Из истории заселения Барабы

Слово Бараба, ставшее именем нашего края, пришло из глубины веков. По-разному объясняют происхождение этого названия народные предания и легенды. Вот что в них сказано:

Предание первое. Жил в давние времена кочевник по имени Барам. Однажды явился к нему во сне один из богов и сказал: «Иди, Барам, в полуночную сторону, найдешь там землю, богатую пушным зверем, птицей, рыбой и поселись на ней». Барам не посмел ослушаться всевышней воли и повел весь свой род в указанном направлении. Между Иртышом и Обью, Васюганьем и Абышкань – озером на широком степном раздолье, разбил он свои юрты и жил здесь долго и счастливо, пока не пришел его смертный час. Перед кончиной призвал он к себе сыновей своих и сказал им: «Разделите землю эту на одиннадцать аймаков по числу вашему и да живут здесь все одиннадцать колен наших». В память об отце своем назвали сыновья край, ставший теперь для них родным, Барамой или Барабой (по свойствам татарского языка М и Б часто сменяют друг друга), разделили его на одиннадцать аймаков (волостей), причем самый младший из сыновей, любимый отцом и братьями, получил Улу-Барам, то есть ставку своего отца, находившуюся по среднему течению реки Оми и простиравшуюся вплоть до озера Тандово. От Барама и его потомков и пошли барабинские татары.

Предание второе. Много-много лет тому назад местность, именуемая Барабой, совсем не имела названия и была независимым краем. Однако позже, западная часть ее отошла к Сибирскому царству, а восточная стала владением калмыцкого тайши. Часть, вошедшая в состав Сибирского царства, была  самой отдаленной его провинцией, такими же приграничными  были и земли, отошедшие калмыкам. Вот почему этот край стали называть Барабой, так как «Бараба» по-татарски означает «стой» или «не ходи дальше». В вольном переводе – «пограничная страна».

Предание третье.  Когда хан Кучум был разбит Ермаком, то вначале он побежал на Усть-Тару, к туралинским татарам, потом – к аялинским, на среднее течение Тары, а оттуда на реку Омь. Куян-бей, здешний наместник Кучума, с почетом принял своего повелителя и тотчас же отправил гонцов по разным аймакам. Когда собрались омские татары, Кучум обратился к ним с речью, в которой рассказал о своем бедственном положении, и просил оказать ему временную помощь, или же, покинув эти места, уйти вместе с ним и отдаться в подданство Бухары. Такое предложение не понравилось омским татарам. Боясь прямо ответить отказом, толпа воскликнула: «Баратор - бараман! («Иди- мы придем!»). Кучум, опасаясь обмана, снова стал убеждать их последовать его совету, но в ответ снова еще громче прозвучало: «Баратор - бараман!» Так ничего не добившись, Кучум отправился к Абышкань-озеру на Кара-Отрау (Черный остров) и стал здесь ожидать татар, но те на его зов по-прежнему  отвечали: «Бараман, бараман!». С того-то времени сначала Кучум, а потом все окрестные татары стали называть омских татар «Барама» или «Бараба». Впоследствии этим словом стал именоваться и тот край, где они жили.

Есть и четвертое объяснение возникновения слова Бараба, объединяющее в единое целое все три предания. Согласно ему, сначала наш край назывался Барабой по имени родоначальника омских татар. Затем, когда произошел раздел Барабы между тобольским татарским царем и калмыцким тайшой, первоначальное название не утратилось, но стало употребляться в другом значении, а именно «крайняя, пограничная страна». А с того времени, когда барабинцы ответили Кучуму: «Баратор-бараман!» у слова Бараба появилось еще одно значение.

Исконные жители

Барабинские татары - крупное племя, жившее когда-то в наших краях. В конце ХVI века оно было подчинено российской державе. Тогда, в 1595 году, тарский воевода князь Андрей Елецкий «учредил поход» на Барабу, поручив командовать всем войском, состоявшим из 483 человек, письменному голове Доможирову, в два года окончательно присоединившему к России не только западную, но и восточную половину Барабы.

Как велика была численность барабинских татар в момент присоединения? Никаких сведений об этом нет. Однако, как рассказывает одно из преданий, племя понесло немалые потери: 500 самых сильных и молодых воинов ушли после битвы при Кара-Отрау (Черный остров) за Кучумом и Куяном на озеро Убинское, где и погибли.

С ХVII века в Сибири производились подворные описи населения, которое регистрировалось дважды в столетие. В 1761 году 23 января указом сената было повелено «во всей Сибирской губернии, по Тобольску и Иркутску со всеми городами и местами, учинить вновь» перепись населения. Согласно этой описи, в Барабе в то время насчитывалось 68 деревень, а в них - 2216 человек. В «Статистическом обозрении Сибири», изданном в 1810 году, сказано, что численность только мужского татарского населения в Каинском округе составляла 2528 человек. В 1851 году эта цифра достигла 2544, а во второй половине Х1Х века она постепенно стала уменьшаться: местный статистический комитет в «Памятной книжке Томской губернии» сообщал, что в 1885 году численность мужского татарского населения составляет 2277 человек.

Необходимо добавить, что в ХVII столетии Барабу населяли исключительно одни татары. В сороковые годы ХVIII века в Каинском округе, за исключением небольшого количества русских казаков, живших в трех форпостах (Усть-Тарском, Каинском, Каргатском), и пяти русских зимовий, население также было преимущественно татарским (если точнее, на долю русских приходилось не более 10 % от общей массы).

В шестидесятых годах этого же столетия, когда началась усиленная колонизация Барабы, в крае насчитывалось уже до тысячи душ мужского русского населения. Татары от общего количества составляли уже 69 процентов. Эти данные свидетельствуют о том, что татарское население, когда-то единственное в Барабе, медленно растворялось во все увеличивавшейся массе русских. Все это явилось следствием политики угнетения и дискриминации, проводившейся царским правительством по отношению к национальным меньшинствам.

Бараба в прошлом

Бараба - когда-то страна барабинских татар- занимала пространство, ограниченное с севера Васюганским болотом, с юга- озером Абышканом и рекой Карасук, с запада - Иртышом, с востока - Обью. Территория Барабы почти совпадает с территорией Каинского уезда.

Бараба делилась на полесье и степь. Каинское или Барабинское полесье носило название урмана. «Урман» - слово татарское, означает «хвойный лес». Каинский урман занимал юг Васюганья. Если Бараба в прошлом - страна татар, то Васюганье в более отдаленное время – страна остяков. Татары - народ более сильный и воинственный, оттеснили остяков на север, заняли реки Тару и верховье Тартаса, где прежде жили остяки, и стали называть эту часть Васюганья тоже Барабой.

В урмане скапливалась в большом количестве влага и область эта служила началом образования многочисленных рек. Около северной и северо-восточной границ Каинского уезда находились непроходимые дебри. Они состояли из зарослей черемухи, боярышника, смородины и других кустарников.  Над всем этим возвышались кедры, ели, сосны. Немало в урмане росло и лиственниц, пихт и, конечно же, берез.

Тишину урмана лишь изредка нарушал рев хозяина - медведя; иногда пробегал по тропе северный олень, появлялся лось. Здесь водились опасные хищники: рыси и росомахи. Много в урмане было белок и других пушных зверей. В бурю урман был страшен: деревья стонали и гудели под натиском ветра. Нередко после бури образовывались лесные завалы из упавших лесных гигантов, и это делало еще более непроходимыми лесные дебри.

Но самое страшное в урмане – болото. В одних местах они устланы зеленым травяным ковром, в других - подернуты красновато-бурым налетом ржавой плесени, в третьих, - покрыты мхом.

Южную часть Каинского уезда составляла Барабинская лесостепь. Еще путешественник Миддендорф назвал ее березовой степью. В конце ХVII века берез здесь было такое множество, что проезжающему казалось, будто он едет по сплошному «березовому саду».

Бараба - страна озер, болот. Во время весенних разливов она иногда была похожа на море. Такой разлив был в 1847 году, когда озеро Чаны и Сартлан соединились между собой.

Летом над Барабой целыми тучами летали комары, мошки, оводы. Чтобы защититься от них путешественники надевали на голову волосяную сетку. В любое время можно было увидеть около заимок разведенные костры, дым от которых стлался по земле. В целях защиты себя и животных от насекомых употреблялся такой способ верховой езды: лошадей обвязывали со всех сторон березовыми ветками, при быстрой езде ветки и листья приводились в движение и насекомые отлетали в сторону.

Барабинская лесостепь начала заселяться русскими гораздо раньше, чем Барабинский урман. Поэтому в ХIХ веке она производила впечатление довольно оживленной местности. Здесь часто встречались большие деревни и торговые села. В центре Барабы стоял Каинск. Через всю Барабу проходила почтовая дорога и телеграф.

Кошаров П.М. Вид Барабинской степи. 1880г.

Как заселялась Бараба

После присоединения Барабы к российскому государству край этот на протяжении всего ХVII столетия был предоставлен самому себе, и его зависимость выражалась лишь в уплате небольшого налога (ясака).

В ХVII веке не было еще ни одной попытки заселения Барабы русскими. Так, в «Чертежной карте Сибири 1701 года», составленной боярским сыном Ремезовым, не указано ни одного русского населенного пункта.

Колонизация обширных степных земель началась в 1722 году, когда в Барабе были построены три форпоста (военных укрепления) - Усть-Тартасский- при впадении Тартаса в Омь, Каинский Пас – по среднему течению Оми, Каргатский – на реке Каргат. В каждом из них находился небольшой отряд казаков. Более укрепленным был Каинский форпост, обнесенный рвом и валом и даже имевший артиллерию. С него-то и начался наш город.

Главной обязанностью казаков была защита барабинских татар от вторжения в их земли калмыков и киргизов. Воинственные кочевники, приходившие с юга, совершали набеги, часто уводили скот у мирных жителей Барабы, захватывали в плен их жен и дочерей, разоряли дома. С появлением русских гарнизонов прыти у степных разбойников поубавилось. Казаки, жившие в форпостах, обязаны были также сопровождать служилых людей, проезжавших из Тары и Омска на Колывань и Томск.

Распоряжением от 24 сентября 1746 года было приказано на проезжем пути из Тары в Томск поставить зимовья для крестьян Томского и Кузнецкого ведомств, которые отправляли бы ямскую гоньбу». Согласно этому приказу появилось пять зимовий – Антошкинское, Убинское, Черепановское, Овсянниковское, Брызгаловское, расположенные так, что форпосты между ними находились на равном расстоянии. Позднее, в 1750 году, форпосты были реорганизованы в простые селения, жителям которых вменялась в обязанность лишь ямщина.

Кошаров П.М. Барабинская степь. 1880г.

В пятидесятые годы ХVIII века сделано несколько попыток заселения Барабы сибирскими переселенцами. Так, указами Тарской воеводской канцелярии от 7 марта и 28 июня 1753 года было предписано перевести в Барабу новых переселенцев для заселения проезжей дороги на Тару. Сначала сюда были отправлены томские крестьяне, им было велено иметь жительство в Каинском форпосте. Затем последовали другие партии переселенцев, тоже сибиряков, расселявшихся вдоль дороги на Тару. Именно в этом году появились в Барабе селения Назарово, Булатово, Колмаково, Иткульское.

Однако все попытки заселить Барабу жителями других районов Сибири не дали желаемых результатов. И вот 13 декабря 1760 года вышел сенатский указ о переселении сюда крестьян из центральной России. Благодаря этому колонизация оживилась и продвинулась далеко вперед. Однако крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева, охватившая смежные с Сибирью губернии, настолько затруднила посылку помещичьих крестьян для освоения Сибири, что переселение было приостановлено. В последний раз крестьяне из России прибыли в Барабу в канун пугачевского восстания, в 1771 году, и основали пять селений, лежащих по нижнему течению Тартаса - Орловку, Ключевую, Усть-Изецкую, Ново-Тартасскую, Красноярскую. С прекращением притока переселенцев из России было разрешено добровольное переселение жителям Пермского и Томского наместничества. Этот способ колонизации края практиковался на протяжении семидесятых годов ХVIII столетия. В конце 1781 года уже существовали Назарово, Вознесенское, Малинино, Горбуново, Кузенцово, Меньшиково, Голопупово, Ключевая, Орловка, Усть-Изецкая, Шипицино, Покровское, Антошкино, Булатово, Мангазерка, Карачинская.

Русское население Барабы пополнялось и за счет ссылавшихся сюда раскольников, которые жили на отдельных заимках и положили начало нескольким селениям.

До восьмидесятых годов ХVIII века русские селения Барабы входили в состав Тарского округа и делились на форпосты, которые заменяли собой волости. В 1782 году Каинская слобода была преобразована в уездный город Каинск, к которому были причислены все вновь образовавшиеся русские волости Барабы.

Приостановка колонизации продолжалась до 1795 года. 11 октября царским указом она вновь была разрешена.

 

Страницы книги «Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири. Исследование Е.С. Филимонова». С.-Петербург,1892 год.

Данная статья основана на документе «Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири. Исследование Е.С. Филимонова» С.-Петербург,1892 год.

Материалы привезены из Центрального государственного исторического архива г. Ленинграда сотрудниками Дома-музея В.В. Куйбышева к 260-летию нашего города и впервые публиковались в мае 1982 году на страницах газеты «Трудовая жизнь»

Методист музея Павлова Н.И.

http://museumcomplexnso.ru/index.php/lektsionnye-pyatnitsy-v-muzee/599-i...

категория: 
подкатегория: 
Average: 3 (1 vote)

Комментарии

Опубликовано пользователем Себер
Два последних предложения противоречат и друг другу, и здравому смыслу. Фрагменты из книги "Материалы для изучения экономического быта...", впервые в этой книге и напечатаны. И зачем нужно было делать выписки в ленинградском архиве, если эта книга есть, например, в нашей Государственной областной научной библиотеке?

Опубликовано пользователем Себер
Свежая хорошая научно-популярная книга Евгения Лазарчука "Золотой бык в зеленом и красном поле" (электронная версия есть на сайте "СибОгней". Читайте и будет вам щастье.

Добавить комментарий

Target Image