Изображения верблюдов довольно часто встречаются среди наскальных изображений Южной Сибири — эти животные были известны местному населению уже в древности. В Минусинской котловине самые выразительные композиции с верблюдами находятся на Сулекской писанице. Кстати, виртуальный тур по этому памятнику уже можно посмотреть на сайте проекта «Истории в камне»:
Традиционно изображения верблюдов на Сулекской писанице датируют 7-9-м веками нашей эры и связывают со временем господства в этих землях енисейских кыргызов. Кроме одиночных и парных фигур верблюдов, на Сулеке есть изображения, где верблюд запряжён в кибитку, позади которой привязан ещё один верблюд. У последнего на спине изображено седло или попона с орнаментом.
Ещё больший интерес представляют сцены с верблюдами, дерущимися с хищниками или с себе подобными. Сюжет противостояния или поединка двух верблюдов широко распространён в произведениях искусства Южной Сибири 1-го тысячелетия нашей эры. Обычно животные на них показаны сразу в моменте схватки. На Сулекской писанице можно увидеть рядом три сцены, показывающие поединок в его этапах. Одну пару составляют верблюды с оскаленными пастями и низко опущенными головами в момент, когда животные готовы укусить друг друга, вторую – верблюды, кусающие друг друга за передние ноги, третью – за задние.
Все изображения верблюдов на писанице выполнены в технике резьбы или гравировки, что позволило мастерам точно передать даже мелкие детали. Например, у животных с оскаленными пастями четко прорисованы зубы, что усиливает выражение агрессии. Важно отметить, что в некоторых сценах рядом с противостоящими и борющимися верблюдами изображено третье животное этого же вида, не принимающее участия в борьбе. Возможно, это иллюстрация сражения из-за самки.
Исследователи выдвигают две гипотезы о значении подобных изображений. По одной из них, дерущиеся друг с другом верблюды, или верблюд, сражающийся с хищником, отражают сюжеты мифологии или народного эпоса; по другой —связаны с культом плодородия.
Образы сражающихся верблюдов наряду с некоторыми другими мотивами могли быть принесены в Минусинскую котловину ещё с тагарским населением раннего железного века и иметь, таким образом, более древние корни, чем мифология и эпос енисейских кыргызов. Датировка большинства петроглифов Сулекской писаницы основана на изображённых исторических реалиях и оставленных «рунических» надписях. Однако нельзя исключить более раннее время создания знаменитых сцен с верблюдами.
Подробнее об этих сюжетах можно прочесть в статье кандидата исторических наук А.Н. Мухарёвой «Сцены с верблюдами в наскальном искусстве Минусинской котловины».
А.Н. Мухарёва «Сцены с верблюдами в наскальном искусстве Минусинской котловины»
Публикация подготовлена в рамках проекта «Истории в камне: виртуальное путешествие с древними художниками» при поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий.
Институт археологии и этнографии СО РАН
Фото предоставлено Институтом археологии и этнографии СО РАН



Добавить комментарий