Шорский фольклор

Шорский фольклор. Наиболее круп. и структурно-устойчивый жанр Ш. ф. – героич. эпос. Богатыр. сказание (алыптыг ныбак) исполняется горловым пением в сопровождении 2-струнного муз. инструмента комуса, обычно ночью. В прошлом помимо удовлетворения духов. потребностей людей героич. эпос играл также магич. роль: служил для ограждения людей от злых духов, услаждения духа тайги, чтобы охот. промысел был успешным. В содержании прослеживаются древ. мифол. сюжеты, где герои борются не только с инозем. захватчиками, но и с демонич. врагами-оборотнями подземного мира. Неизмен. успехом у шорцев издавна пользовались сказки (ныбак) – наиболее распространенный ранее, но в наст. время угасающий жанр устн. поэтич. творчества народа. Варианты шор. обозначения сказок: шорчек (на р. Кондоме), ныбак-нувак (на реках Томи и Мрассу), нартпак (в верховьях р. Мрассу). Распространенным жанром несказоч. прозы являются чооктар, или пурунгу чооктар – букв. «рассказы», или «древние рассказы». Это небольшие произведения, не имеющие опред. начала и трафарет. концовки. Песен. поэзия Юж. Шории подразделяется на 2 вида: такпаки (короткие песни) и узак/узун сарын (букв. «протяжные, или длинные песни»). Одним из характер. признаков песен. традиции шорцев является возможность распевания традиц. текста на напев как такпака, так и сарын. По тематич. содержанию выделяются плачи, свадеб., любов., хвалеб., насмешливые, бытовые, ист. песни. Образцы малых жанров фольклора – пословицы, поговорки (улгер сос), загадки (тапчан ныбак) благопожелание (алгыш) и др. – наименее изучены. Эти памятники народ. мудрости, созданные на протяжении всей истории шорцев, являлись результатом наблюдений за жизнью и окруж. природой.

Произведения устного народ. творчества бережно сохранялись мн. поколениями талант. кайчи и др. выдающ. исполнителей вплоть да наших дней. 1-е записи и публикации Ш. ф. были осуществлены во 2-й пол. ХIХ в. ученым-тюркологом В.В. Радловым. Начало теор. осмыслению произведений устн. поэтич. творчества шорцев было положено В.И. Вербицким в статье «Богатыри в сказках алтайцев», в к-рой сказано и о шор. героич. сказаниях. В 1920–30-е гг. ученый-этнограф Н.П. Дыренкова записала ок. 50 произведений шор. эпоса, а также сказки, предания, песни, пословицы и поговорки, загадки. С 1960 по наст. время сбором и изучением образцов Ш. ф. занимались ученые А.И. Чудояков, В.М. Кимеев, Д. Функ, Н.А. Алексеев, Л.Н. Арбачакова и литераторы С.С. Торбоков, С.С. Тотыш.

Лит.: Шорский фольклор / Зап., пер., вступ. ст., примеч. Н.П. Дыренковой. М.; Л., 1940; Чудояков А.И. Этюды шорского эпоса. Кемерово, 1995; Шорские героические сказания: Кан Перген. Алтын Сырык / Вступ. ст., подгот. поэтич. текста, пер., коммент. А.И. Чудоякова; музыковед. ст. и подгот. нотного текста Р.Б. Назаренко. М.; Новосибирск, 1998.

Л.Н. Арбачакова