90 лет со дня образования
Крупнейший транспортный вуз Сибири был создан на базе Сибирского института инженеров транспорта (г. Томск) и в сентябре 1932 г. начал свою деятельность под названием Новосибирский путейско-строительный институт инженеров транспорта (НоПИИТ).
В июле 1934 г. НоПИИТ был переименован в Новосибирский институт инженеров транспорта (НИИТ), а 25 сентября 1934 г. реорганизован в Новосибирский институт военных инженеров железнодорожного транспорта (НИВИТ) в составе трёх факультетов:
1) Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство; 2) Движение и грузовая работа;
3) Здания на железнодорожном транспорте.
НИВИТ стал единственным в СССР высшим военно-транспортным учебным заведением, в стенах которого на протяжении двадцати лет готовили инженеров железнодорожного транспорта и офицеров службы военных сообщений и устройства тыла для Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
В довоенный период институт был полностью укомплектован кадрами преподавателей (30 кафедр – 120 штатных и 11 совместителей). Учебно-материальная база позволяла вузу обеспечивать надлежащий уровень обучения и научных исследований (2 учебных корпуса, 20 оборудованных кабинетов, 11 лабораторий, техническая библиотека).
В начале Великой Отечественной войны НИВИТ принял и разместил на своих площадях Новосибирский институт инженеров геодезии и картографии, Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта. Квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава НИВИТа значительно повысился за счёт принятых работников эвакуированных вузов. В период военного времени здесь работали ведущие
советские учёные – корифеи транспортной науки: академик Академии наук СССР, профессор Г. П. Передерий, доктора технических наук И. В. Урбан, Н. Т. Матюшин, М. М. Хазен и другие.
В ноябре 1941 г. НИВИТ передал почти все свои площади, за исключением одного общежития и двух жилых домов, эвакуированному Красногорскому заводу № 69 Наркомата вооружения (впоследствии завод им. В. И. Ленина) и переехал в центр города (здание учреждения «Кузбассуголь» – ул. Советская, 20), где располагался вплоть до 1955 г.
За годы войны вузы г. Новосибирска дали стране 2 801 молодых специалистов, в том числе мединститут – 1 116, строительный – 393, НИИГАиК – 171 и свыше 1 100 военных инженеров подготовил НИВИТ. Институт отправил на фронт защищать нашу Родину 1 079 слушателей, 49 преподавателей и сотрудников. Более 600 фронтовиков-нивитовцев, проходящих военную службу в органах ВОСО, в железнодорожных войсках, в частях Главного управления военно-восстановительными работами, а также работавших в прифронтовой полосе, были награждены орденами и медалями. Трое воспитанников НИВИТа (В. Н. Безукладников, Ю. И. Дерябин, Е. И. Стерин) получили высшую награду Родины – звание Героя Советского Союза.
В первые послевоенные годы в институт были привлечены (на правах совместительства) видные учёные Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР проф. М. И. Кучин, Н. А. Чинакал, К. М. Шмаргунов. Добрая слава о НИВИТе стала распространяться по всей стране. Выпускники разных лет стали видными руководителями производства: И. Е. Трубников – начальник Западно-Сибирской железной дороги (1947), В. И. Акинфиев – министр промышленности строительных материалов Молдавской ССР (1948), Н. Л. Розенберг – главный архитектор Павлодара (1948), Р. К. Калиев – заместитель министра Министерства коммунального хозяйства Казахской ССР (1949), А. И. Бахтин – выдающийся мостостроитель, лауреат Ленинской премии (1951) и другие.
1953 г. – НИВИТ реорганизован в гражданский вуз – Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ). В 1955 г. было закончено строительство первой очереди учебного корпуса института и вуз переезжает в свое новое здание по адресу – ул. Дуси Ковальчук, 191. В 1957 г. открыт (точнее, восстановлен) факультет «Промышленное и гражданское строительство на железнодорожном транспорте». В 1958 г. было принято решение об открытии факультета «Строительные и путевые машины». В 1958/59 учебном году на факультете «Управление процессами перевозок» появилась специальность «Экономика и организация железнодорожного транспорта». Через три года на базе этой специальности открыт новый инженерно-экономический факультет. В 1964 г. завершилось строительство главного учебного корпуса, были сданы в эксплуатацию учебные мастерские. Станки для оборудования мастерских институту подарили предприятия г. Новосибирска.
На рубеже 1950–1960-х годов в стране рождается новый молодёжный «бум» – студенческие строительные отряды. НИИЖТ становится одним из зачинателей этого движения. В институте были организованы отряды строителей, проводников, вожатых, отряд «Наука» и многие другие.
В 1964 г. вузу вручено переходящее знамя Министерства путей сообщения СССР за успешную постановку физкультурной и спортивной работы. Самым известным и титулованным спортсменом НИИЖТа является двукратный олимпийский чемпион, четырёхкратный чемпион мира по биатлону В. Ф. Маматов – бывший студент факультета строительства железных дорог. В НИИЖТе зажглась «звезда» пятикратного чемпиона России по конькобежному спорту А. И. Лепёшкина. А через сорок лет, в 2006, 2010 гг., наш вуз прославила двукратная олимпийская чемпионка по биатлону А. И. Богалий.
В апреле 1974 г. на всю страну прозвучало звонкое слово – БАМ и уже через месяц НИИЖТ проводил на всесоюзную комсомольскую стройку первых 50 мостовиков-тоннельщиков. В этот же год на базе вуза впервые прошла Неделя интернациональной солидарности.
В 1960–1970-е гг. на базе НИИЖТа сформировались основные научные школы, которые нашли признание в нашей стране и за рубежом:
– Проектирование, испытание и исследование мостов и тоннелей – основана в 1952 г. профессором К.К Якобсоном;
– Прочность железнодорожных сооружений – основана в 1956 г. профессором А. Я. Александровым, затем её многие годы возглавлял профессор М. Х. Ахметзянов;
– Железнодорожный путь, совершенствование ведения путевого хозяйства, разработка бесстыкового пути – создана в 1956 г. профессорами В. Г. Альбрехтом и М. С. Боченковым;
– Совершенствование грузовой и коммерческой работы на железнодорожном транспорте – создана в 1963 г. профессором В. К. Бешкето;
– Борьба с лавинами, снежными заносами и размывами на железных дорогах – создана в 1963 г. профессором А. К. Дюниным;
– Инженерная геология, механика грунтов, мерзлоотведение и грунтоведение – создана в 1965 г. профессором В. А. Никитенко;
– Экономика железнодорожного транспорта – создана в 1971 г. профессором А. И. Журавелем.
За успешное выполнение заданий X пятилетки по подготовке высококвалифицированных специалистов для железнодорожного транспорта в 1981 г. НИИЖТ награждён орденом «Трудового Красного знамени».
В 1980-е г. Государственные премии СССР присвоены профессорам НИИЖТа А. Я. Александрову и М. X. Ахметзянову за цикл работ по развитию поляризационно-оптических методов механики деформируемого тела, профессору С. Н. Власову – за совершенствование сооружений тоннелей щитовым способом. В 1983 г. лауреатами Государственной премии СССР стали два выпускника института: начальник Свердловской ж.-д. В. М. Скворцов – за разработку и внедрение прогрессивных технических решений, обеспечивающих ускоренное строительство железных дорог в нефтегазоносных районах Тюменской области и управляющий Мостостроительным трестом № 11 В. Ф. Солохин. В 1985 г. за большой вклад в развитие мостостроения, внедрение, прогрессивной технологии и успешное выполнение заданий по строительству мостовых переходов через р. Енисей выпускнику факультета «Мосты и тоннели» С. Н. Виноградову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В бурную эпоху 1990-х годов НИИЖТ пошёл с новым ректором. В феврале 1990 г. впервые прошли выборы ректора на альтернативной основе – им стал доктор технических наук, профессор Л. К. Комаров. В 1993 г. НИИЖТу был присвоен статус академии (Сибирская государственная академия путей сообщения – СГАПС), а в 1997 г. – университета (Сибирский государственный университет путей сообщения – СГУПС). На рубеже столетий в вузе открылись новые факультеты: «Мировая экономика и право» (1995), «Управление персоналом» (2002), «Бизнес-информатика» (2004).
С 2012 г. СГУПС возглавляет доктор технических наук, профессор А. Л. Манаков. В настоящее время в структуре университета 10 факультетов, на которых готовят специалистов по 28 направлениям и специальностям. На 41 кафедре работают 466 преподавателей, из них – 50 докторов наук, профессоров, 292 кандидата наук, доцента. На правах филиалов к вузу относятся три железнодорожных техникума (Новосибирск, Томск, Новоалтайск).
При университете успешно работает Институт перспективных технологий и переподготовки кадров. В состав университета входят 4 научно-инженерных центра (НИЦ), более 20 научно-исследовательских лабораторий и групп. На его базе функционирует Сибирское отделение Российской Академии транспорта.
Основная научная деятельность университета осуществляется с учётом профиля подготовки и перспектив развития науки и техники: организация и управление перевозочным процессом; повышение надежности ж.-д. пути и совершенствование системы ведения путевого хозяйства в суровых природно-климатических условиях; повышение эффективности и качества проектирования, строительства и реконструкции ж.-д. и автомобильных дорог Сибири, методы реконструкции жилых, общественных и производственных зданий; проектирование, строительство и эксплуатация водопроводных, канализационных сетей и сооружений в суровых климатических условиях; анализ социальных процессов на транспорте и др.
Современный вуз активно развивает международное сотрудничество с университетами, научно-производственными учреждениями и фирмами Китайской Народной Республики, Республики Корея.
СГУПС является крупнейшим научно-образовательным центром в Сибири и занимает ведущее место среди транспортных вузов страны. Контингент обучающихся составляет около 7 500 студентов. За годы своего существования вуз подготовил более 48 000 специалистов. Сегодня Сибирский государственный университет путей сообщения, как наследник НоПИИТа – НИВИТа – НИИЖТа, помнит и чтит славные дела и традиции своих предшественников, стремится умножить славу вуза, который на протяжении 90 лет готовил и готовит квалифицированных специалистов для различных сфер деятельности, связанных традиционно с железной дорогой, и в широком смысле слова – с транспортом.
Руководители НоПИИТа – НИВИТа – НИИЖТа – СГУПСа: С. Е. Пропастин (4.1932–1.1936), В. М. Шишковский (1.1936–8.1936), Н. И. Матвеев (8.1936–1.1941), Л. Ф. Комаров (1.1941–4.1941), Н. И. Монахов (4.1941–8.1944), Л. В. Одинцов (8.1944–1.1946), Г. П. Кравцов (2.1946–9.1954), Н. М. Федиченко (9.1954–12.1957), Н. П. Кондаков (12.1957. –10.1971), П. И. Москалёв (10.1971–4.1990), К. Л. Комаров (4.1990–12.2004), В. Д. Верескун (4.2005– 9.2012), А. Л. Манаков (с 11.2012).
А. В. Добровольский
ЛИТЕРАТУРА
1. НОПИИТ – НИВИТ – НИИЖТ: (очерки истории: 50-летию ин-та посвящается). – Новосибирск, 1981. – 156 с.
2. МОСКАЛЁВ П. И. Летопись НИВИТа – НИИЖТа за 60 лет в документах и фактах. – Новосибирск, 1992. – 58 с.
3. СТРАНИЦЫ истории Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПСа – НИИЖТа – НИВИТа). – Новосибирск: Издательство СГУПСа, 2002. – 448 с.
4. ТРАДИЦИИ НИВИТа – НИИЖТа – СГУПСа / автор-составитель П. В. Гресс. – Новосибирск : Издательство СГУПСа, 2005. – 400 с.
5. ДОБРОВОЛЬСКИЙ А. В., МАНАКОВ А. Л. НИВИТ военного времени (1941 – 1945 гг.). – Новосибирск : Издательство СГУПСа, 2017. – 128 с.
Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2022 год
Добавить комментарий