Корейцы в Сибири: особый народ Корё-сарам

© gorsovetnsk.ru. Визит делегации корейского Тэджона в горсовет Новосибирска

Большинство сибиряков знает легенду российского рока — группу «Кино» и Виктора Цоя. Он — кореец, хотя по-корейски его фамилия звучит как Чхве. Фирмы Samsung и LG в особом представлении не нуждаются. Сибирские города тесно сотрудничают c корейскими фирмами, побратимом города Новосибирска является южнокорейский город Тэджон — научно-техническая столица современной Южной Кореи, а инновационная продукция Томского государственного университета продается на южнокорейских рынках.

О том, как корейцы попали в Сибирь и как живут здесь сейчас, рассказывает главный редактор научно-исторического журнала «Сибирский Архив», доктор исторических наук Владислав Кокоулин.

— Когда корейцы впервые появились в Сибири и на Дальнем Востоке?

— Давайте вспомним географию: Корея — небольшая по размерам страна, в основном, гористая. Климат благоприятный для земледелия, но большое количество народа обеспечить продуктами просто невозможно. Поэтому когда в начале XIX века население Кореи достигло 18 миллионов человек, им пришлось искать новые земли для переселения.

Выход был найден — на другом берегу реки Туманган располагались обширные владения Российской империи, которая как раз страдала от недостатка тех, кто мог осваивать свободные земли. Поэтому ранней весной корейцы, собрав нехитрый скарб, вместе с семьями переходили по толстому льду реку и начинали обрабатывать пустующие земли.

Как мы помним, китайцы и японцы переселялись на территорию Российской империи поодиночке и небольшими группами расселялись по Приморью и Приамурью, а затем продвигались в Забайкалье и Сибирь. Корейцы, напротив, селились компактными сельскими поселениями вдоль всей границы с Кореей.

После заключения в 1858 году Айгуньского и в 1860 году Пекинского договоров Приморье вошло в состав Российской империи. К этому времени на этой территории уже проживало 113 семей корейцев, которые вскоре получили российское подданство и не считались иностранцами в отличие от тех же китайцев.

А далее после каждого стихийного бедствия в Корее, которое грозило смертью от голода, на территорию Российской империи переселялась очередная волна корейцев. В итоге к 1884 году в Приморье оказалось свыше 9 тысяч корейских эмигрантов. Потом последовала политическая миграция, когда Япония начала захват Кореи. Параллельно проходила крестьянская миграция. И в итоге к 1910 году на территории Российской империи проживало уже более 50 тысяч корейцев, а к 1917 году — более 100 тысяч. Что касается Сибири, то переселение небольших групп корейцев было зафиксировано в период Русско-Японской войны 1904 — 1905 годов, часть корейцев оказалась в составе японских военнопленных и была отправлена на Урал и в Сибирь. Но их количество было незначительным.

По данным переписи 1926 года в Сибирском крае было всего 678 корейцев (из них в Иркутском округе — 189 человек, в Канском — 170 и в Бурят-Монгольском — 89 человек). Что касается крупных сибирских городов, то в Новосибирске было всего 47 корейцев, в Барнауле — 7, Рубцовске — 12, Бийске — 8 человек.

— Были ли отличия в хозяйственной деятельности китайцев и корейцев?

— Конечно. Китайцы в основном занимались нелегальными видами экономической деятельности — скупкой намытого золота, контрабандой и так далее. Не брезговали они и разбоем — китайских разбойников в те годы называли хунхузами. Правда, грабили они в основном своих — китайцев и маньчжуров.

Корейцы же занимались сельским хозяйством фермерского типа или нанимались на различные работы в качестве чернорабочих. Правда, российское правительство очень скоро поняло, что бесконтрольная эмиграция корейцев может привести к тому, что на территории Приморья возникнет маленькая Корея, поэтому туда стали направлять русских крестьян, которым отдавали лучшие земли. Но корейцы и здесь нашли выход — они стали арендовать землю у русских крестьян и казаков, которые закрывали глаза на растущий беспаспортный поток корейцев.

Количество корейцев продолжало расти, и часть из них устремилась во Владивосток, где они устраивались на работу в качестве грузчиков и чернорабочих. И хотя корейцы составляли всего 3% населения Владивостока (китайцы, например, 25%) — они создали в городе свой обособленный квартал, который так и назывался «Корейка».

Кстати, на Алтае в середине 1920-х годов возникло небольшое поселение, которое так и называлось «Новая Корея», но большую часть его жителей составляли не корейцы, а местные жители. Однако в этом селе долгие годы работала корейская школа. Известна корейская община в посёлке Чёрные копи в Хакасии, которая сформировалась за счёт корейских партизан, воевавших с японцами. Много корейцев оказалось в Иркутской губернии, где они устраивались чернорабочими на золотые прииски.

— Что изменили в судьбе российских корейцев революция и Гражданская война?

— Корея в это время находилась под японской оккупацией, и многие корейцы связывали освобождение родины с победой красных на Дальнем Востоке. Поэтому они очень охотно вступали в состав интернациональных частей Красной Армии. Вместе с венграми, чехами, немцами, поляками и китайцами корейцы сражались с белыми на Урале и в Сибири в составе 1-го Интернационального коммунистического полка. В освобождении Иркутска от белых вместе с частями 5-й Красной Армии участвовал партизанский отряд Сун Фу, в котором было 800 китайцев и 200 корейцев. В феврале 1920 года сюда же с золотых приисков Охотска прибыл корейский партизанский отряд под командованием Ким Ынне, который привёз с собой 12 пудов золота и передал их командованию 5-й Красной Армии. Всего же в годы Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке сражалось 30 корейских партизанских отрядов, которые в 1921 году были преобразованы в Корейское революционное войско численностью около 6 тысяч бойцов.

Однако мировая революция не разгорелась и не перекинулась на Корею. В итоге большинство корейцев остались жить в Сибири и на Дальнем Востоке.

— Власть против этого не возражала?

— Советское правительство решило поддержать корейцев, предоставляя им лучшие земли в Приморье. В итоге они стали самыми активными сторонниками Советской власти. В 1920-е — начале 1930-х годов особенных изменений в жизни корейских переселений не происходило, но в середине 1930-х годов НКВД стало фабриковать многочисленные шпионские дела, в которых корейцы фигурировали как «шпионская агентура Японии». В итоге в 1937 году было принято решение о выселении корейцев из Приморья в Среднюю Азию. Они оказались в очень сложных условиях и многие из них погибли в ходе депортации. Незадолго до войны с Японией корейцы были взяты на учёт в качестве спецпереселенцев. В это же время исчезли и корейские поселения в Сибири.

Если же в целом говорить о численности корейцев в Сибири, то она продолжала оставаться незначительной. Так, по данным переписи 1939 года, на Алтае проживало 128 корейцев, в Иркутской области — 623, Красноярском крае — 809, Омской области — 236, а в Новосибирской (в нее включались в те годы современная Томская и Кемеровская области) — 339 корейцев.

Потом последовала война, послевоенный возврат Южного Сахалина СССР, возможность после смерти Сталина получить паспорта и сменить место жительства. Корейцы активно воспользовались этим и устремились в Сибирь, где можно было получить образование и работу. Например, в Томске первые корейцы появились в 1950-е годы, когда в томские вузы поступило 10 корейцев. Впоследствии они остались в городе, и их потомки живут там до сих пор.

Но, конечно, численность корейцев по-прежнему оставалась небольшой. Например, в Новосибирской области в 1959 году числилось 504 корейца, в 1989 году — 1 264. В Томской области в 1959 году — 205 корейцев, в 1989 году — 1 012, в Омской области — 178 и 425 соответственно. Росту численности препятствовало то, что корейцы вступали в смешанные браки и их дети и внуки уже корейцами не считались.

— Удалось ли корейцам сохранить в России свою культуру?

— За время проживания в России корейцы образовали новый этнос, который называется корё-сарам (корейский человек). Этот этнос старается поддерживать свои традиции, но родной язык большинство российских корейцев уже утратило.

Сегодня российские корейцы изучают корейский язык, но, как это парадоксально не звучит, русские изучают корейский язык с большим энтузиазмом; многие ради того, чтобы смотреть южнокорейские фильмы, слушать южнокорейскую музыку, читать южнокорейские комиксы и т. д.

Из культурных обычаев лучше всего сохранились традиции в еде. Корейцы в Сибири как и их соплеменники в Корее — предпочитают рис с соевой пастой, которая у корейцев называется тяй. Также корейцы готовят острое блюдо кимчи из пекинской капусты, заквашивая её с перцем и специями. Что касается моркови по-корейски, то это вынужденное изобретение российских корейцев — поскольку пекинской капусты в СССР не было, то корейцы приспособились вместо неё использовать морковь. В современной Корее моркови по-корейски не делают.

Конечно, самыми яркими проявлениями корейских традиций являются национальные праздники, которые российские корейцы с удовольствием празднуют. Традиционными праздниками является Толь — праздник в честь первого дня рождения ребёнка, поскольку считается, что именно в этот день можно определить его дальнейший жизненный путь. Ребёнку одевают новый ханбок — традиционный корейский костюм и предсказывают его будущее.

— И как же это происходит?

— Перед ребёнком раскладывают рис или деньги (которые символизируют богатство), кисть и письменные принадлежности (символизируют будущую карьеру учёного), иглу и нить (символы мастерства). К каким предметам ребёнок потянется — такова и будет его судьба. Интересно, что сейчас среди корейцев стали популярны профессии стоматолога и программиста, поэтому традиционный набор предметов обязательно включает зубную щётку и компьютерную мышь.

Другой праздник жизненного цикла корейца -Хвангаб: на 60-летие корейца (5 зодиакальных циклов по 12 лет) приходят все родственники и подводятся итоги жизни. В основе этих праздников лежит традиционное корейское мировоззрение, опирающееся на нормы конфуцианства и архаичное почитание предков.

Отмечается и корейский Новый год — Соллаль — его празднуют по лунному календарю. В этот день все родственники собираются вместе, младшие приветствуют старших новогодним поклоном, затем следует церемония поминовения предков и игра в традиционные корейские игры — корейскую версию футбола и запускание красочных воздушных змеев.

— Можете назвать самых известных корейцев, которые жили и работали в Сибири?

— Пожалуй, в каждом крупном сибирском городе есть уважаемый всеми человек с корейской фамилией… Начнем с Кимов: первый заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, заместитель губернатора Кемеровской области, заместитель мэра города Новосибирска, епископ Кызыльский и Тывинский Русской Православной Церкви, главный редактор «Сибирского агентства новостей», крупный российский предприниматель и банкир. Весьма популярная фамилия Тен — был первый вице-премьер правительства Республики Тыва, а в Госдуме вообще появилась династия Тенов: отец и сын. Фамилия Пак тоже имеет широкую географию: мэр Невельска (Сахалинская области), депутат Новосибирского заксобрания, вице-президент Всероссийской федерации карате-до, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники Красноярского государственного педагогического университета

А еще в списке есть заместитель губернатора Таймырского автономного округа Лонгин Хан, замгубернатора Кемеровской области по вопросам социальной политики Валерий Цой, руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области полковник юстиции Юрий Дин, заведующий лабораторией физики нелинейных сред Института физики прочности и материаловедения СО РАН Юрий Хон и много других

Беседовал Владимир Кузменкин

16 Май 2021

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image