ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТАРИФНЫЙ ПЕРЕЛОМ, правило расчета ж.-д. тарифа, призванное ослабить конкуренцию производителям хлеба в Европ. России со стороны Сибири. В 1880–90-х гг. Европ. Россия была вовлечена в мировой аграр. кризис. В нач. 1890-х гг. на ж. д. России скопилось 28,3 тыс. вагонов непроданного хлеба. В это время на европ. рынки начал поступать хлеб из Сибири. В 1892 из С.-Петербурга за границу впервые вывезли 10 млн пуд. сиб. хлеба. Во время сильного неурожая в Европе в 1897 из Сибири отправили на запад 27,3 млн пуд. хлеба, в т. ч. 11,4 млн пуд. за границу. Скопившиеся за мн. лет запасы пшеницы вывезли почти полностью. Произведенное сиб. крестьянами зерно стоило на 25–30 % меньше выращенного в помещичьих хоз-вах центр. регионов России. Чтобы защитить помещиков (в ходе кризиса в нек-рых губерниях разорилось от 70 до 80 % мелких и ср. имений), пр-во в 1896 установило Ч. т. п. Согласно общему правилу расчета цены ж.-д. перевозки, чем дальше был адресован груз, тем ниже устанавливалась уд. цена пудоверсты. Но в Челябинске тариф на транзит. хлеб начинали отсчитывать заново, как если бы хлеб отправляли из этого города. Благодаря такой «фиктивной перегрузке» в Челябинске хлеб из Сибири в Москве и С.-Петербурге стал стоить на 30 % дороже поволжского. С 1 авг. 1911 надбавку к нормальному тарифу снизили на 40 %, с 1 авг. 1912 – на 70 %. С 1 авг. 1913 Ч. т. п. полностью отменили.
Лит.: Пронин В.И. Сибирь в составе всероссийского и мирового рынка (1897–1917 гг.). Новосибирск, 1999.
Г.А. Ноздрин