торговля Российско-азиатская, система торг. отношений между Россией и юж. соседями Сибири. Возникла в нач. XVII в. Понятие использовалось до установления сов. власти.
После присоединения Зап. Сибири к Русскому гос-ву купцы Тюмени, Тары, Тобольска, Томска и др. городов устанавливали торг. связи с Джунгарским ханством и Вост. Туркестаном. На Ирбитской ярмарке и др. сиб. ярмарках стали появляться азиат. товары, доставляемые джунгар. и уйгур. купеч. караванами. Особенно важную роль в Т. р.-а. этого периода играла Ямышевская ярмарка, проводившаяся у Ямыш-озера, где добывалась соль. Регулярные поездки русских на Ямыш-озеро относятся к 1620-м гг.; приезжали сюда и мест. народы. В итоге появилась ярмарка, к-рая начиналась 15 авг. и продолжалась 2–3 недели. В кон. XVII в. осн. предмет рус. торга – выделанная кожа (юфть), составлявшая св. 75 % экспорта. Среднеазиат. купцы привозили кит., турфанские, яркендские, бухар. ткани (китайку, дабу, выбойку, бязь), доля к-рых в стоимости товаров достигала 80–98 %. В кон. XVII в. из-за набегов кочевников в работе ярмарки произошел перерыв. Возродилась она после постройки для ее охраны Ямышевской (1715), Железинской (1717) и Семипалатинской (1718) крепостей. В 1728 из Джунгарии в Тобольск привезли товаров на 12,2 тыс. руб., в Джунгарию вывезено на 18,4 тыс. руб.
В связи с перерывом торговли на Ямышевской ярмарке получила развитие казен. караван. торговля в Вост. Сибири, к-рая по Нерчинскому договору (1689) приобрела офиц. статус. До 1703 караваны в Китай шли через Нерчинск, а с 1703 – через Селенгинск и Монголию. Осн. статьей экспорта являлась пушнина. За период 1693–1728 в Пекин отправились 11 караванов, к-рые вывезли и ввезли товаров на 1 млн 170 тыс. руб. Частн. торговля с китайцами рус. купцам разрешалась только в Урге (Монголия) и Науне (Маньчжурия). В нач. XVIII в. рус. купечество стало активнее осваивать торг. пути через Саяны, Хангай, Гоби и Калган.
В 1740-х гг. рус.-джунгар. и рус.-уйгур. торговля была сосредоточена в осн. в пригран. р-нах – в Семипалатинске и Ямышевской крепости, где появились таможни; в то же время торг. караваны из Джунгарии, Вост. Туркестана, Ср. Азии до сер. 1750-х гг. посещали Томск, Тару, Тобольск и др. сиб. города.
Прямые торг. связи между рос. и кит. купечеством в Центр. Азии установились после завоевания Цинской империей Джунгарии и Вост. Туркестана во 2-й пол. XVIII в. Завоеванные территории стали наместничеством Синьцзян («Новая территория», или «Новая граница»).
Внешнеторг. политика цинского двора в Синьцзяне носила противоречивый хар-р. С одной стороны, она определялась традиц. политикой самоизоляции, а с др. – насущной потребностью в продовольствии и пром. изделиях. Поэтому торг. отношения России и Синьцзяна развивались в 2 направлениях. 1-е – посредническая торговля казах. и среднеазиат. купцов рус. товарами. 2-е – стихийная пригран. торговля принявших рус. подданство алтайцев, а также бежавших в Горн. Алтай и на Бухтарму рус. крестьян и горно-завод. рабочих с кит. погран. стражей.
На завершающем этапе разгрома цинскими войсками Джунгарского ханства возникла кит.-казах. торговля. Рост кит. влияния в Казахстане и сближение с цинским двором ханов Аблая, Абулмамбета и др. обеспокоили Россию и побудили к активизации торг. политики в Казахстане и Ср. Азии. В бас. рек Иртыша и Бухтармы решили построить неск. крепостей, а цинскому двору предложили провести разграничение сопред. территорий на Алтае и в Вост. Казахстане. Предложение осталось без ответа. Стремясь расширить торг.-экон. связи с зап. владениями Цинской империи, рус. администрация поощряла стихийные торг. связи алтайцев и рус. крестьян в пригран. полосе. Указом Сената от 1797 населению Бухтарминского кр. официально разрешалось торговать с жителями пригран. р-нов Синьцзяна.
Ряд препятствий для рус. торговли существовал и в Вост. Сибири. Цинское пр-во запрещало въезд кит. купцов в рос. пределы, а в 1722 полностью прервало торговлю с Россией. Условием ее восстановления стало требование маньчжуров провести разграничение владений России и Китая в Забайкалье и Сев. Монголии. Россия пошла навстречу; в 1728 Россия и Китай заключили Кяхтинский договор, к-рый определил границу, порядок дип. отношений, восстановил рус. караван. торговлю (1 караван в 3 года), а также разрешил пригран. торговлю в Кяхте и Цурухайтуе.
Торговля в Кяхте открылась в авг. 1728, но до 1740-х гг. велась в небольших размерах. Значение кяхтин. торга возросло с 1741, когда через Кяхту открылся путь движения казен. караванов в Пекин. В 1743 Кяхта получила статус торг. слободы. Осн. статьями импорта для казен. торговли являлись шелк. и х.-б. ткани, ревень, табак, золото, серебро, жемчуг и драг. камни; экспорта – почти искл. пушнина.
В 1762 гос. монополию на торговлю с Китаем в Кяхте упразднили. Как следствие, торг. обороты резко выросли: в 1755 – 837 тыс. руб., в 1769 – 2 003, в 1775 – 2 644, в 1785 – 3 611, в 1795 – 5 440, в 1800 – 8 383 тыс. руб. Гл. экспорт. товарами оставались пушнина (до 85 %), кожи (юфть), желез. изделия, сукно и льняное полотно. Из Китая вывозились х.-б. ткани, шелк, сахар, табак, чай, ревень.
Торговля в Кяхте приносила казне значит. доходы: в 1760 – 20,4 %, в 1775 – 38,5 % всех тамож. поступлений в рос. бюджет. Позитив. влияние на ее развитие оказали стр-во Кругобайкальского тракта через Тункинские горы и введение нового тамож. тарифа, снизившего пошлины на вывозимые товары. В 1800 были приняты Положение о торговле в Кяхте и Инструкция кяхтинской таможне и компаньонам. В 1807 купцы 1-й гильдии получили монополию на оптовую торговлю в Кяхте; всем остальным (в т. ч. купцам 2-й и 3-й гильдий) разрешалось вести только мелочный торг, что привело в 1-й пол. XIX в. к широкому развитию контрабандной торговли.
В 1780-х гг. установились торг. связи с Китаем и Монголией в Горн. Алтае. Основателями этой торговли были жители Бийска и Бийского у., к-рые вначале торговали с алт. двоеданцами, а затем при их посредничестве – с монг. погран. стражей. В 1820–30-х гг. в Чуйской долине установился регуляр. торг. Эта торговля велась без офиц. разрешения; к 1860-м гг. ее обороты составляли 200–300 тыс. руб.
На границе с Синьцзяном, несмотря на офиц. запрещение рус.-кит. торговли, она продолжала существовать. Постепенно от мелких караванов рус. купцы перешли к отправке в Чугучак, Кульджу, Кашгар круп. партий товаров. 1-й круп. рус. караван прибыл в Чугучак в 1809, а в 1811 отправилось неск. караванов с товарами на сумму 150 тыс. руб. К этому времени определились 2 осн. торг. маршрута: 1) через Семипалатинск по долине Верх. Иртыша и через Тарабагатай в Чугучак, а оттуда по кит. погран. постам в Кульджу; 2) через степи Казахстана в Ташкент, Коканд и далее в города Вост. Туркестана.
Во 2-й четв. XIX в. размеры рус.-кит. торговли в Центр. Азии значительно возросли. За 1825–45 торг. оборот составил 485,1 тыс. руб. (экспорт – 230,5, импорт – 254,6 тыс. руб.). В этот период пр-во России активизировало свою деят-ть по легализации рос. торговли в Синьцзяне: изучались перспективы товарообмена, исследовались торг. пути, делались запросы кит. пр-ву и проч. Несмотря на неофиц. хар-р торговли, ее объемы продолжали увеличиваться. За 1840–50 оборот рус.-кит. торговли в Синьцзяне возрос более чем в 2 раза: с 367,3 тыс. до 742 тыс. руб.
После неоднократных обращений к цинскому пр-ву в условиях очевид. выгодности торговли для Китая остро встал вопрос о необходимости ее легализации и заключении офиц. торг. договора, к-рый был подписан в 1851 в Кульдже. Договор разрешал меновую торговлю в 2 городах Синьцзяна – Чугучаке и Кульдже, где создавались рус. торг. фактории. Регулирование торговли возлагалось на Главное управление Западной Сибири и канцелярию Илийского упр-ния. Торговля в Зап. Китае разрешалась не только купцам всех 3 гильдий, но и крестьянам, выбиравшим торг. свидетельства первых 3 разрядов. Пр-во России разработало правила сухопут. торговли с Зап. Китаем, к-рые представляли собой механизм реализации Кульджинского договора.
Наиб. успешно в 1-й пол. XIX в. развивалась Т. р.-а., осуществлявшаяся через Кяхту. Рос.-кит. товарооборот здесь составлял: в 1805 – 11 484,6 тыс. руб., в 1813 – 10 929,3, в 1824 – 15 960, в 1830 – 13 797,1, в 1850 – 13 832,1 тыс. руб. В этот период произошли значит. изменения в структуре экспорта и импорта. В результате развития отеч. текстильной пром-ти сократился ввоз из Китая х.-б. и шелк. тканей; осн. статьей рос. импорта становится чай, ввоз к-рого в Россию с 1800 по 1840 увеличился в 5,2 раза (в 1825 – 90 % всего ввоза). В рос. экспорте заметно выросла доля товаров пром. произв-ва (к кон. 1830-х гг. – более 50 %). Доля пушнины сократилась с 50,7 % в 1820-х гг. до 34,5 % в 1840. Кроме этого в Китай вывозились юфть, хлеб и скот. Значит. развитие получила мелочная торговля, к-рую вели жители пригран. местностей всех сословий. В 1-й четв. XIX в. ее оборот составлял 180 тыс. руб., к кон. 1830-х гг. удвоился и продолжал расти.
В сер. XIX в. в кяхтин. торговле стали наблюдаться кризис. явления, связанные с начавшейся доставкой в Европу кит. товаров (прежде всего чая) мор. путем и развернувшейся широкой экон. экспансией в Китае зап.-европ. держав. Результатом усилившейся конкуренции вследствие массового ввоза англ. и амер. пром. изделий (прежде всего текстиля) стало постепенное вытеснение с кит. рынка продукции рус. фабрик. Рос. пр-во пыталось поддержать кяхтин. торг путем разрешения ввоза и вывоза серебра и золота (1854), торговли на деньги (1861) и проч.
В 1850–60-х гг. в Т. р.-а. произошли существ. изменения, обусловленные как внутрирос., так и междунар. факторами. В России после реформы 1861 начали активно развиваться рыночные отношения. В свою очередь, Цинское пр-во отказалось от политики самоизоляции и пошло на расширение контактов с Россией, надеясь опереться на нее в противодействии расширявшейся зап.-европ. экспансии. В результате между Россией и Китаем был подписан ряд договоров и соглашений, – Айгуньский, Тяньцзинский (1858), Пекинский (1860), Чугучакский (1864), к-рые урегулировали спорные погран. проблемы и создали юр. базу для расширения торг.-экон. связей.
Отличит. особенность данного периода – вовлечение в торг. связи Сев. Монголии (Халхи). В соотв. с Пекинским договором торговля для рос. подданных здесь стала беспошлинной, а в Урге появилось консульство (1861). Это стимулировало пригран. торговлю, к-рая теперь осуществлялась не только в Кяхте, но и на др. уч-ках рус.-кит. границы. Важным направлением рус.-монг. торговли стало зап.-сибирское (через Алтайские горы по Чуйскому торг. пути). Несмотря на отсутствие удобных путей сообщения (перевозка товаров осуществлялась вьючным способом), торг. обороты на этом направлении увеличивались быстрыми темпами: с 1865 по 1885 в 10 раз.
В нач. 1860-х гг. началось актив. проникновение рос. предпринимателей в Урянхайский кр. (Респ. Тыва). Минусин. купцы стали устраивать заимки на реках Уюк, Кемчик, Булун и помимо торговли занимались с. х., разведением лошадей, добычей золота. В 1870-х гг. они начали вывозить товары в Сев. Монголию (Улясутайский окр.). В 1860–80-х гг. торг. обороты рус. купцов в Урянхайском кр. составляли от 150 до 200 тыс. руб.
Торговля с Центр. Азией и, прежде всего, с Синьцзяном в 1860–70-х гг. была сопряжена с большими трудностями, обусловленными полит. нестабильностью в этом регионе. В нач. 1862 в провинции Шэньси вспыхнуло восстание дунган, а с 1864 – целая серия вооруж. выступлений неханьских народов Китая против цинского господства. В 1865 на тер. Урумчийского окр. было создано гос. образование Цинчжэн го (Мусульманское гос-во), в Илийском кр. в 1867 образовался Таранчинский (Кульджинский) султанат, власть маньчжур свергнута в Яркенде, Хотане, Турфане, Кашгаре и др. городах Вост. Туркестана. На месте разоренных владений появилось воен.-феод. гос. образование – Йэттишар (Семиградье) во главе с Якуб-беком, ориентировавшимся в своей политике на Великобританию. После ликвидации цинской власти на тер. Синьцзяна рос. консульства и торг. фактории были уничтожены, на торг. путях в Россию действовали грабители, что значительно осложняло Т. р.-а. в этом регионе. Притеснения рос. предпринимателей в Кашгарии явились причиной отправки к Якуб-беку посольства во главе с полк. Каульбарсом, к-рому после сложных переговоров удалось в 1872 заключить торг. договор, обеспечивший право свобод. торговли рус. подданным на тер. гос-ва Йэттишар. Одновр. Якуб-бек заключил аналог. договор с Великобританией, что привело к вытеснению рос. фабрич. изделий с рынков Кашгарии. В 1870-х гг. экспорт рос. товаров здесь в 4 раза уступал импорту. В этот же период сиб. администрация подталкивала предпринимателей к освоению рынков Зап. Монголии. По инициативе западно-сибирского генерал-губернатора А.П. Хрущова в Зап. Монголию отправился торг. караван бийских и семипалатин. купцов в сопровождении кульджин. консула К. Павлинова. У семипалатин. купцов это направление торговли большого интереса не вызвало; впоследствии они предпочитали вести торг. дела в Синьцзяне.
Оккупация рус. войсками Илийского кр. в 1871 и свержение власти султана Абиль-оглы оживила рус. торговлю в пригран. регионе и облегчила цинскому пр-ву взятие под контроль ситуации в Синьцзяне. Добиваясь права свобод. торговли на рынках Йэттишара, рус. пр-во понимало, что власть Цинской империи здесь будет восстановлена, и загодя обдумывало планы расширения торг.-экон. контактов в регионе. В 1874 пр-во снарядило в Зап. Китай «учено-торговую экспедицию» под рук-вом офицера Генштаба Ю.А. Сосновского. В ее задачу входило доставить необходимые материалы для будущего договора с Китаем, предусматривающего свободу торговли рус. подданных в Китае, открытие в Зап. Китае новых консульств и т. д.
В кон. 1877 – нач. 1878 цинская армия завершила карат. операцию против повстанцев и заняла всю тер. Вост. Туркестана. Цинский двор потребовал возвращения Кульджинского кр. Переговоры, касавшиеся условий его передачи, погран. и торг.-экон. вопросов, завершились подписанием Петербургского договора (1881). Договор подтверждал режим беспошлин. торговли во Внеш. Монголии и распространял его на Илийский, Тарабагатайский, Урумчийский и др. округа до Великой стены. Заключенный на 10 лет с правом продления, он явился осн. юр. документом, регулировавшим рус.-кит. торговлю до 1917.
В связи с подписанием Петербургского договора рос. капиталисты предприняли попытки утвердиться на рынках Внутр. Китая, организовав доставку рос. фабрично-завод. изделий сухопут. путем. Наиб. серьезной из этих попыток стала отправка торг. каравана в провинцию Ганьсу, организованная моск. фирмами Т.С. Морозова и А.Г. Кузнецова в 1886–89. Экспедиция принесла убытки и показала, что сухопут. доставка товаров не может конкурировать с мор. торговлей, осуществляемой Великобританией и США. В результате рос. купцы сосредоточили свои усилия на торговле во Внеш. Монголии и Синьцзяне.
Для рус.-монг. торговли период 1860–80-е гг. стали периодом освоения мест. рынка, формирования осн. статей ввоза и вывоза, складывания гл. центров и направлений товаропотоков. Темпы роста торг. оборотов в это время были сравнительно невысоки: с 1865 по 1886 они увеличились в 2,3 раза. Наиб. активно торговля развивалась по юж. границе Томской губ., где гл. ее участниками были жители Бийска и Бийского у., и в Урянхайском кр., где приоритет принадлежал минусин. купцам и жителям Усинского кр. Что касается Кяхты, то здесь торговля имела свои отличит. особенности. Нач. мор. доставки чая в Европу подорвало монополию Кяхты в сфере чайной торговли, для поддержания к-рой на этом направлении пр-во предоставило тамож. льготы (1862) и даже отменило пошлины на ряд товаров (1881). Эти меры оказали опред. влияние, торг. обороты в Кяхте увеличились: в 1875–78 они составляли 12965,9 тыс. руб., в 1879–82 – 15246,8, в 1883–86 – 16241,2, в 1887–90 – 17008,2 тыс. руб. Однако по мере развития в Сибири капиталистич. отношений система кяхтин. торговли все более становилась анахронизмом. С нач. 1890-х гг. в ней наметился спад, к-рый в связи с постройкой Транссибирской магистрали и Китайско-Восточной ж. д. перешел в кризис. Объемы торговли в Кяхте с монг. населением ненамного превышали торг. обороты на др. уч-ках границы.
В торговле с Сев. Монголией во 2-й пол. XIX в. между ввозом и вывозом существовал паритет: в 1861–86 стоимость экспорта составляла 48,7 %, импорта – 51,3 %; в осн. товарообмен носил меновой хар-р. Важнейшими статьями ввоза в Монголию являлись мануфактура, выделанная кожа, метал. изделия. Гл. предметы вывоза – пушнина (прежде всего шкурки сурка) и скот. В 1890-х гг. – нач. XX в. темпы роста торговли с Монголией ускорились. За 1892–1911 оборот торговли через Кош-Агачскую таможню увеличился в 14,5 раз, через Зайсанскую – в 2,1 раза, в Урянхайском кр. – в 4 раза. Исключение составила Кяхтинская таможня, где обороты в связи с падением чайной торговли снизились в 3 раза. В кон. XIX – нач. XX в. баланс в рус.-монг. торговле становится устойчиво пассивным. Это связано, во-первых, с усилившейся конкуренцией со стороны кит. коммерсантов, привозивших в Монголию более дешевую англо-амер. мануфактуру, а во-вторых, с появлением на монг. рынке круп. рос. и иностр. фирм («А.В. Колмаков», «Стукен и Ко», «Бидерман» и др.), к-рые сосредоточили внимание на скупке монг. сырья за серебро и за деньги.
Структура экспорта и импорта в осн. осталась прежней, однако соотношение отд. статей ввоза и вывоза, как и общий баланс рус. торговли, претерпели изменения. Как и в 1860–80-х гг., важнейшими статьями ввоза в Монголию оставались текстил. товары, выделанные кожи и метал. изделия (75–80 % стоимости всего экспорта). Что касается импорта, на 1-е место выходит овечья и верблюжья шерсть. С сер. 1890-х гг. рус. купцы стали устраивать в Монголии шерстомойки, к-рых к 1910 насчитывалось не менее 100.
После объявления независимости Внеш. Монголии (1911) и подписания рус.-монг. договора (1912) деят-ть рус. предпринимателей на монг. рынке активизировалась. За 1911–14 торг. обороты увеличились с 10 880 до 13 703,5 тыс. руб., сократилась диспропорция между ввозом и вывозом (к 1914 они составили соотв. 32,5 и 67,5 %). Наметившуюся положит. тенденцию прервала Первая мировая война. Прогрессирующее расстройство рос. экономики, падение курса рубля привели к товар. голоду и резкому сокращению объемов торговли. В 1915 начала работать т. н. Монгольская экспедиция («Монголэкс») – гос. орг-ция для заготовки скота и продуктов для нужд действующей армии, распространившая свою деят-ть на тер. Монголии и Маньчжурии. Экспедиция производила скупку сырья и скота преим. за налич. деньги по твердым ценам и отчасти в обмен на товары. Она стала мощным конкурентом частн. предпринимателям, действовавшим в Монголии. В 1915 на заготовки ассигновали 3 438 тыс. руб., в 1916 – 20 639, в 1917 – 32 165 тыс. руб. Наводнение Монголии рос. ден. знаками без надлежащего товар. обеспечения привело к значит. росту цен и отрицательно сказалось на частн. торговле, к-рая к 1917 фактически прекратилась.
Подписание Петербургского договора положительно повлияло на развитие торг.-экон. отношений с Синьцзяном. Значительно выросла числ. торговцев, среди к-рых были не только русские, но и казахи, узбеки, татары (фирмы Мансурджанбая, Самукджана, Р. Хаджи, Чанышева, торг. дом Бодова, фирма Норева и др.). Для решения спорных вопросов в 1886 создали Гл. упр-ние русско-китайской торговли. За 1881–96 рус.-кит. товарооборот составил в Кашгаре – 5 665 тыс. руб., в Чугучаке – 2 204, в Или – 2 752 тыс. руб. В кон. XIX – нач. XX в. рос. предприниматели начали вкладывать капитал в экономику Синьцзяна. Открылись отд-ния Русско-Китайского (с 1910 – Русско-Азиатского) банка в Кашгаре, Кульдже, Чугучаке, в Турфане кяхтин. фирма «Коковин и Басов» построила хлопкоочистит. з-д, в Кашгаре аналог. з-д создал купец Соловьев, в Кульдже русско-подданный татарин Мусабаев открыл кожев., мыловар. и свечной з-ды, в Чугучаке мыловар. з-д построил купец Батвин. Торг. дома «А.М. Лушников и С-я», «Коковин и Басов» приобрели концессию на разработку нефтяных месторождений в Манасском и Шихинском окр. и открыли склады по продаже керосина и др. нефтепродуктов. В Синьцзяне стали возникать торг. фирмы. Крупнейшие – «Умар», компания Р. Хаджи из Сепипалатинска, фирма Балтикина, построившая в Урумчи хлопкоочистит. з-д и имевшая прядильную ф-ку в Москве, и др. Тем не менее осн. потребности население провинции удовлетворяло за счет товаров, привозимых из России. В 1903–04 годовой оборот рус.-синьц. торговли составлял 15–20 млн руб., в 1913 рус. экспорт в Синьцзян достигал 8244 тыс. руб., импорт – 9846 тыс. руб.
Первая мировая война привела к расстройству экон. связей между Россией и Синьцзяном. В период 1914–17 торг. обороты резко сократились. Рос. пр-во издало ряд постановлений, запрещавших вывоз за границу керосина, выделанной кожи, метал. изделий, мануфактуры. В 1915 в Синьцзяне недополучили рос. товаров на 1 млн руб. при увеличении импорта на 2 млн руб., что привело к росту цен и явилось причиной возникновения русофобских настроений. Восстание 1916 в Казахстане и Ср. Азии практически парализовало рос. торговлю в Синьцзяне, к-рая, как и в Монголии, возродилась после революции 1917 в России.
Лит.: Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы (XIX – начало XX в.). М., 1956; Сладковский М.И. История торгово-экономических отношений народов России с Китаем (до 1917 г.). М., 1974; Чимитдоржиев Ш.Б. Россия и Монголия. М., 1987; Даревская Е.М. Сибирь и Монголия: Очерки русско-монгольских связей в конце XIX – начале XX веков. Иркутск, 1994; Лузянин С.Г. Россия – Монголия – Китай в 1911–1945 гг. Магнитогорск, 1996; Кожирова С.Б. Российско-китайская торговля в Центральной Азии (вторая половина XIX – начало XX в.). Астана, 2000; Старцев А.В. Русская торговля в Монголии (вторая половина XIX – начало XX в.). Барнаул, 2003.
А.В. Старцев