ТОБОЛЬСКАЯ И ТЮМЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ. Включает Тюменскую обл., Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий авт. окр. В ней 5 благочиний (с центрами в Тобольске, Тюмени, Ишиме, Ханты-Мансийске, Салехарде), 4 действующих монастыря, 194 прихода и 148 священнослужителей. Правящий архиерей – архиеп. Димитрий (Капалин).
Учреждена в 1620: выделена из состава Вологодской с наименованием Сибирская и Тобольская, во главе ее поставлен архиерей в сане архиепископа. Первым эту кафедру занял Киприан (Старорусенков) и пробыл на ней до 1624. Перед ним встали труднейшие задачи утверждения и распространения православия на огромной территории, увеличивавшейся с каждым годом по мере присоединения новых «землиц». Для решения этих задач требовалось строить церкви, к-рые нуждались в иконах, церк. утвари, книгах, духовенстве. Привлечь в Сибирь духовенство было нечем, поэтому его направляли туда в приказном порядке (нередко архиерей сталкивался с попытками бегства духов. лиц, рассматривавших свое назначение в Сибирь как незаслуженную ссылку). Главе епархии приходилось учреждать новые монастыри как оплоты православия в крае (см. Монастыри Русской Православной Церкви в Сибири) и наводить порядок в старых: подчас иноки и монахини жили в одной обители, что приводило к нарушению благочиния; принявшие монашество свободно проживали вне монастыр. стен в мирских поселениях и т. п. Длительное существование рус. населения Сибири вдали от центра епархиального упр-ния привело к тому, что решения по мн. делам, относящимся к сфере церк. суда, выносили представители светской власти. Архиепископы Сибирские и Тобольские долгое время поневоле вступали в конфликты с воевод. администрацией, отстаивая свои права в этой области. Киприан и его преемники – Макарий (Кучин; 1624–35), Нектарий (Теляшин; 1635–40), Герасим (Кремлев; 1640–50), Симеон (1651–64) и др. – успешно добивались земел. пожалований монастырям и архиерейскому дому, приобретали земли иными путями, успешно развивали церк. хоз-во, обеспечивая экон. независимость: воеводы нередко задерживали положенные церкви гос. выплаты, бывало и отказывали в них. Конфликты со светской администрацией, а то и с рус. населением провоцировались во мн. тем, что сибиряки в лице собств. церк. главы получили контрольный орган, к-рый царским наказом наделялся большими полномочиями – мог вмешиваться в любое гос. дело на тер. Сибири и обличать перед центр. властью любые злоупотребления (см. Русская Православная Церковь).
В царских наказах и грамотах одной из гл. задач сиб. архипастырей провозглашалось миссионерство, распространение православия среди мест. народов. Весь XVII в. осн. принципами миссии объявлялись отказ от форсирования христианизации аборигенов и защита церковью прав желающих креститься и новокрещеных (от препятствий крещению, насильств. «похолопления», ограбления и эксплуатации служилыми людьми).
В 1668 Тобольская епархия как одна из крупнейших в России получила ранг митрополии; 1-м сиб. митрополитом стал Корнилий (1664–78). Павел (1678–91), 2-й митрополит, положил начало камен. стр-ву в Сибири: из камня возведены кафедральный Софийский собор, Знаменская церковь на Абалаке, Преображенская церковь в Знаменском мон-ре, архиерейский дом в Тобольске и др.
Тобол. митрополиты развернули борьбу со старообрядчеством, широко распространявшимся в Сибири. В XVII в. особенную известность на этом поприще приобрел Игнатий (Римский-Корсаков; 1692–99). Ему пришлось принимать меры в связи с массовыми самосожжениями староверов, в к-рых подчас участвовали и прихожане офиц. Православной Церкви.
Петров. реформы мн. изменили в церк. жизни Сибири, как и России в целом. Большинство сиб. церквей снимается с гос. довольствия; т. н. государева руга отныне выдается только причтам небольшого числа гл. городских соборов и тех церквей, к-рые впервые строятся в селениях новокрещеных (позже, при перестройках и возобновлении после пожаров, эти церкви также, как правило, переводились на содержание прихожан). Резко ограничивается рост монастырей. Царь подыскивает подходящую замену удаленному на покой слишком независимому митр. Игнатию, осмелившемуся отлучить от Церкви царских родственников тобол. воевод Нарышкиных.
Новый глава сиб. епархии должен был решить непростую задачу: поставить миссионер. дело так, чтобы резко ускорить обращение аборигенов в православие. Предполагалось, что широкую проповедь развернет в Сибири духовенство, надлежащим образом подготовленное в школах, к-рые следовало для этого учредить в епархии. Кандидатов на сиб. кафедру Петр I стал подыскивать среди известного своей образованностью украин. правосл. духовенства. Возведенный в сан митрополита Сибирского и Тобольского св. Димитрий (Туптало), хотя и считался им с марта 1701 по янв. 1702, к месту своего назначения не выехал по болезни и занятости составлением нового свода житий святых. Реально выполнение поставленных царем задач легло на митр. Филофея (Лещинского; 1702–11, 1715–20). Он лично осуществлял миссионер. поездки к сиб. уграм, положив начало массовой христианизации; учредил церк. школу, где обучались и дети новокрещеных. При нем осуществлялись театр. постановки на библейск. темы, строились церкви, в т. ч. каменные; его ходатайством возвращено гос. содержание нек-рым не имевшим источников дохода сиб. церквам и монастырям. Митр. Филофей попытался получить в свою огромную епархию викарного епископа, должность к-рого была учреждена в 1706. Викарным епископом Иркутским и Нерчинским назначен Варлаам (Коссовский; 1706–14), в Сибири, однако, почти не живший. Митр. Филофей в 1709 принял схиму с именем Феодор и просил отпустить его по обету и болезни на покой. Но управлять епархией ему пришлось до приезда в 1711 своего преемника, свт. Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского и всея Сибири, к-рый продолжил его начинания. Когда свт. Иоанн (Максимович) в 1715 умер, митрополит-схимник Феодор еще на 5 лет вернулся к многочисл. епархиальным заботам. Его преемники, митрополиты Тобольские и Сибирские свт. Антоний (Стаховский; 1721–40), свт. Арсений (Мацеевич; 1741–42), Антоний (Нарожницкий; 1742–48), Сильвестр (Гловатский; 1749–55), свт. Павел (Конюскевич; 1758–68), как и он, принадлежали к когорте ученого украин. монашества и продолжили все направления деят-ти своего предшественника.
В 1727 из состава Тобольской и Сибирской епархии была выделена самостоят. Иркутская епископия с территориями Иркутского, Селенгинского, Удинского, Нерчинского у. В 1731 к Иркутской епархии отошли Якутский и Илимский у., а также Селенгинский мон-рь. Эти меры существенно облегчили тобол. архиереям церк. упр-ние. Школа при архиерейском доме в 1740-е гг. преобразована в семинарию, к-рая с кон. 1750-х гг. обрела свои высш. классы до богословия включительно; тогда же учреждена сеть нач. церк. учеб. заведений на местах с преподаванием латыни. Ускоренными темпами развивалось церк. стр-во, с сер. века особенно поощрялось каменное. Миссионер. работа велась жесткими методами: по всей тер. епархии искоренялось старообрядчество. В 1760-е гг. тобол. митрополит для этих целей даже создал, вопреки закону, собств. воен. команду, не без оснований считая, что светское ведомство саботирует его карат. меры, к-рые не раз провоцировали масштаб. акции протеста в виде самосожжений. Массовыми стали жалобы и на насильств. крещение. Конфликты тобол. архиереев с губернатором и др. чиновниками гос. и завод. упр-ния не прекращались до кон. 1760-х гг. Два последних митрополита были удалены из епархии в результате недовольства центр. светской и духов. власти их деят-тью. После секуляризации церк. земель Екатерина II прекращает практику массового назначения на архиерейск. кафедры украин. монашества, приверженного идее сильной самостоят. Церкви. В ходе церк. реформы Тобольская кафедра понижается в ранге с митрополии до епископии.
Долгое упр-ние Тобольской епархией свт. Варлаама (Петрова; 1768–1802, с 1792 – архиепископа) не отличалось конфликтами с гражд. властью. Его созидательная деят-ть на ниве церк. упр-ния простиралась на устройство новых приходов в быстро колонизуемом крае, восстановление и поддержание православия у обских угров, участие в орг-ции миссий вне епархии, усовершенствование церк. школ. системы. В 1799 в связи с общеимперским приведением границ епархий в соответствие с границами губерний тер. Тобольской епархии 2-й раз за столетие существенно уменьшилась: более 200 ее приходов отошло к вновь учрежденной Екатеринбургской епархии, еще 37 – к новой Оренбургской и Уфимской. Годом ранее часть приходов Енисейского кр. отошла к Иркутской епархии, а в 1824 вся тер. Енисейской губ. в церк. отношении передана иркут. архиереям. В 1834 еще одна самостоят. епархия, Томская (в нее вошли и приходы Енисейской губ.), выделена из состава Тобольской, к-рая окончательно потеряла статус гл. епархии Сибири.
В XIX – нач. ХХ в. Тобольской епархией управляли архиепископы Антоний (Знаменский; 1803–06), Амвросий (Келембет; 1806–22), Амвросий (Рождественский-Вещезеров; 1823–25), Евгений (Казанцев; 1826–31), Павел (Морев-Павлов; 1831), Афанасий (Протопопов; 1832–42), еп. Владимир (Алявдин; 1843–45), архиепископы Георгий (Ящуржинский; 1845–52), Евлампий (Пятницкий; 1852–56), еп. Феогност (Лебедев; 1856–62, с 8 апр. 1862 – архиепископ), архиеп. Варлаам (Успенский; 1862–72), епископы Ефрем (Рязанов; 1872–74 – как епископ Берёзовский, викарий архиерея Тобольского; 1874–80 – как епископ Тобольский и Сибирский), Василий (Левитов; 1880–85), Авраамий (Летницкий; 1885–89), Иустин (Полянский; 1889–93), Агафангел (Преображенский; 1893–97), Антоний (Каржавин; 1897–1910), Евсевий (Гроздов; 1910–12), Алексий (Молчанов; 1912–13). К 1912 в епархии насчитывалось 439 церквей и 404 часовни, числ. духовенства достигала 1 004 чел. (из них 574 священнослужителя), при храмах имелось 309 б-к. В Тобольской епархии действовало 253 церковноприход. попечительства, 8 двух- и 368 одноклассных школ, в к-рых училось 13 528 чел. В епархии было 3 муж. монастыря с 56 насельниками, 4 жен. – с 491 насельницей; при монастырях работали 3 больницы и 1 богадельня.
Рев. события в России сыграли роковую роль и в истории старейшей сиб. епархии. Прежде всего они повлияли на перемещения архиереев. После Февр. революции со своих кафедр как сторонники прежнего режима были удалены неск. иерархов, в т. ч. в марте 1917 архиепископ Тобольский Варнава (Накропин; 1913–17). На его место Свят. Синод назначил сщмчк. еп. Гермогена (Долганова; 1917–18), к-рый до этого за резкую оппозицию светской и синодальной власти, анафематствование (церк. проклятие) Г. Распутина и др., отбывал ссылку под жандарм. надзором в Гродненской епархии. В кач-ве тобол. архиерея Гермоген сразу вступил в конфликт с новой властью, усилившийся после Окт. революции. В апр. 1918 он был обвинен в монархич. заговоре и арестован за установление связей с царской семьей и т. п., а в кон. июня зверски убит.
В дальнейшем РПЦ в этом регионе подверглась такому же разгрому, как и в России в целом. В 1919 состоялся последний выпуск старейшей в Сибири Тобольской семинарии, после чего она была закрыта. Как и везде, закрывались храмы и монастыри, преследовалось духовенство, смещались архиереи. В 1924 окончательно упразднено Берёзовское викариатство; в попытках сохранить остатки церк. упр-ния в том же году открыто Курганское вик-ство (упразднено в 1934). До 1937 епархией управляли епископы Тобольские и Сибирские Иринарх (Синеоков-Андреевский; 1918–22, вр. упр.), Николай (Покровский; 1922–25), Назарий (Блинов; 1925–28, 1934), Артемий (Ильинский; 1930–37), Алексий (Кузнецов; 1934), Борис (Шипулин; 1934–35), после чего епархия переименована в Тобольскую и Тюменскую. Епархия пострадала и от церк. раскола: на ее территории 10 лет существовала одноим. обновленческая епархия, к-рой управляли Михаил (Николаев; 1922–23), Александр (Филиппов, 1923–1924, вр. упр.), Даниил (Громовенко; 1924–25), Петр (Виноградов; 1926–27), Андрей (Смирнов; 1927–28), Николай (Русанов; 1928), Сергий (Озерецковский; 1928–32). В 1937 епархия была упразднена, ее приходы с 1947 управлялись преосвященным Омско-Тюменской кафедры.
С кон. 1980-х гг. в связи с прекращением гонений на РПЦ и ее начавшимся возрождением произошли изменения и на тер. бывш. Тобольской и Сибирской епархии. В 1989 началась передача РПЦ Абалакского Знаменского мон-ря, осенью того же года воссоздана Тобольская духовная семинария, а 26 янв. 1990 возрождена сама епархия с названием Тобольская и Тюменская (всего с 18 приходами). Ее епископом и одновр. ректором семинарии в 1990 назначен бывш. инспектор Московской духовной семинарии Димитрий (Капалин) (с 1999 – архиепископ). В 1-е же годы удалось добиться возвращения ряда храмов, в т. ч. при поддержке Патр. Алексия II – зданий Тобольского кремля. Патриарх во время 3 своих посещений освятил новые храмы в Надыме и Когалыме, благословил проведение в возрожденной епархии регион. конференции «Сибирь молодая, православная», ставшей затем традиционной. В епархии, кроме семинарии, имеющей 3 отд-ния (в т. ч. регентское и иконописное) и насчитывающей более 200 учащихся, действуют Духовное училище, 12 правосл. гимназий, неск-ко десятков воскрес. школ.
В епархии восстановлены старые монастыри: Абалакский Знаменский муж. под Тобольском, Тюменский Свято-Троицкий муж., Иоанно-Предтечев Введенский Междугорный жен. (основан в 1653 как муж., в 1864 обращен в жен.), в 2003 учрежден новый Тюменский Свято-Ильинский мон-рь жен.
Лит.: Полный православный богословский энциклопедический словарь. Б. м., б. г.; Буцинский П.Н. Открытие Тобольской епархии и первый тобольский архиепископ Киприан. Харьков, 1891; Он же. Сибирские архиепископы Макарий, Нектарий, Герасим (1625–1650 гг.). Харьков, 1991; Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. М., 1993. Ч. 2; Акты святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России. М., 1994; Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. Кн. 9; Сулоцкий А.И. Сочинения: В 3 т. Тюмень, 2000–2001.
Н.Д. Зольникова