Чиновничество сибирское

Чиновничество сибирское, регион. часть общерос. соц. группы. В широком смысле слова к Ч. относились все лица, находившиеся на гос. службе и профессионально участвовавшие в упр-нии; в узком смысле – совокупность лиц, имевших чины и состоявших на гражд. службе. Организуя систему упр-ния (см. Воеводское управление и суд в Сибири; Управление Сибирью.), власть создавала приказные палаты, земские избы, суды и т. п. Вместе с воеводами в Сибирь прибывали дьяки и подьячие. Сиб. адм. аппарат не только в 1-е десятилетия, но и мн. позже выполнял и управленч., и воен., и хоз. функции. Порядок его комплектования и вознаграждения, состав, должностные обязанности изменялись вместе с изменением системы упр-ния. В 1-й четв. XVIII в. положение Ч. было оформлено законодательно. Табель о рангах 1722 ввела единую систему чинов, узаконила замещение постов в армии и гос. аппарате по личным заслугам, способностям и опыту. Все Ч. разделилось на классное (существовало 14 кл., низш. класс, или чин, – коллеж. регистратор, высш. – действит. тайный советник) и внетабельное (канцеляристы, подканцеляристы, копиисты). Чиновник назначался на опред. должность в адм. аппарате в соотв. с имевшимся у него чином. Важную роль в упр-нии в XVIII и даже в XIX в. играли военные. Мн. чиновники, особенно Мин-ва внутр. дел, продолжали числиться на воен. службе, имея соотв. воен., а не гражд. чины. С 1764 все чиновники стали получать гос. ден. жалованье. В 1-й пол. XIX в. процесс бюрократизации гос. аппарата резко ускорился. Порядок определения на службу, прохождения ее, награды и поощрения, наказания, выход на пенсию в XIX в. определялись «Уставом о службе гражданской» (1832).

Ч. с., как и во всей России, делилось на неск. слоев. Высш. составляли чиновники 1–5-го (в провинции – 3–5-го) кл. – от генерал-губернаторов до пред. губ. правлений, судов, казен. и контрольных палат и т. п.; средний – чиновники 6–9-го кл., занимавшие должности советников в губ. органах или глав уезд. учреждений; низш. – чиновники 10–14-го кл., служившие столоначальниками, контролерами, секретарями, заседателями и т. п.

Карьера чиновника в значит. степени зависела от его происхождения. Дворянство в Российской империи по закону вплоть до кон. XIX в. имело серьез. преимущества при получении очеред. чинов, должностей и наград. В сиб. адм. аппарате, как и в общерос., преобладало отнюдь не дворянство. Даже на высш. должностях губ. уровня, за искл. губернаторов, было немало выходцев из духовенства, купечества, мещан и еще больше – из самого Ч. В средних и, тем более, низш. слоях Ч. дворян было очень мало.

В Сибири мест. уроженцев в высш. слое Ч. была немного. Однако их было немало в составе ср. Ч., а в низш. слое они составляли абс. большинство.

Начиная с инициированного М.М. Сперанским указа 1809 (указ ставил условием произв-ва в чин коллеж. асессора высш. образование или сдачу соотв. экзамена) в систему чинопроизв-ва стал вводиться образоват. ценз. Полученное образование определяло чин, с к-рого молодой человек начинал службу, а также сроки выслуги след. чинов. В теч. XIX в. происходил неуклонный рост образоват. уровня. Постепенно от чиновников стало требоваться спец. образование. С нач. реформ 1860-х гг. для замещения ряда высоких должностей все чаще надо было иметь не просто высш., но и соотв. профилю ведомства образование.

Подготовка образов. чиновников в самой Сибири затруднялась отсутствием развитой системы образования: в 1-й пол. XIX в. существовало всего 3 гимназии, 1-й университет появился только в 1888. Привлечение кадров из Европ. России осложнялось значит. трудностями службы в Сибири: удаленность от родовых имений, необходимость отправлять детей на далекое от дома расстояние для получения образования, высокие цены на все привозные товары, огромные расходы на поездки в «Россию» и т. д. Недостаток чиновников заставлял пр-во делать исключения из общих правил, создавая особую систему льгот для приезжавших в Сибирь на службу. В нач. XIX в. чиновники, направлявшиеся из Европ. России в Иркутскую, Томскую и Тобольскую губ., награждались след. чином и получали казен. прогоны по новому чину. За это они обязывались прослужить в Сибири не менее 3 лет. Ехавшие на Камчатку получали еще пол. годового жалованья. При издании знаменитого указа 1809 об экзаменах на чин было сделано спец. исключение для служивших в Сибири и направлявшихся туда. От Ч. с. не требовалось высш. образования. В формулярах мн. чиновников нашли отражение поездки в Сибирь за чином. Для привлечения на службу молодых образов. людей из дворянства центр. губерний пр-ву в сер. столетия пришлось пойти на введение новой системы льгот и поощрений. Так, при переходе на службу в Сибирь чиновник получал внеочеред. чин, после каждых 5 лет службы полагалась надбавка к жалованью и т. п. Тем не менее кардинально изменить ситуацию не удалось, жалобы и сетования на трудность службы в столь отдаленном и суровом крае и на недостаток в связи с этим желающих служить там неизменно повторялись в отчетах и докладах сиб. администраторов.

Имуществ. положение чиновников определялось не только размерами казен. жалованья, но и имевшейся наследств. и приобретенной собственностью. Однако для абс. большинства чиновников осн. и даже единств. легальным источником доходов являлось казен. содержание. У высокопоставленных чиновников оно слагалось из жалованья, столовых и квартир. денег. Жалованье обычно составляло 2/5, столовые деньги – также 2/5 и квартир. деньги – 1/5 содержания. Если чиновнику предоставлялось казен. помещение, что обычно полагалось губернатору, то квартир. деньги ему не выплачивались. Лицо, занимавшее неск. должностей, квартир. деньги получало только по высш. из них. Немалое значение имели также прогонные деньги, при отправлении в Сибирь впервые обязат. выдавались и подъемные. Размеры жалованья зависели от чина, должности, ведомства, губернии. Кроме того, полагались добавочное содержание, разъездные, столовые, квартирные. Реально у чиновников высш. слоя размеры содержания были сравнительно высоки и обеспечивали достойный их статуса образ жизни. При менее значительных чине и должности не полагалось большого оклада. Его не хватало тем, кто имел многочисл. семьи. Большинство мелких чиновников едва сводило концы с концами. Особо важным для чиновников всех рангов было право на пенсию. Им пользовались только гос. служащие. Пенсию получали либо сам чиновник по выходе в отставку, либо семья в случае его смерти. Чтобы получить полный оклад пенсии, требовалось выслужить не менее 35 лет, 2/3 от него – 30, треть – 20 лет. Для служивших в Сибири и на Кавказе сроки уменьшались, что являлось немаловажной привилегией.

Абс. большинство даже высш. чиновников Сибири обладало собственностью незначит. размеров – неск. дворовых, деревян. дом в городе. Часть чиновников офиц. жила не только на жалованье и доходы от имений, но и занималась предпринимат. деят-тью. Существовали широчайшие возможности для взяток, «темных поборов» с крестьян и проч. вполне криминал. доходов. Офиц. содержание, получаемое средним и тем более низш. Ч., не обеспечивало их существования. Отсутствие легал. возможностей решить эту проблему толкало на прямые нарушения законов, наиб. распространенными из к-рых были «темные поборы» – сборы с населения на содержание мест. органов власти, прежде всего вол. писарей и земской полиции.

С кон. 1860-х гг. ряд ведомств стал привлекать на работу по найму женщин и вольнонаем. персонал. Особенно широко эта практика осуществлялась в период Первой мировой войны. После Февр. революции и до утверждения сов. власти старое Ч. сохранялось. Порядок службы по-прежнему регулировался Табелью о рангах и «Уставом о службе гражданской». Даже при замене нек-рых чиновников в отд. сферах гос. аппарата (администрация, полиция, частично суд) большинство отстраненных по-прежнему получали пособия и пенсии. Дорев. Ч. было упразднено 1-ми декретами сов. власти.

Лит.: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Зайончковский П.П. Российское самодержавие в конце XIX ст. М., 1970; Он же. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978; Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бюрократии. М., 1974; Быконя Г.Ф. Русское неподатное население Восточной Сибири в XVIII – начале XIX в. Формирование военно-бюрократического дворянства. Красноярск, 1985; Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX в. Омск, 1995; Он же. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX – начала XX веков. Омск, 1997; Он же. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX – начала XX веков. Омск, 2004; Матханова Н.П. Высшая администрация Восточной Сибири в середине XIX века: Проблемы социальной стратификации. Новосибирск, 2002.

Н.П. Матханова