ЧУВАНЦЫ, этэль, этал (самоназв.), корен. народ Чукотского авт. окр. Проживали в р-не Шелагского мыса, в бас. ниж. и ср. течения р. Палаваам, в верховьях рек Амгуэма, Чаун, Бол. и Мал. Анюй. Числ. в России (тыс. чел.): 1926 – 0,7, 1989 – 1,4, 2002 – 1,1. Между переписями 1926 и 1989 учитывались как чукчи и русские.
Относятся к байкал. антропол. типу североазиат. расы. Язык, предположит. близкий к юкагирскому, утрачен. Говорят на чукотском яз. (кочевые Ч.) и «марковском» диалекте рус. яз. (оседлые Ч.).
В рус. источниках Ч. упоминаются с сер. XVII в. как один из юкагир. родов. Занимались кочевым оленеводством, охотой на диких оленей и рыболовством. Еще до прихода русских занимались посреднич. деят-тью в меновой торговле чукчей с населением Охотского побережья. Делились на патрилинейные роды, возглавлявшиеся князьцами, или тойонами. Жили в переносных конич. чумах и конич. жилищах с остовом из жердей, крытых корой и дерном. С обращением в XVII–XVIII вв. Ч. в христианство процесс сближения с русскими усилился. В XVIII–XIX вв. отд. группы Ч. испытывали культур. и язык. влияние чукчей и коряков. К нач. XIX в. сформировались 2 этногр. группы Ч.: оседлые (марковцы, анадырцы), расселенные в р-не с. Марково и небольших заимках по р. Анадырь, в значит. степени обрусевшие, и кочевые, оленные, расселенные в верховьях Анадыря, близкие по культуре к оленным чукчам и корякам. В кон. XIX в. Ч. составляли одно из 5 «обществ» Анадырской округи. Говорили на «марковском» диалекте, называя себя марковцами, анадырцами, анадырщиками.
В XIX в. для оседлых Ч.-марковцев был характерен юкагир. тип хоз-ва, включавший рыболовство, охоту на дикого оленя на переправах, разведение ездовых собак. Жили в общих с рус. старожилами и юкагирами селениях, в срубных домах, обычно с плоской крышей без потолка, земляным полом и чувалом (очаг из жердей, обмазанный глиной). В нек-рых хоз-вах были бани. В июне, в ожидании хода красной рыбы (кета, горбуша) всей семьей перекочевывали на летники, расположенные вблизи рыб. тоней. Рыбу солили, квасили в ямах, заготавливали юколу. Осенью охотились на диких оленей на плавях. На охоту выезжали на долбленых лодках-каяках, охотились с помощью «поколюг» – спец. пик. Занимались также пушной охотой.
Кочевые Ч. занимались крупнотабунным оленеводством. Жили в ярангах. Совр. кочевые Ч. работают совместно с чукчами и эвенами в оленеводч. хоз-вах, часть оседлых Ч. в хоз-вах занимаются ловом и переработкой рыбы. Собаководство практически исчезло. Мн. из марковцев заняты в жив-ве и огородничестве.
Зимой Ч. носили меховую одежду чукот. типа – двойную меховую кухлянку и двойные штаны, летом – камлейку – глухую одежду с капюшоном того же покроя, что и кухлянка, но из ровдуги или ткани. Обувь изготовляли из нерпичьей кожи, камусов, ровдуги. Марковцы использовали рус. одежду.
Оседлые Ч. питались гл. обр. рыбой и оленьим мясом с приправой из кореньев – продуктов собирательства. По праздникам пекли хлеб, пироги. Из напитков изготовляли брагу, в больших кол-вах пили чай. Пища кочевых Ч. состояла в осн. из мяса оленя. В кач-ве возбуждающего и опьяняющего средства Ч., подобно чукчам и корякам, использовали мухомор.
Духов. культура и соц. отношения оседлых Ч. испытали значит. рус. влияние. Отмечались церк. праздники, в домах имелись иконы и церк. книги. Свадьбы справлялись по рус. обычаю. Умерших хоронили по правосл. нормам, но в гроб мужчине клали табак, женщине – орудия для рукоделия. И у оседлых, и у кочевых Ч. был широко распространен охотничий фольклор, где совмещались действит. и фантастич. сюжеты. У совр. марковцев сохраняются старинные рус. былины, песни, сказки. Кочевые Ч. в осн. сохраняют традиц. верования, православием затронуты мало. Отмечали сезонные праздники, связанные с оленеводч. хозяйств. циклом, сопровождаемые забоем оленей, жертвоприношениями и проч. Было развито шаманство, распространены антропо- и зооморф. фигурки из дерева, кожи, кости, камни для гадания, аналог. корякским аняпелям.
Лит.: Народы России: Энциклопедия. М., 1994; Северная энциклопедия. М., 2004.