Илл. 1. Шостакович и Мравинский на сцене клуба им. Сталина. Новосибирск. 1942 г.
В годы Великой Отечественной войны город Новосибирск стал ковчегом для множества людей, предприятий, учебных заведений, учреждений культуры. Здесь хранились фонды девятнадцати государственных музеев, нашли сцену четыре государственных театра, работали десятки музыкальных коллективов, в том числе знаменитая Ленинградская филармония.
Её артисты приехали в город 4 сентября. Ещё не получив мест заселения и не распаковав вещи, прямо из вокзального зала ожидания музыканты отправились на выступления в воинские части и госпитали. А струнный квартет Ленинградской филармонии, выйдя из эшелона, и, увидев готовящихся к отправке на фронт солдат, расчехлил музыкальные инструменты и прямо на перроне устроил импровизированный концерт.
Коллектив разместили в новосибирском клубе имени Сталина (ныне ДК Октябрьской Революции). 4 октября Ленинградская государственная филармония открыла свой 21-й сезон. Состоялся концерт симфонического оркестра во главе с Е. А. Мравинским. Звучали Интернационал, Глинка, Мусоргский, Чайковский.
Владимир Михайлович Калужский, заслуженный деятель искусств России: «Ленинградцы приехали сюда не на «чистое поле», а на подготовленную культурную почву сибирской столицы. Симфоническая музыка здесь звучала тоже. Да, во многом эта культура в Новосибирске была привозная. И формировалась она удивительным образом, без традиций, за какие-то 20 лет. Но, тем не менее, здесь многое уже было».
Собственно новосибирская филармония работала уже более четырех лет. Первым её руководителем стал директор театра «Красный факел» Иван Людвигович Станич, который ещё в середине 1930-х организовывал в городе симфонические концерты, готовил хоровую капеллу. Но с приездом ленинградцев деятельность городской филармонии останавливают.
Тем не менее, первые месяцы концертный зал клуба Сталина заполнялся от силы на треть, и то это были в основном эвакуированные ленинградцы, горожане действительно не понимали серьёзную музыку, они просто не знали, как её нужно слушать. Тогда был применён хороший ход. Филармонией вместе с театром им. Пушкина и Третьяковской галереей был создан «лекторий искусств», не ограничивающийся пропагандой музыки.
Лекции проходили в переполненной аудитории. И недаром, ведь их ведущий, художественный руководитель Ленинградской филармонии Иван Иванович Соллертинский был душой ленинградской публики, блестящим лектором.
Вера Васильевна Клепикова, врач-педиатр: «Иван Иванович рассказывал краткое содержание произведения и более подробно его музыкальную часть. <…> Он был влюблен в музыку. Мы заранее, как только была объявлена продажа, ходили с вечера, чтобы занять очередь на эти концерты».
Александра Анатольевна Орлова, музыковед: «Все его вступительные слова к симфоническим концертам и его лекции по воскресным дням в читальном зале областной библиотеки я слушала, стараясь не пропускать ни одной. <…> Небольшой читальный зал был всегда набит до отказа, когда выступал Соллертинский. Его лекции были не просто интересны, они поражали фантастической эрудицией и той глубиной «вхождения в тему», какой обладал он. Широта тем его лекций необозрима. Приведу лишь один пример. Иван Иванович читал лекцию о «Божественной комедии» Данте. <…> Он без всякой бумажки называет сотни фамилий, разъясняя «кто есть кто», сыпет датами, цифрами, фактами. И, вдобавок, большие куски дантовского текста читает наизусть сначала в оригинале, чтобы слушатели оценили божественное звучание дантовских терцин, их музыку, а затем те же места читает в русском переводе. Этот фейерверк просто захватывал дух. Можете себе представить восторг и благодарность слушателей! <…> То же самое происходило и на лекциях о Шекспире, о Сервантесе и многих других».
И вскоре шестисотместный зал филармонии был переполнен постоянно, были даже созданы специальные симфонические циклы и конференции для постоянных слушателей.
Александра Анатольевна Орлова: «эти концерты посещала исключительно интеллигентная публика. А интеллигенции в Новосибирске оказалось немало, поэтому собрать публику на симфонические концерты не составляло никакого труда».
17 мая 1942 года из Москвы в Новосибирск специальным самолетом была доставлена партитура Седьмой «Ленинградской» симфонии Д. Д. Шостакович. Приехал и сам композитор.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович, композитор: «У меня уже разливается желчь от злости, что я не в Новосибирске и из-за этого не могу слушать ту прекрасную музыку, которая исполняется оркестром Ленинградской филармонии. Слушание хорошей музыки для меня органическая потребность, которой здесь, в Куйбышеве, я лишен почти совсем».
Евгений Евгеньевич Фёдоров, заслуженный артист России, профессор Новосибирской государственной консерватории: «Г. И. Амосов вспоминал, что на одной из репетиций дирижёр был как-то по-особому взволнован и частенько посматривал на часы. Кто-то из музыкантов сказал, что Мравинский ждёт приезда Д. Д. Шостаковича… Репетиция уже приближалась к концу, когда неожиданно дверь в зал Дома культуры робко приоткрылась, и музыканты увидели смущённо улыбающегося Д. Д. Шостаковича. Композитор не хотел мешать работе оркестра и, стараясь остаться незамеченным, сел в последнем ряду зала. Евгений Александрович тотчас же остановил репетицию и легко помчался по проходу между кресел навстречу своему другу. Оркестранты встали и зааплодировали. Премьера Седьмой симфонии прошла триумфально. Г. И. Амосов сказал мне, что он никогда не забудет ту овацию, которую новосибирцы устроили в тот вечер».
Рассказывают, что Дмитрий Дмитриевич заглянул и в здание новосибирского оперного театра, где размещалась эвакуированная Третьяковская галерея.
Леонид Иосифович Шинкарёв, писатель: «Что случилось с женщинами! Они потащили его с этажа на этаж, к своим картинам, к своим громадным ящикам. <…> Шостакович глядел сквозь очки на ящики, на железные ванны с водой, на шесты с тряпками...».
Дмитрий Дмитриевич Шостакович: «С радостным волнением жду первого исполнения в Новосибирске моей Седьмой симфонии. В том, что и оркестр и Е. А. Мравинский с предельной точностью донесут до слушателя мои замыслы, я нисколько не сомневаюсь».
Илл. 2. Шостакович и Мравинский во время работы над 7-й симфонией. Новосибирск. 1942 г.
Наконец, 9 июля в Новосибирске состоялось эпохальное культурное событие: Ленинградским симфоническим оркестром в присутствии автора знаменитая симфония была исполнена.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович: «Я чрезвычайно рад, что мне удалось приехать в Новосибирск и услышать родные, неповторимые звучания: ни один из оркестров, игравших мои произведения, не добился такого совершенного воплощения моих замыслов».
Илл. 3, 4. Пригласительный билет и программа на премьеру исполнения 7-й симфонии. Новосибирск. 1942 г.
Леонид Осипович Утесов, актёр и певец: «Я только что вернулся домой с концерта необыкновенного. Таких концертов на долю человека за всю его жизнь приходиться немного. Для того чтобы это случилось, надо, чтобы события огромного значения, в которых живут художник и страна, вдохновили его на создание гениального произведения, доходящего до самого твоего сердца.
Разве можно написать о Седьмой симфонии, прослушав один раз! Это настолько захватывающе грандиозно, что разобраться в своих чувствах я бессилен. Одно знаю – это бессмертно, как все великое в искусстве. В этом концерте было все, что делает искусство настоящим: гениальный композитор, талант-дирижер, и художник-оркестр».
Идея Тимофеевна Ложкина, сотрудник научно-исследовательского института: «Не смотря на то что мне было 6 лет, я чувствовала важность того события в котором я жила. Музыка и вообще все, что я слышала в то время - это очень сильно сказалось на формировании меня как личности. Я тогда стала понимать, что есть то прекрасное и сильное, которое может призывать силы человека. Человеку кроме пищи нужна духовность, когда человек духовно обогащается - он дольше живет».
В течение недели симфония была исполнена 4 раза (9, 11, 12 и 15 июля).
Илл. 5. Афиша на клубе им. Сталина в Новосибирске. 1942 г.
Андрей Петрович Эльман, 3-й секретарь Новосибирского обкома ВКП(б): «Трудно передать словами. <…> Это замечательное музыкальное произведение зовет, воодушевляет на бой, к окончательному разгрому и уничтожению в 1942 году немецких фашистов. Талантливый советский композитор Д. Шостакович вписал одну из лучших страниц в историю мировой музыкальной литературы».
Елена Федоровна Каменская, научный сотрудник Третьяковской галереи: «Вы можете себе представить, с каким волнением мы слушали эту музыку, озвучивающую рев войны, которая заканчивалась, мрачные и жестокие новости, исходящие с фронта, и все это все еще присутствует в нашей душе».
П. Богданов, красноармеец: «Глубоко патриотические чувства советского народа, любовь к родине, жгучая ненависть к врагу выражены в этой симфонии. Народ, создающий такие произведения, непобедим».
В Новосибирске было одно из первых исполнений этого произведения. Весной 1942-го оркестр Большого театра СССР под управлением С. А. Самосуда представил её в Куйбышеве (ныне Самара) и в Москве, а 22 июня, в годовщину начала Великой Отечественной войны в Лондоне состоялась зарубежная премьера симфонии — её исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда. Лишь через месяц после Новосибирска оркестр Ленинградского радиокомитета исполнил эту симфонию и в блокадном Ленинграде.
Но не все отзывы об этой симфонии были благодарными. Например, в Комитет по делам искусств при СНК СССР, ЦК ВКП(б) и Новосибирский обком ВКП(б) поступило письмо персонального пенсионера Я. И. Гуральского, в котором произведение названо «карликом», более того «браком на идеологическом фронте»: «Ведь немного нужно знаний музыки и ума для того, чтобы разобраться и убедиться в том, что если поставить музыкальные произведения Шостаковича рядом с произведениями Чайковского и Бетховена, как это делает профессор Ленинградской консерватории, руководитель ленинградской филармонии – Солертинский (так в источнике) И.И., что 7 симфония – не более и не менее как скрипучие колеса немазаной телеги. <…> Почти все газеты уже в который раз с восторгом оповещают, что в США признали «гениальность» Шостаковича и его 7 симфонию. <…> Будучи последовательным в силу большевистской логики, могу предъявить «идеологам» и защитникам 7-й симфонии Шостаковича тяжелые обвинения вредительского характера, мешающие и тормозящие росту нашему на идеологическом фронте».
К счастью, эти заявления не повлияли на работу филармонии.
Иван Иванович Соллертинский, художественный руководитель Ленинградской филармонии: «Весь творческий коллектив работает в Новосибирске с исключительным подъемом и энтузиазмом. Мы успели полюбить Сибирь, мы не чувствуем себя здесь случайными и равнодушными гостями. Мы пламенно хотим, чтобы Новосибирск стал одним из центров боевой советской музыкальной культуры, чтобы пребывание в Сибири высоко ценных эвакуированных художественных коллективов навсегда оставило большой и положительный след в развитии всей культуры Сибири. Мы счастливы, что имеем возможность этому способствовать…».
В июле 1944 года состоялся цикл прощальных выступлений Ленинградской филармонии: 16-го в клубе им. К. Цеткин концертом симфонического оркестра, 22-го в клубе Сталина творческой встречей оркестра с постоянными слушателями филармония, 28-го в Доме Красной Армии концертом квартета им. Глазунова и группы артистов, 31-го в клубе «Советской Сибири». Сезон завершён.
За три года эвакуации Ленинградская государственная филармония провела 56 гастрольных концертов в городах страны (от Томска до Ферганы), дала 5220 концертов, из них 538 симфонический оркестр и около 500 струнный квартет им. Глазунова. Было исполнено 309 симфонических «премьер».
P.S. Исполнение 7-ой симфонии Дмитрия Шостаковича в Новосибирске уже стало традицией. Каждый год, 22 июня, в День памяти и скорби её исполняет Академический симфонический оркестр Новосибирской государственной филармонии. Это происходит на открытом воздухе – на набережной ли, в сквере перед оперным театром и ни солнце, ни ветер и ни дождь не могут помешать ни музыкантам, ни тысячам слушателей разных возрастов.
Константин Артёмович Голодяев,
научный сотрудник МАУК «Музей Новосибирска».
Доклад на международной научной конференции «Партитура памяти»,
г. С-Петербург, 9 августа 2022 г.
Добавить комментарий