ШКОЛЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ШКМ) И ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКИЕ СЕМИЛЕТКИ (ФЗС), типы общеобразоват. школ в 1920-е – сер. 1930-х гг. Их специфика заключалась в привитии учащимся навыков пром. и с.-х. труда. ШКМ являлись продолжением нач. школы, организованы в 1923/24 по инициативе VI съезда ВЛКСМ в целях «производственного и культурного подъема крестьянства». Действовавшие общеобразоват. школы повышенного типа (7-летки и школы II ступени) охватывали незначит. часть крест. подростков и в малой степени отвечали потребностям с. х. В ШКМ принимали детей батраков, бедняков и середняков 14–16 лет. Обучение в ШКМ продолжалось 3–4 года. Каждый учеб. год представлял собой законченный образоват. цикл.
ШКМ были призваны «подготовить культурного советского крестьянина, способного разбираться в явлениях сельского хозяйства и улучшить его технику, способного разбираться в явлениях полит. жизни и бороться за рабоче-крестьянские интересы». В соотв. с курсом на коллективизацию в 1927 для ШКМ утвержден новый учеб. план, предусматривавший работу учащихся в колхозах, совхозах, кооп. орг-циях. Учеб. планы сиб. ШКМ отличались от учеб. планов школ II ступени гл. обр. тем, что в них проводилось мн. лаб. и практич. занятий. Все общеобразоват. предметы предлагалось вести с «сельскохозяйственным уклоном».
В марте 1928 пленум Сибкрайкома ВКП(б) принял решение о дальнейшем развитии сети «сельских повышенных школ» путем открытия ШКМ и реорганизации деревен. 7-леток в ШКМ. В 1924/25 в Сибирском кр. имелось 25, в следующем – 38 ШКМ, в 1930/31 их должно было стать 168 с охватом 17 480 чел. В февр. 1930 ШКМ были переименованы в школы колхоз. молодежи в соотв. с «задачами коллективизации сельского хозяйства». Эти учеб. заведения должны были стать «центром социалистической перестройки деревни», в основу их программ было положено «изучение вопросов социалистической реконструкции сельского хозяйства».
С 1926 в городах создаются ФЗС. Их учеб. планы и программы должны были отражать профиль той фабрики или завода, в районе к-рой действовали.
В 1930 система повышенного образования подверглась реформированию: 9-летки и школы II ступени преобразованы в городе в ФЗС, а в деревне – в ШКМ, при этом ст. группы (8-я, 9-я и 10-я) – в 9-летки и 10-летки, а школы II ступени с проф. уклонами (4-я, 5-я и 6-я группы) – в техникумы соотв. специальности.
Радикал. трансформация орг. структуры ср. образования последовала в 1934: пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15 мая «О структуре начальной и средней школы СССР» установлена единая орг. структура школы: нач. школа, неполная ср. и средняя. В связи с этим ШКМ и ФЗС упразднены.
Лит.: Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1932. Т. 3; Беликова А.П. Сибирские ШКМ и их роль в решении проблемы связи школы с жизнью // Школа и педагогическая мысль Сибири. Новосибирск, 1974; Шамахов Ф.Ф., Трофимов П.Л. Из истории сибирской молодежи (1917–1931). Новосибирск, 1976; Школа Сибири за 60 лет Советской власти. Барнаул, 1982.
И.С. Кузнецов