Ученые из Института археологии и этнографии СО РАН обнаружили и полностью исследовали уникальное святилище раннего неолита в правобережном Прииртышье. На территории ритуального комплекса археологи нашли множество предметов бытового, производственного и ритуального назначения. Радиоуглеродный анализ находок позволяет датировать объект в пределах VIII—VI тыс. до н. э. Руководил раскопками советник директора, заведующий отделом археологии палеометалла, главный научный сотрудник ИАЭТ СО РАН академик Вячеслав Иванович Молодин.
Святилище находится в окрестностях урочища Таи — участка поймы в нижнем течении реки Тартас при ее впадении в реку Омь, на территории Венгеровского района Новосибирской области. Памятник располагается на краю террасы: около восьми метров над уровнем затопляемой части урочища. Он включает П-образный ровик, который ограничивает сакральное пространство, а также систему ям внутри и снаружи. Под святилищем ученые подразумевают огороженные участки земли, на которых могли быть различные деревянные сооружения. По словам исследователей, кроме ранненеолитических находок тут присутствуют и погребения позднего неолита, ранней и развитой бронзы, а также хозяйственные объекты эпохи бронзы и раннего железного века.
Роговое навершие в виде головы лося с рукоятью
«Ритуальные комплексы характерны для Западной Сибири раннего каменного века. И наш памятник относится к эпохе перехода от палеолита к неолиту, — рассказывает участница раскопок, ведущий научный сотрудник ИАЭТ СО РАН доктор исторических наук Людмила Николаевна Мыльникова. — Мы называем этот объект ритуальным, потому что здесь совершались действия, связанные с иррациональной деятельностью человека. Но некоторые находки свидетельствуют и о хозяйственной деятельности на этой территории. В ямах, которые расположены цепочкой вдоль ровика, мы нашли черепа и кости животных, фрагменты каменных, костяных и керамических изделий, а также останки рыбы».
Археологи нашли артефакты во всех частях ровика. Они лежали на разной глубине, и по отдельности, и в скоплениях. Керамический набор представляет собой части стенок сосудов, венчиков и донышек. Комплекс изделий из камня состоит из инструментов и отходов производственной деятельности. Набор орудий из кости и рога включает вкладышевый кинжал, скребки, колотушку из рога лося и другие.
Самой интересной находкой исследователи называют набор из 92 предметов сакрального назначения, которые залегали в одном месте. Приклад составляют разнообразные артефакты: суставчики птиц и мелких животных, скребки, ножевидные пластины и вкладышевый нож, костяные и каменные изделия, лопатки-лощила. Особый интерес ученых вызвало навершие в форме головы лося — объемная скульптура со специфической отвислой губой, выраженными ноздрями, выпуклыми глазами и настороженными ушами. Навершие располагалось почти в верхней части приклада, выше него находилось только орудие в виде птицы (лебедь). По словам исследователей, подобные навершия известны из погребений и святилищ северных территорий эпохи неолита и использовались также как украшения жезлов, лодок и головных уборов.
Костяное изображение птицы и роговое лощило, имитирующее крыло
Из этого же сакрального приклада археологи особенно выделяют сложное изделие в виде птицы, которое состоит из двух частей. Орудие сделано из лопатки крупного лося длиной 55 см, а крыло — из полурога. «Скорее всего, это режущий инструмент, наподобие косы или серпа. Похожий предмет, но без крыла, мы уже находили ранее, тогда нам не удалось его никак интерпретировать. Сейчас предполагаем, что это функциональное изделие, с одной стороны, и объект ритуальных действий, с другой. Изображения птиц и лосей характерны для человека того времени. Но в Барабинской лесостепи это первая подобная находка», — поясняет Л. Н. Мыльникова.
Рыбные ямы, расположенные на этом же памятнике, но за пределами святилища, демонстрируют, что носители ранненеолитической барабинской культуры совершенствовали присваивающий тип хозяйства. В конце VIII—VI тыс. до н. э. возрастающая роль рыболовства привела к менее мобильному образу жизни древнего населения Сибири. «Десять тысяч лет назад человек в первую очередь — собиратель, охотник. Рыба для Барабинской лесостепи была продуктом, который давал возможность жить на одной территории, постепенно отойти от кочевого образа жизни», — рассказывает археолог.
Исследователи отмечают, что святилище, как ритуальный комплекс, не имеет аналогов и свидетельствует о высоком уровне символического поведения человека эпохи неолита. Памятник демонстрирует сложную мифологию сибирского населения, а находки в виде животных и птиц говорят о схожем развитии сакральных представлений у носителей барабинской культуры с живущими далеко на западе людьми.
Кирилл Сергеевич
Изображения из журнала «Археология, этнография и антропология Евразии»
28 июля 2022 г.
https://www.sbras.info/articles/nauka-dlya-obschestva/sibirskie-arkheolo...
Добавить комментарий