ТОФАЛАРСКИЙ ЯЗЫК (тофский, устар. назв. – карагасский). По классификации Н.А. Баскакова, относится к уйгуро-тюкюйской подгруппе уйгуро-огуз. группы тюркских языков. Однако результаты сравнит.-ист. исслед-я В.И. Рассадина показали, что Т. я., совр. тувинский и сойотский языки России, языки цаатанов, уйгуро-урянхайцев и тувинцев Цэнгэльского сомона МНР, кёк-мончаков Монголии и Китая образуют группу близкородств. т. н. саянских тюрк. языков. По типу граммат. строя Т. я. агглютинативно-аналитический. Спецификой является наличие кратких фарингализованных фонем. В лексике заметное кол-во архаич. словоформ, восходящих как к др.-огуз., так и к др.-уйгур. яз. Мн. заимствований из бурятского языка, а также из средневек. монг. яз. Синтаксич. строй сохранил др.-тюрк. тип, в к-ром почти нет союзов, а вместо придаточных предложений используются деепричаст. и причаст. обороты.
На Т. я. говорит малочисл. корен. население, проживающее ныне на тер. Тофаларского, Нерхинского и Верхнегутарского сел. советов Нижнеудинского р-на Иркутской обл. Самоназв. «то’фа» (ту’фа, ты’фа) зафиксировано в науч. лит. XIX в., оно восходит к древ. племен. названию «дубо», к-рое упоминается в кит. ист. хрониках начиная с V в. Тофалары как народность сформировались из 3 групп тюркояз. населения тех р-нов, где сейчас распространен Т. я. Сев.-зап., гутаринская, группа, состоит из родов haaш и сары-hааш; еще недавно был род кара-hааш, по к-рому, как утверждали М.А. Кастрен и В.В. Радлов, тофалары были названы карагасами. Этноним «hааш» связан с хакас. «хаас» – названием качинцев. Кастрен предполагал, что эта группа тофаларов происходит от качинцев. Юго-вост., алыгджерская, группа состоит из родов чогды, ак-чогды, кара-чогды и по происхождению связана с тувин. этнич. группой чооду, а также с родами чооды у цаатанов, ак-чооду, кара-чооду у дархатов Монголии. Центр., нерхинская, группа – род чептэй, к-рый происходит от нижнеудин. бурят, о чем свидетельствуют предания тофаларов. До 1930-х гг. тофалары вели искл. кочевой образ жизни и не имели стационар. поселений. Согласно переписи 1989 тофаларов насчитывалось 731 чел. (в РФ – 722), в Иркутской обл. проживало 630 чел. По данным Нижнеудинской район. администрации, их числ. в самой Тофаларии в 1994–98 гг. колебалась от 620 до 697 чел. Согласно переписи 2002 тофаларов насчитывается 723 чел., большинство (681 чел.) – сел. жители; Т. я. владеют 378 чел.
По фонетич. и лексич. признакам Т. я. подразделяется на алыгджерский и гутаринский говоры. 1-й по происхождению связан с тувин. этносом, 2-й – с хакас.
До 1989 Т. я. существовал только в устной форме. Рус. школы появились у тофаларов при сов. власти, после перехода их к оседлости. Дети обучались и жили в интернате в пос. Алыгджер, в течение долгих лет оторванные от своих родителей. Это привело к отрыву от родного яз. и родной культуры, способствовало быстрейшему обрусению тофаларов. В наст. время в интернате живут лишь старшеклассники, т. к. нач. школы теперь есть и в др. тофалар. поселках.
Фиксация Т. я. впервые была проведена Ю.И. Штубендорфом, к-рый в 1854 передал тофалар. материал рус. буквами в этногр. статье о карагассах. В 1857 была опубликована «Грамматика койбальского и карагасского языков» М.А. Кастрена, где приведено св. 1 тыс. тофалар. слов в латин. графике. В 1890 Н.Ф. Катанов записал большое кол-во произведений тофалар. фольклора с использованием особой транскрипции на кириллице. Эти записи изданы В.В. Радловым в 1907. В 1963 была опубликована статья Н.П. Дыренковой о Т. я., написанная в 1933–34, в к-рой также применялась латин. графика. В 1971 издана монография В.И. Рассадина о фонетике и лексике Т. я., где тофалар. материалы переданы в точной фонетич. транскрипции на латин. основе. В приложении к этой работе приведены 2 сказки и этимол. словарь.
В 1989 для Т. я. была создана и утверждена письменность на основе кириллицы, учитывающая все его фонетич. особенности. В том же году издан 1-й тофалар. букварь, а затем нек-рые др. школ. учебники, в осн. хрестоматии и словари. С 1990 Т. я. обучают в нач. классах тофалар. школ, а также в старших группах дет. садов. Областью применения Т. я. остались домаш. общение и традиц. отрасли хоз-ва – оленеводство и охота.
Совр. Т. я. исследован В.И. Рассадиным, к-рый разработал письменность, является автором букваря, школ. учебников и словарей, принимал участие в подготовке мест. учителей.
Лит.: Castrén M.A. Versuch einer koibalischen und karagassischen Sprachlehre nebst Wörterverzeichnissen aus den tatarischen Mundarten des Minussinischen Kreise. St.-Pb., 1857; Рассадин В.И. Фонетика и лексика тофаларского языка. Улан-Удэ, 1971; Он же. Морфология тофаларского языка в сравнительном освещении. М., 1978; Он же. Тофаларско-русский, русско-тофаларский словарь. Иркутск, 1995.
В.И. Рассадин