ШАМАНИЗМ (шаманство), форма религии, или культ, центр. идеей к-рого является вера в необходимость особых посредников между человеч. коллективом и духами (божествами); этих посредников (шаманов) избирают, делают людьми особого рода и обучают сами духи. Обязанность шаманов – служить духам и с их помощью охранять от бед своих соплеменников. Шаманы общаются с духами в состоянии экстаза. При этом дух-покровитель может сливаться с шаманом в единое целое (воплощаться в нем); душа шамана может оставить тело и отправиться в иные миры в облике самого шамана или к.-л. духа-покровителя (помощника). Считается, что помощь духов наделяет шаманов сверхъестеств. силами, вследствие чего они способны обеспечивать удач. промысел, предсказывать будущее, отвращать несчастья, находить пропажи, узнавать причины болезней, лечить больных и т. д.
Важная обязанность шамана – провожать души умерших в загробный (обычно подземный) мир. Ш. возникло в глубокой древности, возможно, уже в палеолите. Оно должно было сложиться вскоре после того, как сформировалась вера в духов (анимизм). Этногр. материалы представляют Ш. как религ. культ, известный у разных народов Земли, находившихся на низких ступенях обществ. развития. Шаманы были у австрал. аборигенов, у семангов и кубу, у ботокудов и огнеземельцев. По-видимому, в разных формах Ш. было общей стадией, пройденной некогда всеми народами мира. В зависимости от уровня развития об-ва Ш. занимало неодинаковое место в религ. деят-ти человеч. коллектива. На ранних стадиях, в условиях родоплем. строя, шаманский культ мог составлять основу религ. жизни об-ва. Позднее, с усложнением соц. отношений, с оформлением развитых политеистич. религий, возникает новый тип служителей культа – жречество, представители к-рого не претендуют на божеств. избранничество. В классовых об-вах Ш. отходит на задний план, теряет свое значение, у одних народов продолжает сохраняться как пережиточный, периферийный культ, у других исчезает совсем. Т. о., сама тенденция развития религ. воззрений человечества ясно показывает, что Ш. принадлежит к числу ранних форм религии.
Слово «шаман» вошло в мировую науку из языка эвенков через русский язык, в к-ром оно известно уже в XVII в.; в XVIII в. оно утверждается в зап.-европ. науке как термин. И.Г. Георги сделал одну из 1-х попыток теоретически осмыслить Ш. как раннюю форму религии: «Шаманский закон принадлежит в число древнейших вер. Он всех старее на Востоке и почитается корнем ламайского, браминского и других языческих толков» (1777). Вслед за И.Г. Георги Ш. считали древнейшей формой религии и мн. др. ученые (Н.Я. Бичурин, В.В. Радлов, Д. Банзаров, Ч. Валиханов и др.). Дж. Лёббок (1870) видел в Ш. одну из ранних стадий религии, к-рой, по его мнению, предшествовали атеизм, фетишизм, тотемизм. О происхождении самого слова «шаман» до сих пор идут споры. Высказывалось предположение, что «шаман» восходит к принесенному буддизмом санскрит. «шрамана» (монах), видимо, через его китаизир. форму «ша-мен»; эта гипотеза, однако, встретила решит. несогласие ряда специалистов, настаивающих на тунгус. (эвенкийском) происхождении слова, считающих, что иноязычное слово не могло проникнуть в шаман. культ (хотя в Ср. Азии и Казахстане широко известно назв. шамана «бакши», «баксы», восходящее к санскрит. «бхикшу», означающему духов. лицо в буддизме).
Особым ист.-культур. явлением Ш. делают мн. специфич. черты. Для Ш. характерна вера в теснейшую связь шамана с его духом-покровителем, к-рый нередко (а на ранних этапах, видимо, обязательно) представлялся в виде животного (птицы). Облик этого духа воспроизводила ритуал. одежда шамана. Облачившись в свой костюм, шаман сливался с духом-помощником, приобретал его свойства. Верования мн. народов Сибири, в частн. кетов, показывают, что возможности шамана ставились в прямую зависимость от того, какого из духов-животных мог воплотить в себе шаман. Со временем, когда число духов-покровителей (помощников) шамана стало увеличиваться, шаман стал обладателем разных костюмов; затем один и тот же костюм объединил в себе смешанные черты зверя-птицы. У мн. народов Евразии и Америки гл. священным предметом шамана был бубен; считалось, что без бубна достичь общения с духами нельзя. Древнейшая символика отражает понимание бубна как животного, кожей к-рого обтянут обод. Г.Н. Прокофьев (1930) открыл у селькупов обряд оживления бубна, впоследствии обнаруженный и у мн. др. народов Сибири; бубен мыслился ездовым животным шамана. Л.П. Потапов (1947) показал, что у саяно-алт. народов бубен понимался и как двойник шамана, его внеш. душа в облике животного. Шаман скрывал воображаемое местонахождение этого животного: если недруг «разыщет» и «умертвит» его, вместе с ним погибнет и сам шаман.
С Ш. связана и т. н. шаманская болезнь, проявлявшаяся, в частн., во вр. расстройстве психики; человек убегал из дома, совершал нелепые для окружающих поступки. Эта болезнь была вызвана верой в похищение души избранного стать шаманом человека духами. Духи помещают его душу в ином мире в укромном месте (у ряда народов Сибири – в ветвях гигант. «мирового» древа), выкармливают и закаливают. Потом избранника «пересотворяют». Его тело рассекают на кусочки, варят и едят его мясо, куют на наковальне части его тела и т. п., а затем воскрешают, после чего шаман уже не принадлежит к числу обычных людей. В своих галлюцинациях будущий шаман переживал свое мучит. «пересотворение», постигал тайны иных миров. Духи-покровители водили его по царству духов и божеств, приобщая к миру высш. существ, объясняли смысл увиденного, готовили к роли шамана. Болезненное состояние шамана, вызванное его верой в свое пребывание в мире духов, длилось порою неск. лет. Представления о необходимости для шамана пройти через муки и смерть и затем воскреснуть имеют ист. связь с древ. обрядами возрастных инициаций. «Шаманская болезнь» воспроизводит в галлюцинациях действия, некогда совершавшиеся на самом деле или символически в обряде инициации, и являются по своей функции заменителем ритуала посвящения.
«Шаманская болезнь», как и ритуал. экстаз шамана, дала основания для гипотезы, что шаманами становятся нервнобольные люди, истерики, эпилептики – одним словом, люди с патологическими отклонениями в психике. Начиная с кон. XIX в. это убеждение возобладало в мировой науке и оставалось господствующим почти столетие. Сегодня эта гипотеза выглядит несостоятельной. Ш. может быть правильно понято только, если его рассматривать в контексте общей для всего народа культуры. В основе деят-ти шаманов лежат сложившиеся в древности культур. стереотипы, к-рые обнаруживаются в обрядовых атрибутах и действиях, в призываниях, в образах духов, в особенностях повседневного и ритуал. поведения шаманов, а также и в «шаманской болезни», проявления к-рой обусловлены культур. традициями. Переживания шамана во время «шаманской болезни» связаны с верой в духов и являются результатом самовнушения, воспроизводящего культур. стереотип. Шаман «нормален» и здоров в такой степени, что способен осуществлять свою ритуальную деят-ть в соотв. с обычаями и ожиданиями окружающих.
Стать хорошим шаманом мог далеко не каждый, для этой профессии требовались особые наклонности и способности: вера в свое избранничество, развитое воображение, хорошая память и мн. др., вплоть до поэтич. дара и умения владеть гипнозом. Кроме того, шамана должен был признать коллектив, в противном случае его посреднич. деят-ть служителя культа оказывалась невозможной. Особые дарования шамана ярче всего проявлялись во время его общения с духами – при исполнении обрядов (камлание), изображавших путешествие шамана в иные миры или земли. Шаман совершал обряд в ритуал. костюме под сопровождение бубна или др. муз. инструмента. Известны случаи, когда для камлания возводились особое помещение (шаман. чум у эвенков). Наиб. часто проводились лечеб. обряды, оказывавшие психотерапевтич. воздействие на пациента. У мн. народов шаман. дар считался наследственным. Существовали и обряды посвящения в шаманы.
У разных народов мира Ш. имело свои особенности, что позволило мн. исследователям говорить о расплывчатом хар-ре понятия Ш. Для Ш. индейцев Сев. Америки, напр., были свойственны визионизм, важная ритуал. роль кристаллов и табака, проведение обряда в паровой бане («хижина для потения»); для шаманов индейцев Юж. Америки типично применение галлюциногенов, совершенно неизвестное в шаман. практике мн. др. народов, напр. Ср. Азии и Казахстана. Во Вьетнаме одним из гл. обрядовых атрибутов шамана были качели; раскачиваясь на них, шаман ощущал, что переносится в мир духов. У бурят, якутов, алтайцев и тувинцев архаический дуализм проявился в делении шаманов на «белых» и «черных». В течение мн. послед. столетий Ш. у широкого круга народов существует как пережиточный культ в рамках религий классовых об-в, в т. ч. мировых религий. Для этой стадии (формы) Ш. характерно восприятие идей и ритуал. особенностей развитых поздних религий. Вместе с тем и духовенство этих религий в ряде случаев усвоило в своей практике нек-рые шаман. традиции. Исторически к Ш. восходят мн. явления, получившие развитие в позднейших религиях.
Наряду с термином Ш. в отеч. лит. употребляется и термин «шаманизм», чаще всего как синоним Ш. Вместе с тем отд. исследователи разграничивают эти два термина, понимая под шаманизмом обычно совокупность религ. воззрений народов, у к-рых Ш. было главным, имевшим важную соц. роль культом. Известны попытки придать термину «шаманизм» и иной смысл, не получившие, впрочем, признания.
Сокр. перепеч.: Свод этнографических понятий и терминов. М., 1993. Вып. 5.