Братья Жилины. Степан (слева) и Григорий (справа)
«Более 7 тысяч выпускников Лепельского минометного училища, в том числе и наших земляков, внесли достойный вклад в победу», — это строки из второго издания исторического очерка, вышедшего в Белоруссии. И под «нашими земляками» авторы издания подразумевали курсантов белорусского довоенного набора и последующих лет. Но, как известно, уже в конце июля 1941-го ЛМУ возобновило учебный процесс в Барнауле.
«В августе в училище стали прибывать курсанты нового набора. Пополнение в 2462 человека было из Алтайского края (171), Красноярского (111), Новосибирского (252), Омского областных военных комиссариатов (33), Харьковского военного округа (1895)», - читаем в книге А. Стельмах и Г. Яковлевой. Но училище в Барнауле существовало до своего расформирования в 1946-м. Узнаем ли мы когда, сколько всего уроженцев нашего края ушло на фронт после окончания ЛМУ?
Сегодня о двух наших земляках-выпускниках Лепельского минометного расскажет их внучатая племянница петербурженка Марина Чарина.
«Достраивать будет некому…»
Братья были погодками: Степан родился в мае 1923-го, а Григорий – в ноябре 1924-го. Родные вспоминали, что старший был человеком мягким и сердечным. Григорий хотел пойти в летное училище, Степан - вслед за ним, но не прошел по зрению. В итоге Степана призвали в Лепельское минометное училище 15 августа 1942 года. Григорий, прибавив себе год, попал туда же. После обучения их отправили воевать, не дав проститься с родными. Младшая сестра Тамара вспоминала, что однажды, уходя из дома и понимая, что скоро на фронт, Степан обернулся и сказал: мол, ему кажется, что никогда больше сюда не вернется и дом достраивать будет некому...
Степан и Григорий воевали друг от друга в 7 километрах в Ленинградской области, в разных войсках Волховского фронта, которые сыграли важнейшую роль в прорыве блокады Ленинграда. Однажды Григорий узнал, что брат ранен, прискакал в санбат на лошади. Ранение было несовместимо с жизнью: Степану разорвало живот осколком снаряда. Он умер 13 августа 1943 года. После этого Григорий ушел в разведку на Прибалтийский фронт. Он искал смерти, совершал отчаянные поступки, за которые получал награды. После Победы его отправили воевать с японцами…
Мать получила похоронку на Степана. Садилась у окна, смотрела на дорогу и плакала. Она не верила и продолжала ждать сына. Не верила, потому что еще не знала, что Григорий сам его похоронил около железной дороги, у станции Назия.
Ни слова о страхе и боли
После войны Григорий женился, в семье родилось трое детей: сын Владимир и дочери Ольга и Наталья…
В середине 70-х годов в белоярской школе № 12 был организован музей, посвященный истории Великой Отечественной войны. Троюродная сестра моей мамы, тетя Таня Чечулина запомнила, что было там все как в настоящем историческом музее - с бархатными шторами и витринами под стеклом. Школьников отправляли по дворам Белоярска просить людей отдавать фронтовые письма и фотографии участников войны. Мама моя помнит, что и она ходила. И люди отдавали реликвии.
Увы, музей просуществовал совсем недолго, пару лет. В середине ноября 2020-го мне пришла идея обратиться в школу и узнать, сохранились ли письма моих родственников. В социальной сети я нашла Наталью Леонидовну Степанову, она откликнулась. (Хочу сказать, что в течение всего периода сбора информации по истории моей семьи происходят истинные чудеса!) Степанова ответила, что среди сохранившихся - лишь подборка документов семьи Антоновых и письма, почтовые карточки и фотография… Степана Жилина!
Невозможно выразить словами радость, которую я испытала, когда держала в руках эти реликвии! Они, эти полевые карточки и треугольники – не просто история отдельной семьи, а история войны, весточки с полей сражений! В письмах Степана я не нашла ни слова о страхе, боли, испытаниях - только бы не волновать маму…
На похоронах Григория Захаровича – он ушел из жизни в 1996-м - я шла впереди всей процессии, неся на подушечке его медали. Тогда я совсем не понимала, какова их цена…
Какими были выпускники Лепельского минометного училища, которое с 1941 по 1946 годы располагалось в Барнауле Фото №2
Родные знали точное место, где был похоронен Степан, но когда я приехала туда первый раз в 2010 году, имени в списках мемориала не увидела. Позже отправила запрос в военный комиссариат Кировска и Кировского района Ленинградской области – и теперь на одной из гранитных памятных плит увековечено имя Степана, есть его фотография. Имя Степана можно увидеть и на мемориальной доске у обелиска на Центральной площади Новоалтайска.
Уважаемые читатели! Этим материалом мы продолжаем серию публикаций о Лепельском минометном училище. Если ваши родственники учились в ЛМУ, пожалуйста, сообщите по адресу stirskaya@mail.ru Копии присланных документов будут переданы продолжающим исследования авторам книги об училище.
20 февраля 2023г.
Светлана Тирская
Добавить комментарий