Категория охраны – объект культурного наследия федерального значения (Указ Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176)» – так начинается описание ОКН в каталоге «Памятники деревянного зодчества города Барнаула», изданном в 2012 году.
В этом каталоге научным языком сформулированы признаки уникальности, в которой с первого взгляда убеждается даже рядовой обыватель: «Объемно-планировочное решение здания отличается асимметричностью, сложностью и выразительностью… Обилие и ажурность деревянной резьбы возрастают с увеличением яруса дома… Внутренняя планировка сложная, состоящая из нескольких срубов…»
Увы, после прочтения двух страниц текста каталога нельзя получить ответы на два простых вопроса: в каком году дом был построен и кто является автором проекта. Ответа на первый нет, а на второй – вот: «Дом был построен по заказу… Александра Адольфовича Лесневского, проживавшего в городе Барнауле с 1895 по 1916 год (на самом деле – с 20 февраля 1896-го по декабрь 1919-го, с перерывом. – Прим. авт.), впоследствии отбывшего в Новониколаевск». Авторы других текстов о доме Лесневского пишут и так: «Автор проекта неизвестен».
За годы архивных поисков я не раз находила документы, касающиеся жизни и деятельности моего героя. Просматривала и книги из его личной библиотеки, хранящиеся в «Шишковке», – издания об архитектуре, строительстве, проведении водопровода и канализации. И у меня сложился образ совершеннейшего человека эпохи Возрождения – настолько многогранны были таланты Лесневского! Потому в частных беседах я не раз высказывала «крамольную» мысль: а не сам ли Александр Адольфович являлся архитектором собственного дома? Вероятно, поэтому специалистам так трудно определить его стиль: называют и английским, и прибалтийским, и русским, и норвежским, и модерном…
Прошло время и… я держу в руках проект-«раскладушку» с изображением фасада, дома в разрезе, поэтажных планов.
– Сокровище! – не могу скрыть своего восторга. – Откуда, Юрий Павлович?..
– От деда. Александр Адольфович – автор, и чертил он тоже сам, – отвечает внук Лесневского. – Проект на матерчатой основе, потому и сохранился. Берегу его как зеницу ока!
К сожалению, подписи на проекте нет и документально пока не подтверждено, что это план барнаульского дома – ОКН. Но «раскладушка» в семье хранится уже более столетия, и считается, что на ней изображен именно дом Лесневского. Когда он был построен, еще предстоит выяснить. В альбоме внука есть фотоснимок здания, датированный 1903-м…
Ветеран Великой Отечественной, в прошлом – глава областной фильмотеки, позже – преподаватель университета, Юрий Павлович Лесневский достиг уже весьма солидного возраста. Но и спустя время после начала нашей дружбы испытываю чувство удивительное: я знакома с человеком, которого держал на руках его дед, барнаульский городской голова!..
Работа
До последнего времени о постбарнаульском периоде жизни Александра Лесневского было достоверно известно лишь одно: после 1919 года он перебрался в Новониколаевск. Но, оказывается, оставив пост городского головы, Лесневский более двух лет не жил в Барнауле, потому что служил в Полевом строительном управлении при Управлении путей сообщения: 30 апреля 1916-го был назначен «агентом по отчуждению земель по линии Псков - Полоцк», а 1 июня 1918-го «освобожден от службы за окончанием постройки».
Как известно, советской власти в том самом июне в Барнауле не было. При власти другой Лесневский потрудился в городе на постах заведующего губернской типографией, заведующего земельной частью уездного земельного управления, председателя Барнаульского отделения Военно-экономического общества. В последней должности он прослужил до середины декабря 1919-го, а потом «по распоряжению властей (понятно, каких?) эвакуировался вместе с магазином этого общества на Восток, на станции Ояш был задержан, возвращен в г. Н. Николаевск, где сдал властям магазин и по болезни остался в этом городе». Можно предположить, что А.А. Лесневский перенес тиф, ибо после болезни с февраля по апрель 1920 года он трудился писцом в новониколаевском «Чекатифе».
Юрий Павлович Лесневский родился в 1925 году и помнит деда – тот умер в 1934-м. В последние годы жизни, по словам внука, Александр Адольфович много болел. Доподлинно известно теперь, что в Новониколаевске наш герой тоже послужил на благо городу и обществу. Правда, должностей сменил немало: в сохранившемся документе есть описание его трудового пути до 1928-го. В Новосибирске Лесневский служил заведующим землемерно-технической частью Сибземотдела, инженером по планировке городов в Сибгоскомсоюзе, городским инженером, заведующим земельно-лесным отделом, инженером-землеустроителем, заведующим общим отделом Сибторга… И это еще не весь список! На каждой из должностей задерживался Лесневский от пары месяцев до года, в течение полугода был даже безработным. А два года из восьми описанных в документе лет провел в… местах не столь отдаленных.
Юрий Лесневский вспоминает, что немало претерпел его дед за тот самый дом, который нынче является объектом культурного наследия федерального значения. И хорошо, что семья Лесневских покинула Барнаул, иначе припомнили бы ее членам и царское, и якобы колчаковское прошлое Александра Адольфовича. Но, похоже, это самое прошлое догнало нашего героя. Ибо нельзя всерьез воспринимать причину его осуждения в 1923 году – «директором Правления (Сибторга. – Прим. авт.) был отдан под суд за большой расход по ремонту квартиры директора (!), был осужден по 108 ст. с лишением свободы на 2 года».
Семья
Первая дочь Лесневских, Мария, родилась в 1890 году. Но, судя по всему, она рано ушла из жизни – уже в документах барнаульского периода о ней нет упоминаний. Известно, что позже у Александра и Екатерины Лесневских родились два сына, Павел и Сергей, и три дочери – Екатерина, Антонина, Татьяна.
Что сталось с ними после революции? Антонина вышла замуж и уехала в Польшу. Дальнейшая ее судьба неизвестна. Павел работал техником, создавал проекты зданий Новосибирска – некоторые сохранились до нынешних времен. Екатерина вышла замуж за Александра Федоровича Ильина. Он был высокообразованным человеком, инженером, в начале двадцатых годов прошлого века служил управляющим в Управлении водопровода Барнаула. Татьяна, как рассказал внук Лесневского, вышла замуж за инженера Кряквина, жила и умерла в Москве.
На фотографиях конца двадцатых Александр Адольфович изображен рядом со своими детьми и внуками. Супруги же его на этих фото нет… У Юрия Павловича я увидела один и тот же семейный снимок в двух вариантах: на одном из них было вырезано изображение Сергея. «Да, в те годы многие так делали… Боялись!» – подтвердил мою догадку Юрий Лесневский. Существует легенда, что Сергей служил в «органах» и его заставляли подписать какие-то документы. Какие – мы можем догадаться. Сергей не согласился и покончил жизнь самоубийством…
Внуки и правнуки бывшего городского головы не запятнали чести фамилии. И что интересно, многие из них оказались натурами творческими. О Юрии Павловиче я уже упоминала, но не сказала, что он замечательный рисовальщик и литератор. Выдающимся кинооператором и писателем был другой внук Лесневского - Евгений Кряквин (одна из его книг есть в «Шишковке»). Правнучка Лидия – актриса, правнук Александр пишет стихи и песни.
Я не так давно начала этот новый поиск. И находки, касающиеся биографии самого Александра Адольфовича и его семьи, наверняка еще будут...
Светлана Тирская
Источник: https://www.ap22.ru/paper/Novaya-nahodka-o-sud-be-legendarnogo-barnaul-t...
Комментарии
Уважаемая Светлана.
Добавить комментарий