ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА (ФМШ) при Новосибирском гос. ун-те (НГУ). Ныне – Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) физико-матем. и химико-биол. профиля им. акад. М.А. Лаврентьева НГУ. Специализир. ср. учеб. заведение-интернат. ФМШ образована в янв. 1963 и являлась 1-й школой такого типа в СССР. Лишь в авг. 1963 орг-ция в порядке эксперимента специализир. школ при Московском, Ленинградском, Новосибирском и Киевском ун-тах была признана целесообразной на общегос. уровне. Расположена в новосибирском Академгородке. В 1964 ФМШ передана в ведение Мин-ва просвещения при сохранении метод. рук-ва учеб. процессом со стороны НГУ. В 1980 школе присвоено имя акад. М.А. Лаврентьева. В 1988 преобразована в СУНЦ, к-рый вошел в НГУ в кач-ве особого структур. подразделения.
Инициатива создания ФМШ принадлежит основателю Сибирского отд-ния АН СССР (ныне – Сибирское отделение РАН) акад. М.А. Лаврентьеву – школа рассматривалась как первичное звено многоуровневой системы подготовки высококвалифицир. науч. кадров в СО АН. Большую роль в орг-ции ФМШ сыграли академики С.Л. Соболев, С.Т. Беляев, Г.И. Будкер, Л.В. Канторович, члены-корреспонденты АН СССР А.А. Ляпунов (1-й пред. ученого совета ФМШ), Д.В. Ширков и др. Первый набор в 9-е и 10-е классы стационара ФМШ (116 чел.) осуществлен из числа выпускников Летней физ.-матем. школы, работавшей в новосиб. Академгородке в июле – авг. 1962, ставших победителями Всесибирской олимпиады школьников. В дальнейшем проведение олимпиад школьников как способа отбора талант. молодежи для обучения в ФМШ распространилось на обширную тер. Урала, Сибири, Д. Востока и Ср. Азии и стало одной из наиб. известных в стране традиций новосиб. Академгородка.
ФМШ быстро вышла на лидирующие позиции в СССР в области эксперимент. учеб.-метод. работы. По предложению М.А. Лаврентьева разработаны спец. учеб. планы и автор. программы, позволившие сочетать общеобразоват. подготовку с ярко выраженным физ.-матем. и углублен. хим.-биол. уклоном, подготовлены ориг. учеб. пособия. Постановка учеб. процесса макс. приближалась к вузов. и включала в себя лекции, семинары, лаборатор. работы и спецкурсы, а также практич. занятия в лабораториях НИИ Новосибирского научного центра. Совершенствование учеб. программ обеспечивалось курированием ФМШ со стороны базовых кафедр НГУ. В школе преподавали ведущие ученые СО АН СССР. В состав ученого совета ФМШ, к-рый, как правило, возглавляет ректор университета, входили специалисты из институтов СО АН СССР и НГУ. Первый выпуск ФМШ состоялся в июне 1964 – все 92 выпускника выдержали экзамены и были приняты в НГУ. С нач. 1970-х гг. при ФМШ действует одна из крупнейших в стране заочная физ.-матем. школа, кол-во учеников к-рой в отд. годы доходило до 1,5 тыс. чел.
После преобразования ФМШ в СУНЦ НГУ перед ним были поставлены задачи: отбор молодежи, проявляющей способности в области математики, физики, химии и биологии, развитие специализир. образования на основе сочетания общеобразоват. подготовки с углублен. и дифференцир. обучением и всесторон. развитием способностей, проведение науч. исслед-й в области специализир. образования, создание учебников и учеб. пособий. В СУНЦ образованы собств. кафедры математики, физики, естеств. наук, гуманит. дисциплин, к к-рым в 1990-е гг. добавились кафедры информатики, химии, иностр. языков, физ. и спец. подготовки, определяющие ныне внутр. структуру учеб.-науч. центра. С нач. 1990-х гг. в СУНЦ формируются специализир. хим.-биол. классы. Для координации науч. работы в 1996 создана Научно-исследовательская лаборатория СУНЦ. С 1986 осуществляется обмен школьниками с Академией Филлипса (Андовер, США).
К 2005 препод. корпус СУНЦ НГУ превысил 200 чел., среди них ок. 20 докт. и 70 канд. наук. Ежегод. выпуск – 300–320 чел. СУНЦ НГУ осуществляет образоват. деят-ть по программам ср. (полного) общего образования, что позволяет его выпускникам получать аттестаты зрелости гос. образца. За период существования ФМШ (СУНЦ) ее окончило более 10 тыс. чел., свыше 70 % из них поступило в НГУ, остальные – в др. вузы страны. Мн. НИИ Новосибирска и др. науч. центров СО РАН физ.-матем. и естеств.-науч. профиля в значит. степени укомплектованы выпускниками ФМШ.
Важнейшим итогом деят-ти ФМШ (СУНЦ) является утверждение идеи альтернативности образования и места специализир. школ в отеч. образоват. системе. ФМШ послужила основой для разработки организац. и учеб.-метод. концепций специализир. ср. образования физ.-матем. и естеств.-науч. профиля. Под непосредств. влиянием ФМШ возникла сеть подобных учеб. заведений в др. регионах России, в т. ч. при новых сиб. университетах, созданных под непосредств. влиянием СО РАН и НГУ. Одной из последних инициатив такого рода стало формирование Югорской ФМШ в Ханты-Мансийске, 1-й выпуск к-рой состоялся в 2004.
Н.Н. Аблажей, Е.Г. Водичев