Роецкий Викентий Игнатьевич

Инженер Роецкий

Роецкий Викентий Игнатьевич (1861-1896)

начальник изыскательского отряда для определения местоположения железнодорожного моста через Обь.

Печатается по книге:

«Созидатели»: очерки о людях, вписавших свое имя в историю Новосибирска. Т. II. С. 384-388.

Составитель Н. А. Александров; Редактор Е. А. Городецкий.

Новосибирск: Клуб меценатов, 2003. – Т.1. - 512 с.; Т.2. - 496 с.

 

Исторические штампы настолько сильны, что, будучи один раз опубликованы, уже считаются аксиомой. На вопрос, кто основатель Новосибирска, практически всякий без запинки ответит: Гарин-Михайловский, построивший железнодорожный мост через Обь. А между тем был человек, который еще до него увидел в своем воображении этот мост на том самом месте, где он сейчас находится. Его имя Викентий Роецки.

Инженер польского происхождения Викентий-Игнатий Роецки – одна из самых неисследованных фигур в истории возникновения Ново-Николаевска, впоследствии – Новосибирска. Родился он в 1861 году. Обстоятельства же, благодаря которым он станет впоследствии в единый ряд «отцов-основателей» Ново-Николаевска, сложились несколько позже.

В июне 1891 года Викентий Игнатьевич Роецкий (именно так, на русский лад стали именовать молодого инженера) был направлен с небольшим отрядом на изыскательские работы в район села Кривощеково. Причем Кривощеково являлось лишь одним из пунктов большого маршрута, который предстояло пройти изыскателям.

Объем работ отражен в одном из документов того времени – донесении Министру финансов С. Ю. Витте от начальника строительства дороги К. Я. Михайловского: «По сведениям, полученным от инженера Роецкого, оставшегося в Колывани для съемки бассейна реки Объ, изыскания для линии железной дороги по пересечении Оби у села Кривощеково произведены у нескольких поселений. Намеченный изыскателями путь по мнению инженера Роецкого удовлетворяет всем техническим требованиям сооружения. Переход р. Объ у села Кривощеково и р. Томь у села Тутальского на всем пространстве этих рек – лучший».

Умение молодого специалиста профессионально определять перспективные направления были замечены и в Петербурге. В 1892 году инженеру Викентию Игнатьевичу Роецкому за успешные изыскания был пожалован чин титулярного советника. В музее Южно-Уральской железной дороги сохранилось свидетельство о пожаловании инженеру Роецкому этого чина. Более того, на обратной стороне свидетельства есть интересная запись: «1893 года февраля 3-его дня в Виленском римско-католическом приходском Всех Святых костеле поименованный в сем билете старший инженер путей сообщения В.И. Роецки бракосочетался с дворянкой Дэзи Жоховской. Удостоверил собственноручно с приложением костельной печати настоятель ксендз Й. Ц. Жоховский».

 Стоит отметить, что в те времена бракосочетаться гражданам неправославной веры, работающим в государственных органах, было не так просто. Требовалось пройти всю служебную иерархическую лестницу, чтобы получить одобрение со стороны начальства на вступление в брак. Однако авторитет Викентия Роецкого был так велик, что прошению на имя его превосходительства, начальника работ Константина Яковлевича Михайловского быстро дан ход, и этот брак одобрил председатель управления казенных дорог. Молодая семья переехала в Челябинск. Но жить оседло таким людям, как Роецкий, не суждено. Вскоре его направляют на строительство Запсиба в район города Петропавловска. Жена Дэзи, ставшая теперь Маргаритой Павловной, повсюду следует за мужем и терпеливо переносит все тяготы кочевой жизни. В 1894 году в семье Роецких появляется дочь – Янина-Мария.

К сожалению, сегодня восстанавливать жизненный путь таких людей, как инженер Роецкий, крайне трудно, поскольку данные о нем очень скудны и разбросаны крохами по музеям истории железной дороги от Бреста до Сибири. Удачные изыскания, предопределившие появление Ново-Николаевска в конце девятнадцатого века, еще не имели той значимости, что теперь. Известно доподлинно, что Викентий Игнатьевич был человеком высокообразованным – помимо средней школы он имел два высших образования, а его технические выводы принимались во внимание на уровне министра казенных дорог России. Можно с уверенностью сказать, что труд инженеров железной дороги не был «кабинетным». Вместе с рабочими изыскательских партий они проходили пешком по бездорожью сотни километров, чтобы лично убедиться в правильном выборе места для прокладки пути. Достаточно подробно об этом писал в своей повести «Инженеры» Н. Гарин-Михайловский, одним из прототипов которой стал именно Викентий Игнатьевич Роецкий.

Изматывающий, напряженный ритм жизни не мог не сказаться на здоровье Роецкого. Первый тревожный «звонок» прозвучал в начале 1895 года, когда он попросил продлить текущий отпуск в связи с нездоровьем. О недугах молодого инженера 11 марта 1895 года докладывал начальству и врач Западно-Сибирской железной дороги Николай Шмитц: «…наблюдается нарушение центральной нервной системы и как следствие – расстройство пищеварительных функций».

Отпуск Викентию Роецкому продлили, и он уехал из Сибири в Гродненскую губернию восстанавливать подорванное здоровье, и в июле вроде бы даже пошел на поправку, а в конце месяца и вовсе вернулся к месту службы. Рождение второй дочери Марии-Терезы практически совпало с производством Роецкого в коллежские асессоры. Но на службе дела явно пошатнулись и уже не могли идти так гладко, как до этого. Несмотря на то, что Викентий Роецкий, как и раньше, работал инженером, его прежнее должностное место за время болезни оказалось занятым. Возможно, именно этот факт стал причиной очередного ухудшения здоровья на нервной почве. Врач Шмитц снова шлет телеграмму К. Михайловскому, отдыхающему в Санкт-Петербурге. Но не успевает последний отреагировать, как следом отправляется еще одна телеграмма, в которой врач фактически подписывает Роецкому приговор: «Ввиду безнадежного положения прошу разрешить В. И. Роецкому приехать в Челябинск, а также назначить комиссию для медицинского освидетельствования на предмет получения усиленной пенсии». Прошение об отправке больного в одну из университетских клиник только подчеркивало серьезное положение дел.

 Надо отметить, что Константин Яковлевич Михайловский, будучи непосредственным начальником Роецкого, отнесся к его беде, как к своей собственной. Видимо понимая, что дело идет к концу, он хлопочет о предоставлении больному и его семье отдельного вагона до Варшавы, а также денежной помощи, так как Роецкие крайне ограничены в средствах. Но надо представлять себе огромные масштабы Российской империи, чтобы понять, как легко теряется на ее просторах даже искреннее участие. Скорее всего, своеобразный «последний долг» был отдан Роецкому с большими проволочками. Вагон выделили, но только спустя полмесяца, поскольку отъезд совпал с проведением знаменитой Ирбитской ярмарки, и все вагоны были заняты на перевозке деловых людей и товаров. Возможно, из-за этой задержки В.И. Роецкий не добрался до Варшавы, он умер в Брест-Литовске 8 марта 1896 года, там же и похоронен. Было Викентию Игнатьевичу Роецкому 35 лет. Будучи человеком крепкого телосложения, достаточно молодым, инженер Роецкий не смог противостоять последствиям нервных заболеваний. По мнению врачей именно последние три года чрезмерных физических и умственных нагрузок погубили его.

 Как свидетельствуют архивные документы, после смерти Викентия Роецкого отец Дэзи – Й. Ц. Жоховский переписывался с Константином Яковлевичем Михайловским по поводу выделения средств семье Роецких, потерявших кормильца, и деньги, хоть и небольшие, были изысканы… 

Издательство: 
Клуб меценатов
Место издания: 
Новосибирск
Год издания: 
2003 г.
подкатегория: 
Average: 3.9 (7 votes)

Комментарии

Опубликовано пользователем Константин Голодяев
Смутила фраза в подзаголовке о месте моста – «на том самом месте, где он сейчас находится». При всем моем уважении к Роецкому остается малоизвестным факт, что в последний момент место строительства моста перенесли вверх по течению на 200 саженей (420 метров), что позволило уменьшить глубину заложения опор на 5 саженей за счет скалистого ложа дна и достигнуть экономии почти в 800 тысяч рублей. (Рапорт инженера Александра Станиславовича Конопчинского от 8 сентября 1893 г.). Кстати, непонятный изгиб жд дороги в области ул. Путевая, возможно, и объясняет старая, проектируемая линия.

Добавить комментарий

Target Image