Союзы композиторов

СОЮЗЫ КОМПОЗИТОРОВ (СК), обществ.-творч. орг-ции, объединяющие композиторов и музыковедов с целью создания благоприят. условий для сочинения музыки, ее пропаганды и распространения. СК в СССР возникли в связи с пост. ЦК ВКП(б) от 23 апр. 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций». 1-е СК организованы в Москве и Ленинграде, позже в столицах ряда республик, круп. культур. центрах. В апр. 1948 состоялся 1-й Всесоюз. съезд композиторов, принявший устав и избравший рук. органы союза. Бессменным рук. СК с 1948 был Т.Н. Хренников – ген. секр., 1-й секр. правления (с 1957), пред. (с 1990). СК СССР (до 1957 – Союз сов. композиторов) прекратил существование в 1991 после распада СССР. В 1960 создан СК РСФСР (СК России), объединивший композитор. орг-ции, уже существовавшие в городах, областях, краях РСФСР. Рук. СК России были Д.Д. Шостакович (1960–68), Г.В. Свиридов (1968–73), Р.К. Щедрин (1973–90), с 1990 – В.И. Казенин. В 2005 СК России объединял св. 40 гор. и регион. отд-ний.

В Сиб. регионе в кон. XX в. существовало 7 муз.-творч. союзов с центрами в Новосибирске (1942), Красноярске (1983), Омске (1987), Иркутске (1997), Улан-Удэ (1940), Кызыле (1978), Якутске (1979) и творч. содружество композиторов в Кемерове (1999). В 1960 основана Дальневосточная орг-ция СК, объединившая композиторов Хабаровска, Благовещенска, Владивостока.

До XX в. на тер. Сибири случаи создания муз. произведений европ. типа были единичными. Ряд соч. принадлежит жившему в 1828–32 в Тобольске ссыльному композитору А.А. Алябьеву. В 1830-х гг. писал музыку композитор и дирижер, ссыльный граф К. Волицкий, выпускник Парижской консерватории, авт. оперы на текст П.П. Ершова «Сибирский день» (1837), музыки к спектаклю «Удачный выстрел, или Гусар учитель» (пьеса Я.И. Чернявского и декабриста Н.А. Чижова), концертино для трубы, танц. пьес. Отд. произведения сочиняли музыканты-любители из среды декабристов.

В нач. ХХ в. композит. творчество в Сибири приобрело развитые формы. Муз. сочинения создавались регентами церк. хоров: П.И. Ивановым-Радкевичем, Ф. Мясниковым, М.С. Алтабасовым, С.Д. Саватеевым и др. В 1900-е гг. уроки фортепиано в муз. классах Владивостокского собрания приказчиков вел композитор А.А. Антонаковский, учившийся в Киевском муз. уч-ще Имп. Русского музыкального об-ва. Сохранился гимн «Славься, царь миролюбезный!», посвящ. 300-летию Дома Романовых, написанный омским композитором С. Синиговым. Яркой творч. личностью 1-й трети ХХ в. являлся живший в Томске, затем на Алтае А.В. Анохин – этнограф, муз.-обществ. деятель, хормейстер и композитор. Его наследие составляют сольные и хоровые песни, вок.-инструм., инструм. и муз.-сценич. произведения («Талай-хан» и «Хан-Эрлик», сюита «Хан-Алтай» для хора и струн. оркестра).

В 1920–30-х гг. самодеят. авторами, как русскими, так и представителями корен. народов Сибири, сочинялись массовые песни. Инструм. пьесы, муз.-театр. композиции создавали композиторы М.И. Невитов, К.Н. Нечаев, П.П. Вальдгард, Г.Э. Ланэ, П.М. Берлинский, В.И. Морошкин, М.Н. Жирков.

К 1930–40-м гг. относится зарождение бурят., тувин., якут. композитор. школ. У истоков этих процессов стояли рус. композиторы, работавшие в русле традиций отеч. музыки и обогащавшие их интонациями, свойственными фольклору народов Сибири. Осваивая этот опыт, молодые композиторы корен. этносов шли по пути синтеза нац. мелоса с европ. формами муз. мышления. В Туве нач. период формирования композитор. школы связан с деят-тью дирижера и композитора Л. Израйлевича (работал в республике в 1941‑43), композитора и фольклориста А. Аксенова, дирижера и композитора Р. Мироновича, приехавших в Кызыл в 1943. В эти годы делали 1-е шаги тувин. композиторы А. Чыргал-оол, Р. Кенденбиль (см. Тувинская музыкальная культура). В становлении якут. композитор. школы в 1940-е гг. существенна роль М. Жиркова и группы командированных в республику столич. композиторов: Л. Белого, Г. Гамбурга, В. Гейгеровой, Ю. Крейна, Г. Литинского А. Лошпана, М. Мееровича, М. Мильмана, Н. Пейко и др. (см. Якутская музыкальная культура). В Абакане с 1942 активно работал фольклорист и композитор А.А. Кенель.

Первой регион. орг-цией стал Союз композиторов Бурятии (1940), в состав к-рого вошли композиторы: П.М. Берлинский (пред., 1940–46), В.И. Морошкин, Н.Н. Тихонов, Д.Д. Аюшеев, Ж.А. Батуев, Б.Б. Ямпилов, композиторы-мелодисты А. Бардамов, Ч. Генинов, Н. Халбаев. В разные годы СК Бурятии возглавляли Д.Д. Аюшеев, Б.Б. Ямпилов, Б.О. Цырендашиев, Б.Б. Дондоков, А.А. Андреев, с 2004 – П.Н. Дамиранов. В СК Бурятии в наст. время представлены 3 поколения бурят. и рус. музыкантов – композиторов и музыковедов (всего 13 чел.).

В 1942 организовано Новосибирское отд-ние СК (пред. правления М.И. Невитов), объединившее композиторов Зап. Сибири, Хакасии и Алтая. В его создании участвовали эвакуир. из Москвы композиторы Г.В. Свиридов, К.В. Молчанов, М.И. Блантер, В.В. Щербачев, О.Б. Фельцман. В 1946 оно преобразуется в Сиб. межобл. отд-ние СК с центром в Новосибирске, с 1951 ‑ Сиб. отд-ние (орг-ция) Союза композиторов (СО СК). Руководителями СО СК в разные годы были А.П. Новиков, К.Н. Нечаев, В.С. Левашов, А.Н. Котляревский, А.Ф. Муров, Г.Н. Иванов, Ю.И. Шибанов, с 1996 – пред. правления Ю.П. Юкечев. Значит. роль в становлении СО СК сыграл А.П. Новиков (1909–79) – один из основателей орг-ции, ответ. секр. в 1940-е гг., пред. правления в 1970-е гг., создатель и худ. рук. ансамбля песни и пляски СибВО (1939–63), худ. рук. Сиб. рус. народ. хора (1969–79), авт. многочисл. песен, вокально-симф. произв., музыки для оркестра рус. народ. инструментов и др. В годы войны большая группа композиторов работала в Иркутске – украин. мастера М.И. Вериковский, В.Я. Йориш, Л.С. Гуров, Ю.С. Мейтус, иркутянин Г.Э. Ланэ.

До кон. 1980-х гг. Сиб. организация СК, будучи самой круп. в регионе, имела всесиб. значение. В 1960 в ней состояло 11 чл., в 1980 – 22 (14 композиторов), в 1989 – 31 (20 композиторов), в 1995 – 34 чл. (22 композитора). 1-й пленум СО СК (апр. 1950) стал смотром творчества сиб. композиторов – Новосибирска (В. Левашов, А. Новиков, М. Невитов, К. Нечаев, В. Денбский, П. Вальдгардт), Иркутска (Г. Лане, Ю. Матвеев), Томска (Е. Корчинский), Алтая (А. Анохин, А. Ильин). В 1960–80-е гг. регулярно проводились тематич. пленумы и семинары, посвящ. развитию муз. жанров (симф. и камер. музыке, хоровому искусству), обсуждению творчества сиб. авторов из городов региона; конф. и симпозиумы по проблемам муз. критики, совр. музыки, муз. культуры народов Сибири и Д. Востока, творчества сиб. композиторов и т. д. Особое внимание в деят-ти СО СК уделялось музыке народов Сибири. В окт. 1978 состоялся пленум, посвящ. творчеству композиторов народов Сибири (Тувы, Бурятии, Якутии, Хакасии, Алтая). В 1984 в связи с нач. работы над «Памятниками фольклора народов Сибири и Д. Востока» в СО СК была организована фольклор. комиссия. Стали проводиться выезд. концерты, пленумы (в Барнауле, Томске, Омске, Кемерово), фестивали и т. д. В фестивале «Панорама сибирской музыки» (февр. 1987) участвовали 6 композитор. орг-ций – Сибирская (Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул), Красноярская, Бурятская, Тувинская, Якутская и Дальневосточная.

Развитию композитор. творчества в регионе во мн. способствовало создание класса композиции в Новосибирской гос. консерватории (1959, рук. проф. М.А. Гозенпуд, затем Г.Н. Иванов). Его 1-м выпускником стал А.Ф. Муров, впоследствии изв. композитор и педагог.

В кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. заметным становится творчество таких композиторов, как А. Чыргал-оол, Р. Кенденбиль – в Туве, Б. Ямпилов, Ж. Батуев, Д. Аюшев – в Бурятии. Начинается творч. деят-ть Н. Берестова и Г. Комракова в Якутии, С. Манжигеева – в Бурятии. В последующие десятилетия в Сибири появляется значит. число молодых композиторов – выпускников Ленинградской, Уральской и Новосибирской консерваторий. Это Х. Дамба, Б. Нухов, В. Тока – в Туве, А. Андреев, Г. Дашипылов, Ю. Ирдынеев, Б. Цырендашиев – в Бурятии, С. Белоголов, З. Степанов, В. Кац – в Якутии, Г. Челбораков – в Абакане, К. Лакин – в Томске.

В 1960–70-е гг. лицо сиб. музыки определяли, помимо названных, композиторы Ю.И. Шибанов, Ю.П. Юкечев, Ю.Е. Ащепков, О.Б. Иванов, Г.Я. Гоберник (Новосибирск), Е.Н. Кравцов, В.Г. Пешняк (Барнаул), В.А. Усович (Улан-Удэ), В.Ф. Павлов (Иркутск). Значит. группа композиторов появилась в кон. 1970-х – 1-й пол. 1980-х гг. в Красноярске в связи с открытием Ин-та искусств (см.: Красноярская гос. академия музыки и театра) ‑ В. Бешевли, Б. Иофис, О. Меремкулов, О. Проститов, В. Сенегин, И. Юдин. В Иркутске начали работать М. Шмотова и Л. Янковская. Заметные приращения в композит. сообществе Сибири произошли во 2-й пол. 1980-х – 1990-е гг.: А. Дериев, С. Тосин, А. Попов, С. Кравцов, Р. Столяр (Новосибирск), В. Пономарев, Э. Маркаич, С. Пучинин, С. Анисимов, Е. Чихачёв (Красноярск), К. Туев (Кемерово), В. Ксенофонтов, К. Герасимов, А. Самойлов, П. Иванова, П. Старостин (Якутск), Ю. Орлов (Омск), А. Прибылов, Б. Дондоков, П. Дамиранов, Л. Санжиева, Е. Олёрская (Улан-Удэ) и др.

В кон. 1970-х – 1980-е гг. орг-ции композиторов создаются в Туве, Якутии, Красноярске, Омске.

Первым пред. правления СК Тувы (1978) стал композитор А.Б. Чыргал-оол. В 2002 в тувин. СК входили 12 чел. (композиторы и музыковеды), пред. правления – Е.К. Карелина. Якутский СК (1979) возглавил З.К. Степанов, 1-й композитор-якут (окончил Новосибирскую консерваторию в 1972 по классу Ю.П. Юкечева). Среди соч. З.К. Степанова ‑ симф. циклы, симф. пьесы и поэмы («Сказка старика», 1973; «Ритуальный танец шамана», 1976; «Весенние голоса», 1980; «Зов солнца», 1982; фантазия «Танец Удаганки», 1989), опера «Колыбельная песня», кантата «Встреча с Ойунским», камерно-инструм. произведения, хоры и др. В 2006 СК в Якутии объединял 12 чел. (7 композиторов и 5 музыковедов). Традиц формы деят-ти нац. СК: творч. встречи, концерты, конкурсы, фестивали (напр. «Музыкальное лето в Туве»), выезды в отдален. р-ны своих республик.

1-м пред. правления Красноярской орг-ции СК (1983) был О.И. Меремкулов, c 1997 – О.Л. Проститов. Первонач. она объединяла 9 чел., на 2007 в ней насчитывалось 17 чел. (11 композиторов и 4 музыковеда). В 1980–90-е гг. СК Красноярска развернул актив. деят-ть. На пленумах, науч.-практич. конф., кроме муз. проблем, обсуждались вопросы культ. развития региона. В числе мероприятий – отчет. концерты в Москве, Дни красноярской музыки в Ленинграде, фестивали совмест. с чешск. (1986) и болгар. (1989) композиторами, «Панорама сибирской музыки в Красноярске» (1990). Музыка краснояр. композиторов звучала на съездах СК России (1995, 2000, 2005), регулярно проводятся творч. вечера и концерты в Красноярске, в т. ч. благотворительные. Издан 1-й компакт-диск (соч. Ф. Веселкова, В. Пономарева, Э. Маркаича, И. Беловой, О. Проститова). По инициативе СК прошли регион. конкурсы юных композиторов «Symphoniacus integer» (2003, 2005, 2006), последний конкурс посвящен 100-летию со дня рождения Д. Шостаковича.

Омская орг-ция СК (1987) возникла по инициативе композитора И.М. Хейфеца (пред. правления в 1988–91). К сер. 1990-х гг. она насчитывала 9 чел. С 1995 входит в Урало-Зауральское объединение СК России (Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Омск) как Омская-Зауральская орг-ция СК России. К 2006 (пред. К.Л. Брысов) в ее составе 5 чел. В 6 секциях омского СК (акад. и массовых жанров, муз. просветительства и критики, муз. науки и этнографии и др.) работает более 30 чел. – музыковеды, фольклористы, педагоги, исполнители, хормейстеры и т. д.

В 1990-е гг. в деят-ти творч. орг-ций нарастали трудности и противоречия, обусловленные мат. проблемами, оттоком композитор. кадров в др. страны и города центр. России. Несмотря на это, удалось осуществить круп. акции, напр. фестиваль «Панорама сибирской музыки» (Новосибирск, 1997). Возникли новые орг-ции СК в регионе. Создана Иркутская обл. орг-ция «Союз композиторов» (1997, Иркут. обл. представительство СК России), объединившая 9 композиторов и музыковедов (рук. Л.В. Янковская). В 1999 появилось творч. содружество композиторов Кузбасса (Кемеров. представительство СК России) во гл. с композитором В.М. Пипекиным.

Во 2-й пол. XX  в. композиторами – представителями нац. сиб. школ написано ок. 50 опер, 40 балетов, более 60 произведений кантатно-ораториальных жанров, ок. 150 соч. для симф. оркестра. Десятки соч. насчитывает оперное творчество бурят. композиторов. В Якутии за период от премьеры оперы М. Жиркова – Г. Литинского «Нюргун Боотур» (1947) до премьеры оперы «Сын солнца» А. Созонова (1987) написано 11 произведений в этом жанре. Композиторами Тувы на основе нац. материала созданы муз. комедии, в т. ч. «Певцы дня» А. Чыргал-оола, «Саянская русалка», «Инчеек» и «Небесная девушка» Р. Кенденбиля. Яркие достижения бурят. проф. музыки связаны с балет. творчеством («Цветы жизни», «Чурумчуку», «Гэсэр», «Сын земли» и др. Ж. Батуева, «Красавица Ангара» Л. Книппера и Б. Ямпилова). В муз. нац. культурах создаются оратории и кантаты. Среди др. жанров в нац. композит. школах в 1950–70-е гг. получает развитие круп. инструм. программное соч. – поэма, сюита, увертюра. Симф. поэмы преобладают в Туве – «Поэма радости» А. Чыргал-оола, «Родные просторы» Р. Кенденбиля, «Тувинские пейзажи» В. Тока, «Моя Тува» Х. Кара-Дамбы и др. Бурят. и якут. авторы чаще обращаются к сюитам и увертюрам ‑ «Колхозная сюита» и «Симфонические эскизы» Ж.. Батуева, ряд соч. Д. Аюшеева, Б. Ямпилова, З. Степанова, Н. Берестова и др.

Немало значит. произведений создано композиторами Сибири в традициях отеч. муз. классики. В их числе: оперы «Алкина песня» и «Ревизор», Концерт для виолончели с оркестром Г. Иванова; симф., хоровое и кантатное творчество А. Мурова; «Бражная литургия», «Симфония на шести нотах» и симф. элегии Ю. Шибанова; кантаты «Рубайат», «При свече», балеты, электронные соч. Ю. Юкечева;, симфония «По прочтении В. Астафьева» О. Меремкулова; 2, 3, 4 симфонии Л. Нгуена; Концерт для ф-но с оркестром и «Муэзы» О. Проститова; Литургии, Всенощные, Чин венчания В. Пономарёва; Соната-каприччио и Соната для балалайки В. Бешевли; Прелюдия и фуга для скрипки-соло Б. Иофиса; 6 сонетов на стихи Г. Лорки для сопрано, скрипки и фортепиано В. Пороцкого; Квартет для труб и тромбонов, Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, валторны и фагота, Виолончельный концерт И. Юдина; Концерт для органа и камерного оркестра «Рождение Байкала», «Поэма о свете» для органа, флейты, трубы и рояля Л. Янковской и др.

Лит.: Музыка Сибири и Дальнего Востока. М., 1982; Музыкальная культура Сибири и Дальнего Востока: история и современность. Новосибирск, 1983; Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1986; Куницын О. Музыкальный театр Бурятии. Улан-Удэ, 1988; Головнева Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (1920–1985). Новосибирск, 1994; Музыкальная культура Сибири. Новосибирск, 1997. Т. 3., кн. 1, 2; Церковные песнопения сибирских композиторов. Красноярск, 1999; Союз композиторов Республики Бурятия: К 60-летию со дня основания (1940–2000). Улан-Удэ, 2000; Гончаренко С. Сибирская композиторская организация. Новосибирск, 2003; Музыкальная культура Новосибирска. Новосибирск, 2005.

А.М. Лесовиченко, Л.Л. Пыльнева