Бирюля Николай Афанасьевич

25 октября  – 80 лет со дня рождения заслуженного работника культуры РФ Бирюли Николая Афанасьевича (1938, пос. Воздвиженский Чулымского р-на), директора Новосибирского областного театра кукол (1972– 2016), кавалера ордена Дружбы, лауреата премии Новосибирской мэрии «Человек года» в области культуры и искусства.

Заслуженный работник культуры России, художественный руководитель Новосибирского областного театра кукол Николай Афанасьевич Бирюля – по-настоящему уникальная личность. Театральных директоров с таким стажем (более 40 лет) немного не только в Новосибирске, но и в мире! А посвятить всю жизнь одному театру, одному коллективу, одному жанру умеют лишь единицы…

Трудовая биография Николая Бирюли началась, когда ему было 17 лет. Работа моториста кинопередвижки определила привязанность к культуре в дальнейшем. После службы в армии – учёба в школе киномехаников, затем – кульпросветшкола и...режиссёрский факультет Московского государственного института культуры. В Новосибирском областном Доме народного творчества Николай Афанасьевич трудился методистом, заместителем директора. А в 1972 году – ему только-только исполнилось 33 года – возглавил Новосибирский областной театр кукол.

Театр был создан в 1933 году и до сих пор является единственным в Новосибирске и Новосибирской области профессиональным государственным коллективом, работающим с куклами. Его особой миссией всегда было развитие и воспитание детей, приобщение их к искусству, формирование у них эстетического вкуса. Но при этом, долгие годы он не имел своей сценической площадки и выступал исключительно на выездах. Многие из актёров не имели специального образования, порой приходили сюда случайно, в качестве учеников во вспомогательный состав. Безусловно, были и профессионалы, известные актёры-кукловоды – заслуженный артист России Валентин Лещинский, А. Кудрявцева, Т. Дробычева, Ф. Шоль, Н. Филиппова; режиссёр – заслуженный деятель искусств России Г. Кудрявцев; художник Г. Томилин и другие.

Когда Н.А. Бирюля стал директором, он поставил перед собой две главные цели. Первая – нравственное воспитание юного зрителя с помощью искусства сцены. И вторая: создание достойной театральной среды, как для зрителей, так и для коллектива, который долгое время был вынужден работать в неподходящих условиях в разных зданиях. Власти Новосибирска и области одобрили цели и поддержали Николая Афанасьевича в его стремлении осуществить задуманное. Было сделано всё необходимое для того, чтобы у детского театра появился собственный дом.

В 1985 году новосибирские кукольники обосновались по адресу улица Ленина, 22. До революции здесь было городское начальное училище, спроектированное архитектором А.Д. Крячковым, в советское время – школа рабочей молодёжи. В здании разместили бутафорский и столярный цеха, репетиционную комнату и две актёрские – мужскую и женскую. В соответствии с проектом архитектора А.С. Михайлова здание Крячкова пристройкой соединили с жилым домом по адресу улица Ленина, 20. В пристройке расположился зрительный зал и фойе. На первом и втором этажах жилого дома – кассовый зал, кафе и музей, в котором хранятся куклы из спектаклей прежних лет и куклы различных театров мира. Ремонтно-реставрационные работы затянулись на два десятилетия и завершились лишь в 1999 году.

Первая премьера на собственной сцене состоялась в мае 2000 года. Это были «Приключения Буратино». Современный репертуар очень разнообразен, включает более 28 детских спектаклей, большая часть которых поставлена по мотивам классических произведений: «Русалочка», «Приключения Буратино», «Аленький цветочек», «Гуси-лебеди» и др. В 2004 году был создан спектакль для взрослых «Сон в летнюю ночь», это вывело театр на новый уровень. «Я очень серьезно подхожу к репертуару, – говорит директор Бирюля. – Например, не понимаю тему унижения женщины. Есть песня „Миленький ты мой, возьми меня с собой”. Вот почему она так унижается перед ним? Нельзя! И детям нужно объяснять, что этого делать не нужно. А вот русские сказки, почему один брат всегда дурак? Или Емеля – лежит на печи и ему всё просто так достается?! Нет, я считаю такие сказки неполезными. Они у нас не идут. Сказка хороша тогда, когда, посмотрев Золушку, девочка сама, без напоминаний родителей, начинает мыть посуду, застилать постель, складывать игрушки. Или же посмотрят ребята спектакль по правилам дорожного движения и на красный свет не побегут».

На базе новосибирского театра ежегодно проводятся фестивали детских самодеятельных кукольных коллективов города и области и всего Сибирского региона. Для детей, испытывающих социальную незащищённость, и для жителей отдалённых районов области организуются благотворительные спектакли. Новосибирцы очень активно гастролируют: в Японии (8 раз), Америке, Тайланде, Франции, в странах СНГ. Новосибирцы не только выступают за рубежом, но и помогают создавать там театры кукол – в посольстве России в Токио, во французском Ле-Кремлен-Бисетр, городе-побратиме Новосибирска.

Спектакли новосибирцев масштабны по времени, по режиссёрско-художественным и техническим характеристикам. В них в полной мере используется механика сцены, компьютерная графика, видеопроекция и световые эффекты. На сцене – сложнейшее оборудование, в зале – удобные складные кресла для маленьких, в фойе – для опоздавших – «тёплые» скамеечки у монитора. Уникальное здание, ценный в воспитательном и эстетическом плане репертуар, профессиональный коллектив…

Во всех описанных достижениях Новосибирского областного театра кукол – прямая заслуга Н.А. Бирюли. Николай Афанасьевич активно участвует и в общественной работе – в центральной ревизионной комиссии Союза театральных деятелей России и, как председатель, в ревизионной комиссии Новосибирского отделения СТД.

За свой многолетний подвижнический труд он удостоен многих наград. Это почётные звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» и «Ветеран труда Российской Федерации», орден Дружбы, медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», знак отличия «За заслуги перед Новосибирской областью», премия Новосибирской мэрии «Человек года» в области культуры и искусства (2007). Статьи о Н.А. Бирюле включены в энциклопедию «Новосибирск» и в справочное издание «Сибирь в лицах».

После 44 лет директорства Бирюля попрежнему возглавляет театр, который для него – смысл и образ жизни! Теперь Николай Афанасьевич работает в должности художественного руководителя. Невозможно и представить его в отдельности от родного коллектива и любимых зрителей.

А.С. Ощепкова

ИСТОЧНИКИ

1. НОВОСИБИРСКИЙ областной театр кукол. 75 лет / НОТК. – Новосибирск, 2008. – 22 с. : ил.

2. БИРЮЛЯ Николай Афанасьевич // Новосибирск : энциклопедия. – Новосибирск, 2003. – С. 96 : портр.

3. БИРЮЛЯ Николай Афанасьевич : [крат. биогр. справка] // Сибирь в лицах. – Новосибирск, 2001. – С. 216 2-й паг. : портр.

4. БИРЮЛЯ И. О дедушке : [рукопись]. 2016. Театральный музей Новосибирского отделения СТД РФ.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1. НАШТАЛОВА Н. Добрая сказка учит / по материалам беседы с Н.А. Бирюлёй // Совет. Сибирь. – 2015. – 26 сент. – С. 7 : ил., портр.

2. БИРЮЛЯ Н.А. Играют в куклы взрослые, а дети – в восторге / интервью с Н.А. Бирюлёй подгот. А. Нестеренок // Совет. Сибирь. – 2009. – 27 февр. – С. 6 : портр.

3. БИРЮЛЯ Н.А. Николай Бирюля: По щучьему велению, по моему хотению – есть у нас теперь театр кукол! / интервью с Н.А. Бирюлёй подгот. И. Фёдорова // Новая Сибирь. – 2009. – № 19 (8 мая). – С. 1, 9 : портр.

4. СЧАСТЛИВЕНКО Л.И. Дарящий детям сказку : [к 70-летию Н.А. Бирюли] // Содружество наций. – 2008. – № 2. – С. 77 : портр.

5. ГАНО. Ф.П-4. Оп. 56. Д. 2695. Л. 1–17. Личное дело Н.А. Бирюли.

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2018 г.

 

подкатегория: 
Голосов пока нет

Добавить комментарий

Target Image