В Омске состоялся Межрегиональный круглый стол с участием 25 специалистов по сибирской тематике.
В конце января 2021 г. в Омской государственной областной научной библиотеке им. А.С. Пушкина в удалённом формате (на платформе Zoom) состоялся круглый стол «Фигура Ермака в исторической судьбе России и сибирских народов». Главным организатором выступила Тарская епархия Русской Православной Церкви, один из инициаторов мероприятия - писатель Василий Дворцов. Круглый стол шел 4,5 часа с участием 25 специалистов по сибирской тематике, из них шесть докторов наук, и десять кандидатов исторических наук. Что дает возможность с доверием отнестись к состоявшейся дискуссии.
Как было сказано в ходе общения: «Обращение к указанной теме и рассмотрение поставленных вопросов приобретает особое значение в условиях непрекращающихся атак на Ермака и его соратников, которые вопреки исторической правде и истине обвиняются в захвате чужих земель, истреблении коренных народов, насаждении чуждых российских порядков и других смертных грехах».
Некоторые тезисы докладчиков:
Кандидат исторических наук А.Ю. Конев (Тюмень, доклад «Сибирский путь Ермака в русском летописании XVII века»):
В Сибири нет более известной фигуры, чем Ермак.
Первоисточников сохранилось немного, наши знания опираются на летописи, которые были составлены спустя существенное время после самого похода. Одна из летописей до нас дошла в составе кунгурского летописца, которая была обнаружена Ремизовым и проиллюстрирована им.
Архиепископ Киприан, будучи человеком книжным, при устроении Тобольской епархии обратился к сподвижникам Ермака. Казаки по просьбе владыки Киприана составили, так называемое, написание. Оно до нас не дошло, не сохранилось, но следы его мы видим в синодике, который был сделан на основе этого написания, составленном по благословению Киприана, а может и при его участии для поминовения казаков положивших жизнь за веру православную. Казакам в это время было уже достаточно много лет. В синодике перечислены места сражений, места гибели и причины гибели людей. Некоторые исследователи считают, что Черкас Александров вел записи во время похода Ермака. Синодик долгое время хранился в Софийском соборе Тобольска. В первые годы советской власти он оказался в собрании Военно-исторического музея с позднейшими вставками, исправлениями. Этот синодик сохранился всего в одном экземпляре, в отличие, например, от Есиповской летописи. Большинство исследователей никогда его не видели и знают только по опубликованному тексту в полном собрании русских летописей.
В 1636 году знаменитый Савва Есипов, опираясь на синодик, составит знаменитую Есиповскую летопись. В ней поход трактуется как Божиим промыслом свершившееся предприятие, смысл которого состоял в том, что победа Ермака и его дружины над сибирским ханом состоялась, дабы привести этот край под скипетр держательства православных русских царей.
К слову колонизация отношусь вполне нормально, колонизация - это заселение, продвижение, освоение. И историки ХIХ века не чуждались этого слова.
Доктор исторических наук Д.М. Володихин (Москва, доклад «Государственное продвижение в Сибирь после Ермака как проект аристократической партии Годуновых и Романовых»):
Поход Ермака - масштабное проведение разведки боем, которая привела к обвалу вооруженных сил Сибирского ханства. Но закрепиться в Сибири эта линия экспансии, линия казачья, линия «промышленников» не давала. От Ермака Москва получила информацию, что такое Сибирь, какие перспективы она открывает и насколько она России может быть полезна. В середине 1580-х гг., при царе Федоре Ивановиче началось масштабное государственное освоение Сибири, главным элементом которого стало строительство городов. Эти русские форпосты имели значение «якорей России» в Сибири.
Одним из важнейших событий русского продвижения на восток в конце XVI века стал поход князя А.В. Елецкого.
Князь Елецкий получил колоссальное войско, ни с чем не сравнимое в истории освоения Сибири конца ХVI – начала ХVII века. Ни Ермак, ни В.Б. Сукин (строитель Тюмени), ни А.М. Воейков (победитель Кучума) не располагали таким количеством воинской силы. Этот поход - феноменальный по своему масштабу. Результатом стало строительство Тарского городка - форпоста России в Западной Сибири, из которого можно было вести эффективную борьбу с Кучумом. На Андрея Васильевича Елецкого в Москве делали особую ставку. Он является тестем Ивана Годунова. Воевода незаурядный, к тому времени уже зарекомендовавший себя победным Черниговским походом на Литву, здесь он выступил в роли человека, которому доверяют на вершинах власти – как брачному свойственнику Годуновых.
Мы и в других случаях видим родственную или социальную связь между ведущими полководцами, администраторами, отправлявшимися в Сибирь конца XVI века, и аристократической «партией» Годуновых-Романовых.
Часто говорят, что движение в Сибирь - народное: народ пошел, казаки сдвинулись, за ними пошли крестьяне и т. д. Но я бы хотел обратить внимание, прежде всего, на государственную инициативу закрепления России в Сибири - строительство городов, укрепленных пунктов, храмов, приложение больших финансовых и военных усилий. У этих правительственных решений есть авторы. Существовала среда русской политической элиты, которая разрабатывала эти решения и проекты их осуществления. По всей видимости, их коллективным автором стала боярская партия Годуновых и Романовых с примкнувшим к ним дьяческим семейством Щелкаловых, многочисленными родственникам и брачными свойственниками. Она располагала для этого достаточным политическим весом и влиянием на державные дела.
Доктор исторических наук А.П. Ярков (Тюмень, доклад «Ермак и Кучум в точке бифуркации сибирской истории»):
Иногда звучат в научных докладах слова-образы: «захват», «завоевание»… т. е. присутствует терминология досоветского времени. Что простительно ученым и публицистам ХIХ века, то недопустимо в ХХI веке. Сибирское ханство не закончилось со взятием Искера: оно продолжало юридически существовать до 1670 года. И пусть даже не на всей территории Сибири, но по правилам престолонаследия ханы сибирские правили. Хотел бы всем адресовать пожелание: быть внимательным к тому, как изложенный в статьях и книгах процесс вхождения территории Сибири (в варианте «завоевания») воспринимают другие люди.
Необходимо переосмысление роли Кучума и Ермака: это равнозначимые, равновеликие фигуры сибирской истории. Они не были идеальными. Но, пройдя «точку бифуркации» социум в 1560-1580 годах под руководством этих харизматичных лидеров изменил «мир Сибири». С этого момента можно говорить о смене темпоритма сибирской истории.
8 ноября 2021 года будет отмечаться «День Сибири» в память о событиях 440-летней давности, но без устаревшего «завоевание». При освоении этого края был найден альянс разнонаправленных тенденций, но учитывающий интересы разных групп населения.
Кандидат исторических наук Н.Г. Суворова (Омск, доклад «Образы Ермака в российской исторической науке»):
Ермак – один из немногих сибирских персонажей, на который современный студент отзывается. Его знают, реакции на него подвижны, изменчивы.
Историческая персона больше, чем реальный персонаж. Факты биографии дополняются образами, которые спровоцированы ожидаемыми реакциями, которые возникают в рамках определенного политического, социального сценария.
Мой учитель, доктор исторических наук Анатолий Викторович Ремнев, показал влияние на формирование образа национального героя не только государственной идеологии, но и различных оппозиционных официальной идеологии групп: славянофилов, революционеров-народников. Был отмечен и кардинальный пересмотр в татарской и казахстанской историографии фигуры Ермака. Этот пересмотр рассматривается в рамках постколониального подхода и новых национальных нарративов. Поход Ермака в них видится как казачий набег с целью грабежа, с героизацией уже не самого Ермака, а сопротивляющегося ему населения; Один из распространенных приемов в постколониальных сюжетах – виктимизация судеб сибирских народов в роли жертв империи.
Фактов о Ермаке очень немного, по ним сложно или почти невозможно реконструировать личность Ермака. Не менее важны интерпретации этих фактов, мифы о нем и даже прямые фальсификации. Это обязательный элемент построения империи, реакция общества на исторические события, форма принятия действительности или желаемой действительности.
Кандидат исторических наук И.П. Каменецкий (Новосибирск, доклад «Сподвижники Ермака и их потомки на службе в Сибири в XVII веке»):
Как уже установлено историками, большая часть дружины Ермака погибла в сражениях с отрядами Кучума, а также от голода и холода во время осады их в Кашлыке. Оставшиеся в живых, казаки вернулись на Русь, но часть их вскоре вновь прибыла в Сибирь уже в качестве служилых людей «по прибору» в составе правительственных отрядов под началом воевод В. Сукина и И. Мясного и других военачальников. Среди них был один из самых известных атаманов Ермака Иван Гроза. Конные казаки, ставшие позднее сибирскими начальными людьми: голова тобольских служилых татар Черкас (Иван) Александров, прозвище Корсак, атаман пеших казаков Гаврила Ильин, тюменский атаман Гаврила Иванов, берёзовский атаман Алексей Галкин и другие «государевы» служилые люди.
О социальном и этническом происхождении их, как и самом Ермаке, и его дружинниках, можно лишь только догадываться и высказывать разные предположения, не отличающиеся, впрочем, большой достоверностью. Как известно, в «войске» прославленного атамана был весьма пёстрый, разнородный люд, именовавший себя вольными казаками, за которыми могли угадываться самые разные сословные и этнические группы. Наряду с явным преобладанием в нем русских (великорусских) имен, встречались названия «черкас» и «корсак», которые имели как украинские, так и белорусские корни, выходцы из Литвы и даже Центральной Европы (Матьяш Угренин – венгр).
Войдя в состав правительственных войск, и связав свою дальнейшую судьбу с Сибирью, бывшие соратники Ермака не растворились в ней бесследно, а стали заметными фигурами в сибирском служилом мире, а их потомки заняли почетное место в среде местной служилой аристократии. Являясь надежными проводниками правительственных указов, они немало сделали в деле возведения первых городов и острогов за Уралом, заведении пашни, организации промыслов, обороны новых русских владений, установлении контактов с коренными жителями и посольских связей с другими народами. Многие из них стали основателями сибирских служилых династий, представители которых продолжили их нелегкую службу и внесли немалую лепту не только в дальнейшее развитие Сибири, но и в сохранение исторической памяти в освещении событий «сибирского взятия», дошедшую до наших дней.
Епископ Тарский и Тюкалинский Савватий (Тара, доклад «Национальный воспитательный идеал и образы исторических личностей Сибири»):
Есть образ Ермака в литературе, в науке, есть народный образ, оставленный в фольклоре. И есть образ Божий в самом Ермаке.
Человек - это не только то, что ему удалось воплотить в своей жизни, но и та цель, которой он следовал. Где-то побеждал, где-то цель оставалась недостигнутой. Но Бог смотрит на сердце человека. И я как служитель Божий, пусть и недостойный, призван Божиим зрением посмотреть на историю освоения Сибири.
Пути Господни непостижимы, не призываю гадать, что видит Бог, а побуждаю добросовестного исследователя поставить себя пред Божиим взором. Не исторические личности подгонять под свои взгляды, а нам, сибирякам, себя изменять в направлении, предназначенном Богом для Сибири и ее жителей.
Ермак жил в то время, когда иностранцы говорили, что все страны граничат с другими государствами, а Россия граничит с Небом. Если мы хотим углубиться в познание личности Ермака, который вдунул дух Святой Руси в Сибирь, то нужно вдуматься в мироощущение святых.
Преподобный Ефрем Сирин говорил, что исправить в себе грех - это выше, нежели взять город приступом или воскресить из мертвых. А значит для немолодого христианина Ермака и его казаков было важнее победить во внутренней борьбе, чем совершить внешние победы. Для них эти ориентиры были важны при принятии решений. Об этом говорит народный фольклор Сибири. И мы не можем отвергать прозорливость народа.
Суворов сказал: «Победи себя самого и будешь непобедим!» Ермак говорил: «Труса стрела врага достанет даже в Царстве Небесном». Любовь - это жертва. Бывало, казаки поступали по слабости человеческой, но в важных вопросах они руководствовались голосом совести, жертвенностью и любовью. И потому освоение Сибири отличалось от колонизации Америки и тем более Африки. Именно этого европейские историки простить нам не могли, что отразилось в их сочинениях. Мы должны это учитывать, формируя образ исторических событий и личности Ермака.
Историк-писатель В.В. Дворцов (Москва, доклад «Меж Бухарой и Москвой, перспективы сибирского самодержавия»):
Не может быть никакой частной промышленной воли при Иоанне Васильевиче Грозном. Аника Строганов верой и правдой служил Государю, будучи опричником первого набора. Ермак не мог быть казаком-разбойником, потому, как закончив задание боевое, он перешел к решению управленческих задач, сделав из казаков чиновников. Ермак даже погиб, потому как спешил на помощь к бухарским купцам, которых кучумовцы не пропускали на Русь. Он решал государственные задачи.
Титул Царь сибирский впервые упоминается в титуле императора Петра I, до этого: «Всея сибирской земли и северных стран повелитель». То есть, по европейским и российским представлениям ХVI века, земли Западной Сибири – точнее, проживавшие на них народы, не находились под управлением легитимной династии.
Судьбу Сибири решили Москва и Бухара относительно активности Англии, торговые компании которой искали через Обь, Иртыш прохода в Китай. Абдулла-хан 20 лет восстанавливал Великий шёлковый путь, и попытка англичан выйти к Китаю на судах, стала угрозой главному делу его жизни. И Бухаре было выгодно, чтобы Москва встала против англичан. Поэтому бухарцы не помогли Кучуму.
На то время в Евразии было два высочайше образованных правителя: это наш государь Иоанн Грозный, который, кроме государственных преобразований, сам писал стихи, сочинял музыку и правитель Бухары Абдула-хан, который тоже писал стихи и собирал вокруг себя всех мудрецов. То есть, мы видим начала не просто империй, а цивилизаций. Цивилизация – сложение единой сверхнациональной, с собственными матрицами самовоспроизводения, оригинальной культуры.
Орда, собираемая Кучумом на основе воинской силы, была уже архаикой. Судьба государственных образований, которые оказались между двух мощных цивилизационных очагов – примыкать то к одной стороне, то к другой. Яркий характер, сильный человек, жесткий... не ломающийся…. Но он опоздал: империи уже не строились саблей. Кучум сумел поссориться и с Москвой и с Бухарой. И как правитель стал для них нелегитимен. Поэтому никаких перспектив на самостоятельность у Сибири не было. Была Земля, не было Царства.
При всём удобстве объяснять прошлое материальными интересами, надо понимать, что историю вершили религиозные личности. Вера – сильнейшая мотивация, объясняющая многие непонятные материалистам события. Давно и остро назрела необходимость учреждения постоянно действующих историко-философско-религиозных лабораторий, переосмысляющих всё произошедшее на территории Сибири за шестьсот-четыреста лет именно с надвременно религиозной позиции. Нужно очистить образы и раскрыть символы национальной памяти в свете понимания воплощения Божьего промысла о мировой миссии нашей многонациональной, разноконфессиональной и цивилизационно единой России.
Кандидат исторических наук С.Н. Корусенко (Омск, доклад «Кучум и Ермак в устных преданиях татар Западной Сибири»):
На протяжении более тридцати лет омскими этнографами совершались ежегодные экспедиционные поездки к татарам Западной Сибири. В каждой экспедиции осуществлялся сбор исторических преданий и легенд, бытующих в разных населенных пунктах, в которых представлена история возникновения деревни, особо почитаемые места и в целом события из жизни народа. В данной работе анализируются исторические предания, в которых имеется информация о Кучуме и Ермаке.
Так, в 1976 г. в д. Утузы Тевризского района Омской области у Н.Р. Маликова (1900 г.р.) была собрана информация о возникновении деревни Утузы: «Татары бежали от Ермака и поселились на берегу Иртыша. Сначала их было всего 2 или 3 человека. Они выкопали землянку и стали жить в ней. Сначала они боялись других людей и стреляли в них из лука. Но потом они перестали бояться, и к ним присоединилось еще несколько человек. Когда их стало много, они перешли на место нынешней деревни Утузы и построили 30 избушек, а так как домов было ровно 30, то и деревню назвали Утузы. Слово «утуз» обозначает «тридцать» на татарском языке». В данном рассказе основное внимание обращено на обоснование названия деревни, однако примечателен первоначальный момент рассказа – «татары бежали от Ермака», т.е. именно этот момент стал ключевым в образовании данного населенного пункта.
К этому же блоку примыкает следующее повествование, которое изложил К. Абульхасанов (д. Усманка, Кыштовского района Новосибирской области, 1977 г.): «Тут в 50 км от нас живут аялинские татары. Название Аялу получилось так. Когда Кучум хан воевал тут с Ермаком, он его утопил в реке Таре. Так вот, когда Кучум хан отсиживался здесь, он звал местных татар аялинских с собой. Говорит: «Пойдёмте ребята, здесь не наша местность будет. Нам в дальнейшем жития здесь не будет, давайте в Самарканд поедем». А эти люди аялинские говорят: «Мы тут аялу на зверей поставили. Идите вперёд, мы вас догоним». Обманули Кучума. А Кучум проклял их: «Ну и оставайтесь здесь аялыми». Потом отсюда приглашал татар ехать дальше. Некоторые не хотели отсюда уезжать. Говорили: «Бар, бар, бар, барабар. Мы потом барарум». Кучум сказал: «Вот если вы не хотите ехать, оставайтесь здесь барабой». Вот отсюда и пошло название бараба. «Идите вперёд, мы приедем». Кучум их проклял и сказал: «Оставайтесь барабой». Которые так и пошли, а которые остались. Надоело им кочевать. Кучум хан воевал, кочевал. Потомки его некоторые здесь ещё живут километров в 200 отсюда на севере, его народ, они называются остяками».
Данные рассказы интересны прежде всего тем, что они являются пересказом о Кучуме в котором изложено происхождение родоплеменных групп сибирских татар – аялы, туралы, курдак и бараба.
В д. Барабинка Томского района Томской области в 1970 г. М.Ш. Абанеев рассказал следующее: «В 1582 г. Ермак перешел через Урал. Европейский материк, Украину, Белоруссию до этого завоевал, и Иван Грозный послал его в Сибирь. Ермак подошел к Тобольску. Кучум-хан боялся его, разведка сказала об огнестрельном оружии белого царя. Дочь Кучума была невеста и сказала, что пойдет к Ермаку, чтобы выйти замуж, для того чтобы спасти родителей. Она пришла к Ермаку и свое согласие сказала, просила не убивать отца, и она с ним будет жить. Ермак согласился и лег спокойно спать на ночь. Отряд Кучум-хана напал на них. Ермак не устоял, поплыл через Иртыш и не дошел до того берега. Дочь вернулась домой назад».
Кандидат исторических наук Г.С. Зайцев (Тюмень, доклад «Работа центра региональных справочных изданий ТюмГУ по созданию «Народной Энциклопедии «Ермак»):
Координационный Совет по изучению истории и культуры казачества Урало-Сибирского региона при Центре региональных справочных изданий Тюменского государственного университета, работает над изданием первой в истории страны «Народной Энциклопедии ”Ермак”». Собираются фольклорные материалы, былины, мифы, различные письменные свидетельства. Были изданы: краткий исторический справочник «Ермак – гордость России» и энциклопедический словарь-справочник «Ермак». К продолжению этой работы приглашаем всех желающих.
Мы намеренно отказались от бюджетного финансирования и как наши предки собирали пожертвования на строительство храмов, так и мы начали сбор денег на этот проект, кто окажет финансовую помощь, будет отражён в этой энциклопедии отдельной леммой: «Благотворители НЭЕ». Уже собрано около 800 тыс. рублей.
Кандидат юридических наук, В.И. Степанченко (Салехард, доклад «Роль общественного Научного Координационного Совета по изучению истории и культуры казачества Урало-Сибирского региона при Центре региональных справочных изданий Тюменского государственного университета в популяризации деяний Ермака во Славу Сибири и России»):
До революции прошлого века практически в каждой сибирской избе обязательно висел портрет Ермака Тимофеевича, а в Тобольских храмах поминали казаков. Особое отношение к Сибири было выражено в решении императора Александра III: в 1881 году, в честь 300-летия вхождения Сибири в состав России, 26 октября (8 ноября по н. ст.), день, когда казаки атамана Ермака вступили в столицу Сибирского ханства стал отмечаться как праздник «День Сибири». Отмечался ежегодно до 1919 года не только в Сибири, но и других регионах страны. В настоящее время его возрождают в Тюмени, Салехарде и ряде других сибирских городов и сёл. Хотелось бы, чтобы празднику был придан статус государственного дня. Предлагаю отметить это в нашей резолюции.
Ермак погиб, при этом, возможно ли установить место его захоронения, кто он и откуда? Имеющиеся сведения разнятся и зачастую не несут исторической и правовой подлинности. Но, возможно настало время для проведения работы по изучению перспективы и сбору соответствующих материалов для причисления Ермака к лику русских святых? Это ещё одно предложение в резолюцию.
Одним из главных направлений, является научная проработка и популяризация деяний Ермака во Славу Сибири и России. Нами поставлена цель, – издать на народные средства, первую в истории страны «Народную Энциклопедию” Ермак”», подобно тому, как испокон веков, миром строили храмы. Работа продолжается. Фамилии благотворителей планируем опубликовать в энциклопедии. К этой деятельности приглашаем всех желающих. Возможно, и это также стоит отразить в резолюции круглого стола.
Кандидат исторических наук А.Г. Селезнев (Омск):
Искреннее удовлетворение за тот круг интеллектуального общения, который мы слышим. Сегодня очень профессиональный высокий с научной точки зрения уровень докладов. Настолько высокого качества ведутся исторические исследования…просто бальзам на душу и чувство глубокого удовлетворения, как говорили в старые добрые советские времена.
Если говорить об этносе Ермака, совершенно очевидно, что образ смещается из исторической плоскости, из плоскости реального исторического деятеля Ермак становится предметом антропологического исследования в смысле социокультурной антропологии. Ермак – это символ, образ, миф, легенда и предание. Реальная биография требует исследования. Шоком было, что такая важная вещь, как поиск места захоронения Ермака возникла через 400 лет после смерти.
То, что мы дискутируем о возможности цензуры - тревожный симптом.
Кандидат исторических наук А.Ю. Конев (Тюмень):
Никакие термины мы не исключим, тогда надо всех ученых запретить.
Фигура Ермака не должна стать преткновением и противоречием между нами - разными людьми, разными этнически и социально разными. Казачество было не только русским, было и татарским. Нам не нужен пожар в Сибири. Надо находить возможность для межнационального, межкультурного обмена, чтобы мы смогли и молодежи нашей показать, как это можно сделать и на этом языке решать наши проблемы.
Снизить градус политики и дать возможность максимально говорить ученым.
Л.И. Рыженко (Омск):
Совершенно выпадает из исторического исследования азиатская часть. Взаимоотношение Ермак и Кучум – это короткий, хотя и значимый эпизод, а вообще-то это был длительный процесс, связанный с политическим взаимоотношением государств. Сибирское ханство стояло на защите северных государств от кочевников. И когда оно было включено в ареал России, то Москва вынуждена была взять на себя эту функцию. Ее нельзя узко рассматривать, надо рассматривать с точки зрения более глобальных политических процессов.
Элита этносов включались в элиту России, в этом разница. Да, Кучум не согласился покориться, но кучумовичи все верой и правдой служили России.
Кандидат исторических наук И.Ю. Юрченко (Москва):
Подобные встречи чрезвычайно важны. Такие межрегиональные площадки представляют огромный интерес. Должно иметь продолжение и публикация материалов. Восхищение и поддержку Владыке Савватию о разделение ответственности между церковью и учеными. Ермакова история – точка опоры в истории Сибири, России и татарской истории.
Модераторами круглого стола выступили: доктор экономических наук Ю.П. Дусь (Омск) и заместитель директора по науке Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина А.П. Сорокин (Омск).
Новизна этого мероприятия в том, что научное собрание было организовано Русской Православной Церковью. Круглый стол подтвердил назревшую необходимость изменения сложившейся парадигмы историографии – оценки и трактовки событий только с точки зрения материализма, без учёта религиозных мотиваций поведения ведущих исторических деятелей. Чисто материалистические трактовки подвига Ермака служат ярким примером несостоятельности такой точки зрения, не способной объяснить многое из произошедшего 400 лет назад на территории Западной Сибири.
Понимание ортодоксальной религиозности мировоззрения самого Ермака, а так же остальных участников тех мировых изменений – царей Иоанна IV Васильевича Грозного и Фёдора Иоанновича Рюриковичей, Бориса Годунова, великого хана Бухары Абдуллы II, опричников Строгановых и сибирского хана Кучума - позволяет ввести в научный оборот дополнительные материалы и чёткие критерии, основанные на непресекающихся религиозных традициях, позволяющие более точно выстраивать иерархию достоверности свидетельств и реконструировать события эпохи.
На круглом столе прозвучали предложения о развитии межрегионального сотрудничества учёных и практиков сибирского и других регионов страны в деле сохранения исторической памяти об освоении Сибири и её первопроходцах. Считаем мероприятие состоявшемся и предполагаем провести в апреле подобное по формату и составу участников (тема обсуждается).
В августе-сентябре Тарская епархия планирует приглашение специалистов сибирской тематики на круглый стол в традиционном живом формате на площадке духовно-патриотического центра «Застава Ермака» (с. Екатерининское Тарского р-на) в рамках исторического форума «Пространство Сибири». Итоговым документом круглых столов станет выпуск сборника научных материалов в помощь преподавателю сибирского компонента истории.
Добавить комментарий