Синодик Ермаковым казакам

СИНОДИК Ермаковым казакам создан в 1621–22 по инициативе архиеп. Киприана для церк. поминания Ермака и его сподвижников. Как пишет С. Есипов, «добрый пастырь попечение имея о них и повеле убитых имена написати в церкви Софеи Премудрости Божия в соборной синодик и в православную неделю кликати повеле с прочими пострадавшими за православие вечную память». С. входил в состав Чина православия, к-рый совершается на 1-й неделе Великого поста; этот чин допускал поминание мест. угодников до их офиц. утверждения патриархом. Связь со службой определила специфику текста С.: нет предисловия (оно было единым для всего чина), текст начинается с даты похода, а стиль отличается риторичностью и выспренностью. Автором С. был, скорее всего, сам Киприан, считавшийся знатоком «соборного и келейного чина».

С. стал одним из самых ранних памятников сиб. историографии. Осн. его особенность – краткие ист. справки об обстоятельствах гибели поминаемых лиц, что позволяет представить «сжатый конспект событий похода Ермака» (Д.С. Лихачев). Он послужил одним из источников Есиповской летописи и долго был известен лишь по ее тексту. С. существовал в единств. списке – служба в Неделю православия совершалась лишь в центр. соборе. В нач. XVIII в. в связи с церк. реформами Чин православия был значит. сокращен, и текст С. более не произносился.

Изд.: Полное собрание российских летописей. М., 1987. Т. 36, ч. 1; Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века. Новосибирск, 2001.

Лит.: Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947; Бахрушин С.В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI и XVII вв. // Бахрушин С.В. Научные труды. М., 1955. Т. 3, ч. 1; Ромодановская Е.К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. Истоки русской сибирской литературы. Новосибирск, 1973.

Е.К. Ромодановская