Чукчи

ЧУКЧИ (самоназв. лыгъо равэтлъан – «настоящие люди»). Осн. масса Ч. живет в Чукотском авт. окр., на севере Камчатской обл. и на востоке Респ. Саха (Якутия). Числ. Ч. (тыс. чел.): 1959 – 11,7, 1970 – 13,5, 1979 – 13,9, 1989 – 15,1, 2002 – 15,8.

Ч., наряду с эскимосами, коряками и ительменами, включаются в материковую группу популяций аркт. расы, генетически связанную с тихоокеан. монголоидами. В то же время специфич. теплорегуляц. комплекс Ч. и эскимосов свидетельствует о длительности их проживания в экстремальных условиях сев.-востока Сибири.

Чукотский яз. входит в чукотско-коряк. группу/семью палеоазиат. языков. Письменность создана в 1930 на осн. единого сев. алфавита. В 1932 В.Г. Богоразом составлен 1-й чукот. букварь. С этого времени распространением письменности на Чукотке руководил спец. окружной комитет. Успешному распространению грамотности способствовало относит. единство чукот. яз.

Исторически Ч. представлены 2 этногр. группами: оленные (чавчу, Ч.-оленеводы) расселяются в континент. части Чукотки, береговые (анкалын, от ан – «море», кальн – «приморский») – в прибрежной, это охотники на мор. зверя.

Согласно совр. этногенетич. представлениям Ч. считаются аборигенами континент. Чукотки. Их предки сформировались здесь на рубеже IV–III тыс. до н. э. Основанная на охоте на диких оленей культура этого населения в достаточно стабильных природ.-климат. условиях просуществовала здесь до кон. ХVII – нач. ХVIII в. В то же время совр. хоз.-культур. разнообразие этноса отражает актив. контакты Ч. с соседними народами. Для формирования береговых Ч., охотников на мор. зверя, решающее значение начиная с сер. I тыс. н. э., имели их контакты с эскимосами. Это было взаимодействие 2 охотничьих традиций, в нач. период, в связи с отличиями практически во всех аспектах культуры, происходившее в форме обмена. Впоследствии часть Ч. – континент. охотников на оленя перешла к оседлому образу жизни и занятию мор. зверобойным промыслом. При корен. трансформации экономики и культуры они не утратили своей этнич. специфики в силу демогр. ситуации (Ч. было больше) и характера освоения территории (подселение в эскимос. поселки, но образование в них собств. общин, создание чукот. поселений). Чукот. и эскимос. культуры сосуществовали в условиях взаимовлияния. Сохранению этнич. культуры береговыми Ч. способствовали и их достаточно интенсив. контакты с Ч.-оленеводами.

История формирования оленных Ч. не столь очевидна. Согласно одной из точек зрения, оленеводство на Чукотке возникает конвергентно по отношению к др. сиб. центрам доместикации, на осн. культуры охотников на дикого оленя, другая же предполагает заимствование Ч. оленеводства от тунгусов. Становление крупностадного оленеводства на Чукотке датируется ХVIII в., в теч. к-рого резко увеличивается поголовье домаш. оленей, что к сер. XIX в. позволяет рассматривать его в кач-ве экон. основы об-ва Ч.-оленеводов. Исторически сложились 2 области расселения оленных Ч.: южная, в бас. р. Анадырь, и северная, от Анадырского хр. к побережью Сев. Ледовитого океана. Внутри этих областей выделяются более мелкие группы оленных Ч., названия к-рых восходит к назв. территории, на к-рой они расселяются. Кочевое оленеводство определяет образ жизни и атрибутику культуры оленных Ч. Увеличение во 2-й пол. XIX в. внеш. спроса на продукцию чукот. оленеводства, сохранявшего натур. хар-р, способствовало вовлечению Ч. в товар. отношения (поставка на рынок мяса, шкур, кож, продукции ремесл. произв-ва). В кон. XIX – нач. XX в. оленеводство определяет и соц. расслоение чукот. об-ва.

Для обществ. строя Ч. к нач. контактов с русскими были характерны перерастание патриархальной общины в соседскую и развитие имуществ. дифференциации. Олени, собаки, жилища и байдары находились в частн. собственности, пастбища и промысл. угодья – в общинной. Осн. соц. единицей тундровых Ч. было стойбище из 3–4 родств. семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах круп. оленеводов жили их работники с семьями. Группы по 15–20 стойбищ были связаны отношениями взаимопомощи. Примор. Ч. объединялись по неск. семей в байдарную общину (этвэт йырын), возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных Ч. существовали патрилинейные родств. группы (варат), связанные общими обычаями (кровная месть, передача ритуал. огня, одинаковые знаки на лице во время жертвоприношений и др.). До XVIII в. было известно патриарх. рабство.

У Ч. была распространена вера в духов. Болезни и бедствия приписывались действию злых духов (келет), охотящихся за человеч. душами и телами и пожирающих их. Среди животных особенно почитались белый медведь, кит, морж. Каждая семья имела набор священных предметов: связку амулетов, бубен, прибор для добывания огня в виде доски грубой антропоморф. формы с углублениями, в к-рых вращалось лучковое сверло; огонь, добытый таким способом, считался священным, мог передаваться только среди родственников по муж. линии. Умерших сжигали на костре или оставляли в тундре, одев перед этим в погребальную одежду, обычно из белых шкур. Стариками, а также в случаях тяжелой болезни, горя, обиды и т. д. часто предпочиталась добровол. смерть от руки родственника; считалось, что она обеспечивает лучшую посмертную участь. Был развит шаманизм. Шаманы имитировали голоса животных, сопровождали свои действия игрой на бубне, пением или речитативом, плясками. Особенно почитались шаманы-мужчины, уподоблявшиеся женщинам, и наоборот. Особого костюма шаманы не имели.

Процесс христианизации, начавшийся в кон. ХVII в. и продолжавшийся до нач. ХХ в., привел к распространению среди Ч. нек-рых элементов православия, сопровождавшего внедрение рус. культуры. Миссионер. деят-ть значит. усилилась после того, как во главе правосл. церкви сев.-востока Сибири встал Иннокентий (Вениаминов), считавший, что приобщение аборигенов к вере возможно через повышение их культуры в целом. Церковь достаточно активно боролась с шаманизмом, в то же время терпимо воспринимая синкретич. с христианством формы его выражения. В сов. период, когда атеистич. пропаганда была направлена в осн. против христианства, имело место возрождение традиц. верований, неск. видоизмененных.

Семья, в прошлом большая патриархальная, к кон. XIX в. превратилась в малую патрилокальную. Согласно традиц. свадеб. обряду, невеста в сопровождении родственников приезжала к жениху на своих оленях. У яранги забивали оленя и его кровью невесте, жениху и их родственникам наносили на лицо родовые знаки жениха. Существовали элементы группового брака («переменный брак»), отработки за невесту, у богатых – многоженство. Мн. проблем у оленных Ч. возникало с диспропорцией в половой структуре (женщин было меньше, чем мужчин). Имя ребенку давали обычно через 2–3 недели после рождения.

Осн. занятие тундровых Ч. – кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженное мясное направление. Второе направление – получение шкур. Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада отличались сравнит. круп. размерами, олени были слабо одомашнены, выпасались без помощи собак. Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочевывая по неск. раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря. Оленей не доили, иногда пастухи высасывали молоко. Для приманивания оленя пользовались мочой. Кастрировались олени путем перекусывания семенных каналов.

Осн. занятие береговых Ч. – охота на мор. зверя: зимой и весной – на нерпу и тюленя, летом и осенью – на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами по неск. байдар. Традиц. охотничье оружие – гарпун с поплавком, копье, ременная сеть, со 2-й пол. XIX в. распространилось огнестрельное оружие, методы охоты упростились. Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт. Рыболовство, кроме бас. Анадыря, Колымы и Чауна, было развито слабо. Промыслом рыбы занимались мужчины. Рыбу ловили сачком, удой, сетями, летом – с байдар, зимой – в проруби. Лосося заготавливали впрок. До появления огнестрел. оружия охотились на дикого оленя и горн. барана, впоследствии почти полностью истребленных; под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел. До наст. времени сохранилась охота на птиц с помощью «бола» (метательные орудия из неск. веревок с грузами, к-рые опутывали летящую птицу). Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений. Корни выкапывали орудием с наконечником из рога, позднее – из железа.

Традиц. ремесла – выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты худ. резьба и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. Для чукот. орнамента характерен мелкий геометр. узор. В XIX в. на вост. побережье возникли кустар. объединения по произв-ву резных предметов из морж. кости на продажу. В XX в. развилась сюжетная гравировка по кости и морж. клыку (работы Вуквола, Вуквутагина, Гемауге, Хальмо, Ичеля, Еттуги и др.). Центром косторезного искусства стала мастерская в с. Уэлен (создана в 1931). Во 2-й пол. XIX в. мн. Ч. стали наниматься на китобойные шхуны и зол. прииски. Большинство совр. Ч. занимается традиц. видами деят-ти в рамках оленевод. и промысл. хоз-в. Часть занята в жив-ве, звероводстве, тепличном овощеводстве, сферах обслуживания, образования и здравоохранения. Семьи оленеводов живут в постоянных поселках; укрупнены поселения приморских Ч.

В зависимости от вида хоз. деят-ти поселения Ч. делились на кочевые оленеводческие, к-рые состояли из переносных жилищ (яранг), и стационарные/сезонные поселения из постоян. назем. и полуподзем. жилищ. Осн. жилище оленных Ч. – яранга – представляло собой каркас. постройку с жердевой основой: низ к-рой цилиндрический, а верх конический. Стены образованы вертикал. шестами, расположенными по окружности. Вверху они соединены горизонт. шестами. На эту конструкцию опираются шесты крыши, поставленные конусом. Каркас покрывается покрышками из оленьих или морж. шкур и дополнительно обвязывается ремнями. Жилая часть яранги состоит из пологов (ящик прямоуг. формы, сшитый из оленьих шкур), число к-рых зависит от кол-ва брачных пар, живущих в яранге. Полог отапливается и освещается жировыми лампами. Жилище оседлых Ч. более капитальное. Это назем. или углубленная в грунт постройка, основу к-рой составляет каркас из китовых челюстей и ребер. Сверху каркас перекрывался дерном и землей. Внутри по периметру стен шли нары, на к-рых, как и в яранге, располагались пологи. В жилище были 2 входа: летний через крышу и зимний в одной из боковых стен. Каркас таких построек мог выполняться и из бревен.

Осн. материалами, из к-рых изготавливалась традиц. одежда как оленных, так и приморских Ч., были оленьи и в незначит. степени тюленьи шкуры. Последние использовались в осн. для обуви и отд. деталей одежды. Состав костюма Ч. отличался но полу, а также по принадлежности к той или иной хоз. группе. Так, нательной одеждой мужчин у приморских Ч. были натазники и двойные штаны из камуса и оленьей шкуры, оленные Ч. натазников не носили. Плечевая одежда у обеих групп Ч. летом состояла из глухой рубахи, сшитой мехом вовнутрь, зим. костюм дополнялся еще одной глухой рубахой, скроенной аналогично нижней, но мехом наружу. Одежда подпоясывалась с напуском, в к-рый помещали мелкие предметы – емкость с табаком, трубку, спички и т. п. Русские называли такую одежду «кукашка» или «кухлянка». Для защиты мех. одежды от влаги поверх нее надевалась «камлея» – туникообразная глухая одежда с капюшоном. Летом носили либо старую зим. одежду, либо аналог. по крою, но сшитую из ровдуги. Примор. Ч. изготавливали непромокаемые камлейки из кишок мор. млекопитающих. Зим. обувь двойная (мех. чулок мехом вовнутрь и наруж. камусная обувь мехом наружу), заправляется под штаны. Летняя делалась из «дымовины» – оленьей шкуры из покрышки яранги. В зим. комплект входили одинарные камусные рукавицы и двойные капорообразные шапки. Жен. одежда по категориям костюма совпадала с мужской. Нательная у примор. Ч. пояс-повязка с натазниками. Ниж. плечевая одежда – широко скроенный комбинезон с короткими штанинами – шилась мехом вовнутрь. Концы рукавов и штанин имели вздержки. Зим. костюм дополнялся верх. комбинезоном (керкер), сшитым мехом наружу. При длительных переездах и холод. погоде поверх двойного комбинезона надевалась глухая одежда мехом вовнутрь с капюшоном – камлейка. Летняя жен. одежда состояла из старого зим. комбинезона и камлейки из хлопчатобум. ткани. И женщины, и мужчины в сырую погоду носили камлейки из кишок. Жен. обувь по сравнению с мужской имеет более длинные голенища, к-рые на ноге закрепляются завязками. Обувь заправлялась в штанины комбинезона, к-рые затягивались вздержкой. Жен. рукавицы и голов. уборы по конструкции и способам ношения не отличаются от мужских.

Рацион питания характеризуется преобладанием мясной пищи. У оленных Ч. это оленье мясо, у мор. охотников – мясо мор. животных. При слабом развитии рыболовства рыба в питании Ч. значит. роли не играла. Растит. пища, за искл. ягод, к-рые впрок не заготавливались, использовалась в кач-ве добавок к мясным и рыб. блюдам. Это «моховая каша» (полупереваренный мох, к-рый добывался из оленьих желудков), листья ряда растений (напр. карликовой березы), коренья, внутр. часть древесной коры и корней березы. Растит. пища заготавливалась на зиму, как правило, в сквашенном виде. У Ч., как и у большинства народов Сибири, широко распространено сыроедение. Осн. технология приготовления пищи – варка. Состав блюд не отличается разнообразием. Это похлебки на осн. крови животных, вареного мяса с добавлением субпродуктов и дикоросов. Для консервации мясо проваривалось в небольшом кол-ве воды с добавлением кореньев. Из полученного фарша скатывались большие шары, к-рые зимой промораживались. К традиц. напиткам относится чай.

Праздники были связаны с хоз. циклами: у оленных Ч. – с осенним и зим. забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и возвращением оттуда. Праздники примор. Ч. близки к эскимосским: весной праздник байдары по случаю 1-го выхода в море, летом – праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей, осенью – жертвоприношение морю, поздней осенью – праздник Кэрэткуна, хозяина мор. зверей, изображаемого в виде деревян. фигуры, к-рую сжигали по окончании праздника. Праздники сопровождались танцами под бубен, пантомимой, жертвоприношениями оленей, мяса, фигурок из оленьего жира, снега, дерева у оленных Ч., собак – у приморских.

Фольклор Ч. включает космогонич. мифы, мифол. и ист. предания, сказки о духах, животных, похождениях шаманов, былички и др. Мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, эскимосов и североамер. индейцев (сюжет о Вороне – трикстере и демиурге и др.).

Традиц. муз. инструменты – варган (хомус), бубен (ярар) и др. – делались из дерева, кости, китового уса. Кроме ритуал. танцев были распространены также импровизир. развлекат. танцы-пантомимы. Характерен танец пичьэйнен (букв. «горлом петь»), сопровождавшийся горловым пением и выкриками танцующих. Традиц. танцы Ч. сохраняются в исполнении проф. коллективов (первый проф. ансамбль «Эргырон» создан в 1968, и др.).

Лит.: Богораз В.Г. Отчет об исследовании чукчей Колымского края // Отд. оттиск из «Известий Восточно-Сибирского Отд. Императорского Русского Географического Общества» за 1899. Т. 30, вып. 1; Он же. Очерк материального быта оленных чукчей // Сборник Музея Антропологии и Этнографии. СПб., 1901. Вып. 2; Народы Сибири. М.; Л., 1956; Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. М.; Л., 1965; Гурвич И.С. Этническая история северо-востока Сибири. М., 1966; Очерки истории Чукотки с древнейших времен до наших дней. Новосибирск, 1974.