Как Колывань переехала на новое место

26 октября – 190 лет назад (1834) Император Николай I утвердил план окружного города Колывань (автор – архитектор К. Турский) для переноса его на новое место, более высокое, с предоставлением площади под строительство в 3,5 раза большей, чем возле Чаусского острога. (Колывань. Краткая историческая справка от Колыванского краеведческого музея).

«С конца XVIII в. частые наводнения привели к тому, что купцы стали объезжать город по гористой местности в восьми километрах к югу от первоначального размещения острога. И тогда горожане добились переноса города в то место, где и проезжали купцы. С 1844 г. началось постепенное перемещение города на новую площадку, а на месте бывшего города осталось село Чаус. Но жители Колывани долго не желали переселяться с насиженного места, и властям даже пришлось принять «энергичные меры», чтобы ускорить этот процесс. Но в итоге, к 1859 г. в селе Чаусском остался 91 двор, в то время как в перенесённой на новое место Колывани – 258. Но к этому времени Колывань из уездного города стала заштатным.

Население города в эпоху его расцвета быстро росло. Так, в 1826 г. в Колывани проживали 800 человек, а в 1846 г. – уже 1 200. В 1858 г. в городе был всего лишь 2 251 житель, а к 1897 г. их количество составляло уже 11 703 человека (что сравнимо, например, с Курганом, насчитывавшим 10 300 жителей, или Бийском с 17 200 жителями; однако, это значительно меньше, чем в Барнауле – 21 000 горожан или Томске – 53 000).

Сооружение Транссибирской железной дороги в конце XIX в. привело к окончательному упадку экономического процветания Колывани».

В.Г. Кокоулин

Календарь знаменательных и памятных дат по Новосибирской области, 2024 год

https://bsk.nios.ru/content/gorod-kolyvan

Подробнее: https://bsk.nios.ru/content/kolyvan-istoricheskiy-ocherk

Добавить комментарий

Target Image